Дзержинское время

22 июня этого года будет вот уже 76 лет со дня начала Великой Отечественной войны. В каждой семье свои герои, чью память свято чтят потомки, бережно храня старые фотографии и медали предков. Трогательную историю своего деда, красноармейца Дмитрия Андреевича Жутова, который являлся участником Польской, Финской и Великой Отечественной войн, рассказал нам ветеран военной службы и боевых действий в Афганистане Александр Николаевич Артамонов.

Рождение новой семьи

Дмитрий Жутов появился на свет ранней весной 1904 года в селе Титово Калужской губернии в семье крестьянина Андрея Алексеевича Жутова и его жены Пелагеи Ивановны. И в том же 1904-м в деревне Коробки Тульской губернии, также в крестьянской семье, у Андрияновых – Семена Федотовича и его жены Ксении Стефановны – родилась дочь Татьяна. Семен Федотович, кроме ведения традиционного крестьянского хозяйства, славился на всю округу как шорник – кожаных дел мастер, был специалистом по изготовлению хомутов и конской упряжи.
И вот в начале 1920-х гг. в один из ярмарочных дней в Коробки съехались покупатели для того, чтобы у Семена Андриянова приобрести хомуты и повозки. Приехали сюда и Жутовы, стали торговаться. Вдруг Татьяна подошла к Дмитрию Жутову и сказала: «Вот бы покататься верхом на ваших лошадях». Это и стало началом их отношений, вскоре Татьяна вышла замуж за Дмитрия.
В 1920-х гг. в селе Титово был образован колхоз, затем сельский совет. В 1929 году 25-летнего Дмитрия Андреевича Жутова, как наиболее грамотного и добросовестного колхозника, избрали первым председателем сельсовета. Он же возглавлял политическое руководство совета. Приходилось нелегко, работы было много. Семья тоже росла. У Жутовых с 1924 по 1940 год родились 8 детей.

Приказ – идти на войну

К 1939 году в мире становилось все более неспокойно. Фашистская Германия продолжала вооружаться. 1 сентября 1939 г. Германия силами 62-х дивизий вторглась в Польшу и в течение месяца захватила ее. Началась Вторая мировая война. В самом начале сентября 1939 г. Дмитрия Жутова мобилизовали и направили в Белорусский особый военный округ в 11 армию. Войска Белорусского фронта Красной Армии в составе 4, 10 и 11 армий 17 сентября перешли Советско-Польскую границу и уже к 25 сентября с боями вышли на рубеж реки Западный Буг. К 1 октября вся Западная Белоруссия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Так красноармеец Дмитрий Жутов стал участником «Освободительного похода» 1939-1940 годов.
После демобилизации он вернулся домой и успел еще около месяца поработать счетоводом правления колхоза, но в конце ноября 1939 г. вновь был призван в действующую армию, теперь уже в Карелию.
Началась Советско-финляндская война (Зимняя война). Забегая вперед и опираясь на архивные документы, скажем, что красноармеец Д.А. Жутов с августа 1941 г. служил в 529 стрелковом полку 163 моторизованной дивизии. Следовательно, можно предположить, что в ноябре 1939 г. он был призван в ту же дивизию (на тот момент – стрелковую), тем более что она формировалась в августе 1939-го в городе Белеве Тульской области, и призыв тогда осуществлялся в основном в одни и те же воинские части. Командиром 163 дивизии был назначен комбриг А.И. Зеленцов.
В ноябре 1939 года дивизия, где служил Дмитрий Жутов, участвовала в боях в составе 8-й, затем 9-й армий. Войскам 9-й армии не повезло больше всех. 11 декабря 1939 года ее 163-я и 44 стрелковые дивизии попали в окружение финских войск под Суомуссалми. 27 – 30 декабря эти соединения подверглись разгрому, но, неся большие потери, они смогли вырваться из окружения. По приговору военного трибунала за просчеты в управлении войсками и большие потери личного состава командир дивизии А.И. Виноградов, начальник штаба О.И. Волков, а также командир и комиссар 662 стрелкового полка были расстреляны перед строем.
Несмотря на потери и временные неудачи, в январе 1940 года наступил перелом в войне. Благодаря успешным действиям Северо-Западного фронта, Советский Союз вернул исконно русские территории. В марте 1940 года была установлена новая государственная граница СССР, которая обеспечила безопасность северо-запада страны.
Согласно архивным данным, оставшиеся солдаты 163 стрелковой дивизии в апреле 1940 года были отведены в Новгород. Как раз туда, где через полтора года эта же дивизия опять воевала, но уже с немецко-фашистскими захватчиками. В июне 1940-го дивизию перебросили в Псков, она получила пополнение, технику и была переформирована в 163-ю моторизованную дивизию.
После Зимней войны у Дмитрия Жутова стали болеть ноги. По возвращении в село Титово он пошел работать заведующим молочно-товарной фермой колхоза.
К июню 1941 года в возрасте 37 лет Дмитрий Андреевич был уже ветераном двух войн. Его жена Татьяна Семеновна успевала управляться с хозяйством, работать в колхозе и растить шестерых детей. Две дочери умерли от болезней в младенческом возрасте.
Артамоновы Дмитрий и Денис

