Очередной исследовательской работой о подвигах наших земляков в Великую Отечественную войну накануне Дня Победы поделились ученики школы № 35. Ребята и их наставник – учитель ИЗО, руководитель школьного музея Надежда Охапкина – открыли много новых фактов о подвиге летчика-инструктора из Дзержинского аэроклуба Михаила Старчикова.
От портрета – к судьбе
«Актив музея нашей школы занимается поиском материалов по истории Дзержинского аэроклуба, летчики-инструкторы и выпускники которого геройски сражались с врагом в небе в годы Великой Отечественной войны. Многие не вернулись с боевых заданий. Среди них Михаил Иванович Старчиков. В зале Воинской славы нашей школы была лишь одна фотография летчика и больше никакой информации о нем. Когда два года назад здесь проходило заседание городского Совета ветеранов, к нам подошел один из гостей и сказал, что он Михаил Старчиков, сын инструктора Старчикова Михаила Ивановича», – рассказали ребята из школы № 35.
Дружба с сыном и женой летчика Верой Игнатьевной помогли школьникам узнать, как жил, сражался и погиб их земляк.
Михаил Иванович Старчиков родился в 1918 году в деревне Троица Московской области. В семье Старчиковых, кроме старшего Михаила, было еще два сына. Все сыновья воевали. Средний из братьев, Петр, был призван на фронт в 1941 году. Он, гвардии сержант, помощник командира стрелкового взвода, участвовал в Сталинградской битве. Младший, Владлен, умер от ран в 1943-м, он похоронен на Украине.
Сам Михаил в начале войны поступил в Мытищинский аэроклуб, а потом его уже инструктором направили в Дзержинский аэроклуб. Инструктор Старчиков по долгу службы встречался со студентами Чернореченского химического техникума, рассказывал им об условиях обучения в аэроклубе, о самолетах. Там он познакомился со своей будущей женой – комсомолкой-активисткой, красавицей Верочкой Тимошкиной. 22 марта 1940 года они стали мужем и женой.
В 1941 году все летчики-инструкторы дзержинского аэроклуба вылетели с аэродрома в Бабино на фронт. Проводила мужа и Верочка. Они как раз ждали появления первенца. Муж просил, если родится сын, назвать его Мишей. Через несколько месяцев летчику Старчикову удалось вырваться домой, в краткосрочный отпуск. Тогда, возвращаясь на фронт, он забыл дома записную книжку.
Дневник летчика
В январе 1942 года в городе Алатырь, куда направили Михаила Старчикова, был сформирован 708-й авиационный полк легких бомбардировщиков. Летали на самолетах По-2, которые отличались большой устойчивостью в воздухе, небольшой посадочной площадкой и высотой полета 25 – 30 метров. К самолетам были прикреплены люльки, в которых перевозили грузы. После боев за Москву с самолетов люльки сняли и прикрепили бомбодержатели, и полк из транспортного превратился в военный. В его состав попали и летчики-инструкторы Дзержинского аэроклуба Василий Дубровский и будущий Герой Советского Союза Николай Конышев.
В начале февраля 1942 года полк начал боевые действия на Калининградском фронте. Пилот Михаил Старчиков с первых дней на фронте показал себя самым смелым воином.
…На пожелтевших страницах дневника летчика – скупые строчки, написанные в первые шесть месяцев войны. Читаешь и понимаешь, что за ними – душа человека. Мурашки по коже…
«Прощай, Горький! Не знаю, когда увижу я тебя… Но хочется, чтобы побыстрей…» – первая запись в конце ноября 1941г. И дальше:
«09.01.42 г. – вылетели из Алатыря;
07.02 – перелетели в Андриаполь;
10.02 – первый боевой вылет прошел нормально, немного обстреляли;
13.02 – два вылета, обстреляли с зениток;
14.02 – один вылет, обстрелян с воздуха;
22.02 – перешли на ночь, сделал два вылета, прошли хорошо;
23.02 – два ночных вылета, второй не выполнил, была сплошная дымка;
29.02 – летал выручать Конышева.
