На первом этаже дома № 14 по проспекту Чкалова затеяли грандиозный ремонт, от которого здание трещит по швам. И все бы ничего, если бы дом не относился к памятникам архитектуры и градостроительства регионального значения.
Это же памятник!
Некогда на первом этаже этого трехэтажного жилого дома 1951 года постройки располагалась детская библиотека. Затем читальня съехала, помещение с подвалом кто-то выкупил. С 2013 года там начались шумные ремонты. Жители дома из разных источников узнавали о том, что там планируется открыть то книжный магазин, то медицинский центр. Только вот непонятно, как бы все это функционировало.
Нежилые помещения, встроенные в первые этажи жилых домов, как того требует СНиП 2.08.01-89, должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Конкретно в доме № 14 на Чкалова это вряд ли возможно, потому что целостность объекта охраняется законом. Жилой дом расположен в 1-й охранной зоне памятников архитектуры и градостроительства Дзержинска, отнесенных к памятникам истории и архитектуры регионального значения. Портить фасад дома, ломая оконные проемы или, хуже того, стены для отдельного входа, вряд ли кто-то разрешит. Приспособить памятник для современного использования можно только без изменения его особенностей, то есть с сохранением фасадной части. Так определено в Федеральном законе № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 44, 45).
Любые изменения фасадной части необходимо согласовывать не только с управлением архитектуры и градостроительства администрации Дзержинска, но и с региональным органом охраны объектов культурного наследия. В 2013 году, как рассказали нам жители дома, никаких такого рода согласований у нового собственника бывшей библиотеки не было. Об этом говорится и в письме от 22 марта 2013 года в адрес жителей дома за подписью главы администрации города Геннадия Виноградова. Поэтому новые хозяева шумели внутри своих владений, не затрагивая фасадной части. А что касается организации входа в помещение, то выход, кажется, был найден. Умники решили проложить его через второй подъезд, в котором соорудили якобы временный туннель из гипсокартонных плит. Жителям это не понравилось. К тому же такая конструкция оказалась незаконной и с точки соблюдения противопожарных норм, что впоследствии признали и в управляющей компании. Правда, жилищники побоялись демонтировать каркас. «Нет, не можем, а вдруг они (собственники помещения. – Прим. авт.) на нас в суд подадут», – переживали представители УК. Но проблема как-то рассосалась сама собой. Однажды перегородки не стало, и жители вздохнули аж на пару лет.
Опять двадцать пять
До минувшей зимы в бывшей библиотеке было тихо. Но в начале года на первом этаже снова закипела работа, шум от перфораторов стоял на всю округу. По всей видимости, работники крушили стены и на первом этаже, и в подвале. К дому, как рассказывают наши читатели, постоянно подъезжали самосвалы, в которые рабочие грузили мешки со строительным мусором. Отходы выносили прямо через оконные проемы фасадной части. «Наверняка сносили несущие стены, дом пошел трещинами по потолкам», – с ужасом рассказывала нам Юлия, хозяйка одной из квартир, расположенной прямо над бывшей библиотекой.
Жители дома попросили у нас, журналистов, помощи, потому что сами ее не дождались от контролирующих органов. «Обратились в ГЖИ, и что толку? – продолжала взволнованная девушка. – Пришла инспекция и предложила дежурить с ружьем, вызывать полицию, которая, по ее выражению, нам тоже ничем не поможет.»
Отметим, что именно «ДВ» обратилось в Государственную жилищную инспекцию с просьбой провести проверку, чтобы подтвердить или развеять опасения своих читателей по поводу сохранности ценного с исторической точки зрения объекта. Проверка ГЖИ, увы, показала, что жители жаловались не напрасно.
«В квартирах № 19 и 20 по комнатам на потолке обнаружены волосяные трещины окрасочного слоя, установить причину образования волосяных трещин на момент обследования не представляется возможным», – сообщается в ответе ГЖИ по результатам инспекционного обследования, которое специалисты ведомства провели совместно с представителями ООО «УК «Управдом» 16 февраля текущего года.