Только он не вернулся из боя

С началом Великой Отечественной войны многие сельчане ушли на фронт. У Дмитрия Андреевича все сильнее болели ноги, но работы в колхозе прибавилось и, несмотря ни на что, надо было обеспечивать фронт всем необходимым.
В первых числах августа 1941 года на сборный пункт Дугнинского РВК Калужской области Дмитрий Жутов привел по мобилизации из села Титово обоз лошадей с подводами для нужд Красной Армии, пообещав дома, что скоро вернется, и что его – ветерана двух войн – не должны призвать в армию из-за больных ног. Но так получилось, что, толком не попрощавшись с семьей, красноармеец Дмитрий Андреевич Жутов в тот же день ушел на фронт в район города Старая Русса. Его назначили на должность стрелка в 529-й стрелковый полк уже знакомой нам 163 дивизии 11-й армии. Вернуться домой с Великой Отечественной войны Дмитрию Андреевичу Жутову не было суждено. 15 сентября 1941 года после тяжелых оборонительных боев в районах городов Резекне (Латвийская ССР), Остров, Порхов (Псковская обл.), Сольцы, Старая Русса и больших потерь боевой техники и вооружения, 163 дивизия была переформирована и включена в состав 34 армии.
Далее 163 стрелковая дивизия под командованием полковника Г.П. Котова участвовала в оборонительных боях против группы армий «Север» и 1-го воздушного флота вермахта в Ленинградской (ныне Новгородской) области в районе города Демянска. С 15 сентября в этом районе воинские части попали в сложное положение. Особенно упорные бои велись в болотистых лесах в районе деревни Крутики Лычковского района Ленинградской области. 529 стрелковый полк круглосуточно вел оборонительные бои с отборными частями 16 армии вермахта.
В тех тяжелейших боях, длившихся не одну неделю, с превосходящими силами противника, среди которых была и дивизия «СС» «Тотенкопф» («Мертвая голова»), которой командовал генерал-лейтенант Эйке, погибли и пропали без вести около 300 военнослужащих 163 стрелковой дивизии. Но своих позиций Красная Армия врагу не сдала.
18 ноября 1941 года в бою с немецко-фашистскими захватчиками у деревни Крутики Лычковского района Ленинградской области (ныне Демянский район Новгородской области), верный присяге и воинскому долгу, погиб красноармеец, стрелок 529 стрелкового полка 163 дивизии 34 армии Дмитрий Жутов.
Впоследствии участники боев в районе Демянска, а затем и военные историки назовут этот участок Северо-Западного фронта «долиной смерти». Благодаря упорству и мужеству здешних защитников наступил перелом в боевых действиях Северо-Западного фронта, и уже в феврале 1942 года войска 34 армии полностью окружили шесть дивизий 16 армии вермахта. Почти год немецкие дивизии пытались вырваться из окружения, но так и не смогли. В феврале 1943-го окруженная германская группировка была полностью уничтожена войсками 34 и 11 армий, куда поочередно организационно входила 163 стрелковая дивизия.
После гибели Дмитрия Жутова в село Титово пришло известие из Дугнинского РВК – «Пропал без вести», хотя в именном списке о безвозвратных потерях 529 стрелкового полка от 11.12.1941 г. записано: «…убит в бою 18.11.41 г. юго-восточнее д. Крутики». Татьяна Семеновна все же надеялась на чудо, ведь пропал – не погиб. Надежда развеялась после войны, когда, чудом уцелевший в том бою, приехал в село сослуживец Дмитрия Андреевича, с которым они сдружились в полку. Он-то и рассказал о том, как в ожесточенном бою погиб его друг Дмитрий Жутов, о последних часах и минутах того тяжелого боя, оставившего после себя одно «перепаханное» взрывами поле.
И только в 1942 году после освобождения Демянского района все погибшие бойцы 529 полка, в том числе и красноармеец Д.А. Жутов, были перезахоронены у д. Эстино Заборовского сельского совета Валдайского района Новгородской области, а их списки, отданные приказом по полку, поданы в вышестоящие штабы и после войны переданы в Центральный архив Министерства обороны СССР и засекречены. Всего же у д. Эстино захоронены более 1500 военнослужащих 163 дивизии и других воинских частей, погибших в боях в районе Демянска.
Людмила Кузьминична и Александр Николаевич Артамоновы