С 23-го не летаем, готовимся к перебазировке на другой аэродром. Cкучаю по жене, разные нехорошие мысли в голове, от нее письма не получаю, должна родить. Что и как, не знаю, сильно беспокоюсь;
05.03 – умираю со скуки, пишу письма, пишу все хорошо, спокойно, а на самом деле над головой летают и бомбят часто;
07.03 – прибыли в деревню Машутино в 20 км от Торжка. Долетели хорошо, устроились тоже;
12.03 – летал в Андриаполь за грузом, долетел хорошо. После этого летал на выручку Княжева.
16.03 – живу без изменений. Вечером получил боевое задание, летал в Мартюшино. Полет проходил хорошо. Прилетел Конышев с вынужденной;
18.03 – болен, трясет малярия, отдыхаю;
22.03 – годовщина как я женат. Ходил за молоком в деревню Анютино. В лесу изрядно постреляли. Конышев получил письмо. Везет.
23.03 – написал открытку и подписал, что это последняя, если не будет ответа. Крусин разбил машину. Очень жалко: хороший парень и комиссар. Вот уже больше месяца нет Дубровского… Улетел 15 февраля. Жалко, хороший парень, наверное, погиб.
25.03 – с нетерпением жду весточку от Веры. Сегодня 4 месяца, как я вылетел из Горького. Все 4 месяца – в скуке и тревоге за Веру, мою милую ненаглядную крошку. Вчера было построение, зачитали приказ. Я лейтенант;
26.03 – большая радость: получил от жены письмо. У меня сын, на душе стало легче и спокойнее;
29.03 – Рыбинск. Сегодня был целый день на аэродроме, собирали машину. Хочется скорее улететь, а то здесь очень скучно. Вчера получил одно письмо от Веры.
04.04 – вчера вылетел на ночное задание. Прилетел в 10 утра. Сделал два полета: аэродром – Андреаполь и Будово – Андреаполь. Сделал два круга вокруг дома, где жил. Вышла хозяйка. Вечером получил письмо от Верушки;
16.05 – Наверное, скоро начнем бомбить, скоро отойдет праздничная жизнь, начнутся андреапольские денечки, варфоломеевские ночки. Штурмана у меня хорошего забрали. Дали другого, правда, парень неплохой. Будем ждать, что будет;
17.05 – летал ночью тренировочные по кругу и по маршруту;
19.05 – 20.05 – тренировочные ночью полеты. Готовимся к бомбардировке. Летал два раза на новый аэродром;
21.05 – перелетели все на новый аэродром… начнем бомбить. Настроение неважное, получил от Владьки письмо, что у мамы очень плохое состояние;
23.05 – сделал 7 боевых вылетов. Работка подходящая.
25.05 – первый полет на бомбометание и – неудачно, привез обратно… от самой цели была облачность. Но ничего, мы им еще покажем;
26.05 – летал бомбить дорогу Ржев – Сычевка, все в порядке. Возвращался под градом пуль;
27.05 – делал два вылета по переднему краю. Прилично обстреляли, привез пробоину.
28.05 – боевой вылет: бомбил скопление войск в районе Оленино. Полет проходил нормально. Обстреляли немного, возили листовки;
08.06 – после 2-х дней отдыха ввиду плохой погоды – задание бомбить аэродром Ржева. У всех настроение неважное. Этот район очень сильно укреплен. Полетел, первое задание выполнил нормально, обстреляли;
9.06 – полет в район Оленино проходил нормально.
14.06 – какая радость! Лечу в Горький, увижу жену и еще ни разу не видел сына».
Новые подвиги
4 сентября 1942 года Михаил Старчиков был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе отмечалось, что за время нахождения в Красной Армии он сделал 12 боевых вылетов в группу войск генерал-лейтенанта Маслянникова, находящегося в окружении. Из них 7 вылетов ночью, в сложных метеоусловиях. Экипаж Старчикова доставил 142 шт. снарядов, бензина 780 кг. На обратных рейсах вывезены 2 раненых и 103 парашюта.