Вместе с тем контролеры даже не стали разбираться в причинах того, почему расходится дом. Оказалось, что вопросы реконструкции и перепланировки нежилых помещений находятся вне компетенции ГЖИ. Об этом сообщается в письме в адрес «ДВ» за подписью начальника дзержинского отдела инспекции Алексея Заики. Потому для дальнейших разбирательств ГЖИ направила соответствующее обращение на имя главы администрации Дзержинска Виктора Нестерова. Однако и исполнительная власть спихнула с себя ответственность за судьбу здания. Градоначальник «отписал проблему» в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области. Об этом официальным письмом от 9 марта нас уведомил первый заместитель главы администрации Дзержинска Анатолий Слизов.
Не будете ли вы так добры…
От стройнадзора тоже оказалось мало толку. 16 марта представители инспекции вышли на место, никого не застали, развернулись и ушли. В письме от того же 16 марта на имя главного редактора «ДВ» и. о. начальника инспекции Мария Пинегина сообщила нам, что у ведомства нет информации о правообладателе объекта. В этой связи чиновники взяли тайм-аут, чтобы найти хозяина. Правда, вместо обращения в органы полиции и прокуратуры с заявлением на противозаконные действия инспекция решила обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области» с запросом о предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о зарегистрированных правах на объект недвижимости. Удивительное дело, например, администрации города еще в 2013 году было известно о том, кто хозяйничает в бывшей библиотеке. В вышеупомянутом письме за подписью Виноградова сообщалось о неком Самусевиче Н.А. Инспекция стройнадзора через пару недель получила такую информацию из ЕГРП, что собственник не сменился. После соблюдения формальностей чиновники объявили о новой проверке, обозначив временной коридор с 31 марта по 3 апреля текущего года. О визите на объект инспекция уведомила и его собственника. Однако и на сей раз контролеров ждали закрытые двери.
«Самусевич Н.А. воспрепятствовал законной деятельности должностного лица инспекции по проведению надзорного мероприятия», – сообщалось в ответе «ДВ» за подписью той же Пинегиной от 10 апреля сего года.
Воспрепятствование в свою очередь выразилось в том, что собственник не направил своего представителя для участия в проверке, не обеспечил доступ в помещение, не представил необходимую для проверки документацию. На этом инспекция подытожила свою работу, ограничившись возбуждением дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4.1. КоАП РФ. Наказание по этой статье предполагает штраф от 500 до 1000 рублей.
Короче говоря, и на сей раз у контролеров не получилось установить, отчего растрескались стены в квартирах дома. Ограничившись административным штрафом, чиновники, видимо, решили успокоиться и прекратить дальнейшие разбирательства относительно сохранности исторического объекта. По крайней мере представитель ведомства госпожа Изотова, как рассказали нам жители дома, посоветовала им обращаться в полицию и прокуратуру. Например, в час, когда в помещении бывшей библиотеки начнутся какие-то работы.
И вот накануне Дня Победы на первом этаже снова зашумели электроинструменты. Жители сообщили об этом нам, а мы утром 6 мая обратились в дежурную часть УВД Дзержинска. Те спустили заявку в первый отдел полиции. Жители организованно ждали наряд, чтобы написать заявление, но полиция не спешила. На постоянные звонки в дежурную часть нам обещали: «Скоро приедем». В итоге прибыли спустя без малого пять часов. И то после обращения вашего покорного слуги на телефон доверия областного главка УВД и федерального МВД. Но и визит полицейских не дал положительных результатов в борьбе с «реконструкторами» памятника истории. Люди в погонах собрали заявления с парочки квартир, сообщив, что будем разбираться, и были таковы. А в приватной беседе заявили, что вряд ли чем-то смогут помочь, и посоветовали обратиться в прокуратуру.
Вот так типичная история с действиями по реконструкции помещения в жилом доме вылилась в обыкновенный футбол между контролирующими ведомствами. Полагаем, что чиновники и правоохранители проснутся и будут предпринимать меры, когда от дома начнут отваливаться стены. Но тогда уже будет действительно поздно. Все же надеемся, что контролирующие органы проявят благоразумие и настучат по рукам тем, чьи действия угрожают целостности исторического наследия.
«ДВ» обещает следить за развитием событий.
Вадим Щуренков