Всю жизнь его ждала…

Осенью 1941 года Титово заняли фашисты, сожгли несколько домов, но, по рассказам местных жителей и Татьяны Семеновны Жутовой, они сильно не зверствовали, однако заняли многие добротные дома, в том числе и дом Жутовых. Отбирали у населения продукты, муку и скот, а у Татьяны Семеновны только детей было шесть человек, которых надо кормить, да и к тому же она была беременна седьмым ребенком. Все более или менее хорошие продукты фашисты сразу отобрали и у нее. Но Татьяна в долгу все же не осталась. Сняла с фашистской 7,92 мм винтовки «Маузер 98К» штык и спрятала его в сенях в земляном полу под большой бочкой с золой. Этот штык фашисты долго искали, но так и не нашли. Нашел его под той самой бочкой в 1966 году внук Жутовых – Александр Николаевич Артамонов.
Жизнь Татьяна Семеновна прожила тяжелую. Вырастив и выучив детей, так и оставалась одна жить в селе Титово. Муж погиб, но по документам из Дугнинского РВК считался пропавшим без вести, следовательно, ни пенсии ей, как вдове погибшего в Великой Отечественной войне, ни пенсии детям по потере кормильца не давали. Она знала, что мужа нет, но все равно всю жизнь его ждала. Была у нее государственная награда – «Медаль материнства» II степени.

В памяти потомков

Официально место гибели и перезахоронения, а также боевой путь красноармейца Дмитрия Андреевича Жутова стали известны лишь спустя 60 лет после Победы – в октябре 2005 года, когда был снят гриф «Секретно» с архивных документов Центрального архива Министерства обороны РФ. Все сведения о нем нашли его правнуки – инженеры, выпускники Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Дмитрий Александрович и Денис Александрович Артамоновы.
А в 2006 году в Новгородскую область на место захоронения отца и деда ездили дочь Дмитрия Андреевича Мария Дмитриевна и внучка. Привезли горсть земли с могилы мужа на могилу его жены Татьяны. На братской могиле возведен обелиск с фамилиями погибших воинов. Ежегодно 9 Мая и 22 июня там проходят мероприятия, посвященные памяти защитников Родины.

Переплетения судеб

Еще одно судьбоносное совпадение.
В период Великой Отечественной войны 163 стрелковая дивизия входила в состав многих армий, в том числе и 40-й, будущей «афганской», в которой после окончания в 1980 году Тульского высшего артиллерийского инженерного училища и службы с 1980 по 1984 г. в «Маньчжурии» служил гвардии старший лейтенант, инженер Александр Артамонов. К слову, здесь же с ним работала и жена Людмила Артамонова. С 1984 по 1986 год Александр Николаевич был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 1357 отдельного батальона охраны 40 армии, дислоцированного в г. Кабуле (Афганистан), затем помощником начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения 108 мотострелковой дивизии 40 армии в Баграме (50 км севернее Кабула).
Семья Артамоновых гордится тем, что знает много о подвиге предков, и это правильно. Пока мы помним о наших героях, они вечно живы.
Записала Ксения Жульнова