6 ноября 1942 года Старчикова награждают вторым орденом Красной Звезды за 130 боевых вылетов, из них 90 – ночное бомбардирование войск противника в районе Ржева. За год, с сентября 1942 года, на самолете У-2 Старчиков совершил 303 боевых вылета.
В ночь на 30.12.42 г. успешно выполнил спецзадание по высадке разведчиков в районе Смоленска.
7 декабря 1943 года за проявленное мужество Михаил Старчиков награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
22 июля 1944 года старший лейтенант Старчиков был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, а 12 июля 1944 года представлен к ордену Красного Знамени.
…Орден Красного Знамени он получить не успел. В наградном листе в графе «Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне» красным карандашом написано: «погиб».
В июле 1944 года жене Вере Игнатьевне Старчиковой пришла похоронка, в которой сообщалось, что Михаил Иванович Старчиков, старший лейтенант, командир звена, член ВКП/б/ 10.07.44 г. убит при выполнении боевого задания на самолете У-2, похоронен в деревне Струпейкяй, рядом с городом Утена. Подробности гибели любимого мужа Вера Игнатьевна узнала лишь через 40 лет после Победы.
Письмо от друга
В 1975 году в Горком комсомола города Дзержинска пришло письмо от Александра Крусина, бывшего заместителя командира по политчасти (о нем упоминает Старчиков в своих записях): «Дорогие ребята! В 1942 г. в городе Алатырь (Чувашская АССР) был сформирован 708-й авиационный полк легких бомбардировщиков.
В его состав в основном вошли летчики-инструкторы Горьковского, Автозаводского, Дзержинского и других аэроклубов нашей области. Из Дзержинского аэроклуба в этот полк был зачислен инструктор – летчик комсомолец Миша Старчиков. Его семья осталась в Дзержинске (адреса не помню). В начале февраля 1942 года полк начал боевые действия на калининградском фронте. В 1943 году полк был расформирован и на его базе была сформирована 574-я отдельная авиационная эскадрилья связи и передана 43-й наземной армии, которая в период наступления в 1944 г. продвигалась в Литве. Осенью 1944 года в период быстрого продвижения наземных войск в Прибалтике эскадрилья получила задание произвести разведывательный полет и установить, где находятся наши передовые и наземные войска. Это задание было поручено Мише Старчикову, вместе с ним в задней кабине полетел офицер связи наземной армии. Самолет с задания не вернулся. Был организован поиск по маршруту полета и в поле, около одного хутора, недалеко от опушки лесного массива, был обнаружен сгоревший самолет, а недалеко от него – убитые пилот и офицер связи.
Очевидно все происходило так: подлетая к лесному массиву, они увидели, что наши войска, двигаясь по дороге, входили в лес. В это время немцы, преследуемые нашими, выходили из леса и, увидев низко летящий самолет, обстреляли его с земли. Пожар в самолете возник в результате пробоины в бензопроводе. Летчик принял решение посадить горящую машину и попытаться спастись. Когда летчик и офицер связи покинули самолет и побежали, немцы открыли огонь и убили их. Так погиб ваш земляк комсомолец Миша Старчиков».
Близкие Михаила Старчикова предоставили юным следопытам семейные и военные фотографии.
«Для нас важно, чтобы о боевом пути Михаила Ивановича узнали как можно больше ребят и взрослых. Мы гордимся своими земляками! Память о них – это все, что у нас осталось, это ниточка, которая нас связывает с ними. Работа по сохранению памяти о курсантах и летчиках-инструкторах Дзержинского аэроклуба им. Каманина будет продолжена», – сообщили в заключение авторы исследовательской работы, 6-классники Анна Турутова и Владимир Баландин.
Материал подготовлен учащимися школы № 35