Накануне Нового года, 30 декабря, спикер Городской думы Илья Поляшов дал пресс-конференцию для нескольких местных газет. Темой для разговора с журналистами стало утверждение дзержинскими парламентариями бюджета на 2010 год, которое, напомним, состоялось 17 декабря на последнем в прошлом году заседании Городской думы. «Дзержинское время» уже писало о том, что тогда обсуждение главного финансового документа города не вызвало бурного отклика среди депутатов (по крайней мере, на заседании Думы – прим. автора). Бюджет был принят с минимальными поправками. И вот по истечении практически двух недель со дня его утверждения Илья Поляшов объяснил журналистам, почему местные народные избранники были столь благодушны к весьма и весьма спорному бюджету города на этот год. Итак, слово Илье Александровичу. – На мой личный взгляд депутата, а не председателя Городской думы, постановление, которое мы приняли, – это не обычный бюджет. Это не финансовый план, имеющий силу закона, а политический документ. И голосовали депутаты не столько за бюджет, сколько за подтверждение статуса мэра города после непринятия изменений в Устав Дзержинска. Виктор Валентинович Портнов доказал, что он, как глава города, может подготовить важнейший для Дзержинска документ, такой как бюджет, и провести его через Думу. Ведь депутаты приняли бюджет практически в том же варианте, в котором он был внесен администрацией. Изменения были минимальными, причем дефицита они не коснулись вовсе. И теперь говорить о том, что «депутаты приняли что-то не то», как это было в этом году, будет, думаю, неуместно. – И все же бюджет принят, и жить нам придется именно по нему. Открытым остается вопрос о том, как мы это будем делать? – Не буду скрывать, жить в следующем году придется тяжело. Дело в том, что в основе бюджетного законодательства лежит принцип достоверности. В этой связи я хочу обратить ваше внимание на речь руководителя городской налоговой инспекции, которого я специально пригласил на заседание Думы. Так вот, по словам Павла Валентиновича Малахова, прогнозы бюджета, где заложено увеличение в следующем году фонда оплаты труда в целом по экономике города на 15%, безосновательны. Например, работникам бюджетной сферы повышать зарплату не планируется, а это, надо сказать, очень немаленькая доля жителей нашего города. Даже из этого следует, что жалования должны поднять в других секторах нашей экономики и уже не на 15 процентов, а больше. И эту надежду на рост фонда оплаты труда Павел Валентинович Малахов в своем выступлении назвал «очень оптимистичной», а потом и вовсе заявил, что никакого повышения быть не может, и план в 652 миллиона рублей сборов по НДФЛ исполнен не будет. Так что если вычесть из этой суммы 15 процентов, то потери бюджета уже составят около 100 миллионов рублей. Так же, по информации Павла Валентиновича, ждать поступления от налога на имущество физических лиц в следующем году нам тоже не приходится. Сумма эта хоть и небольшая, около 18 миллионов рублей, но при текущих параметрах бюджета это существенные потери. Правда, я смотрю на эту строку более оптимистично. Думаю, в городскую казну поступит хотя бы половина этой суммы. Кроме того, тенденции по увеличению сборов земельного налога тоже нет, хотя в будущем году бюджет запланировал их рост. Но уже сегодня по пути завода Свердлова пошли другие местные предприятия, которые принялись выводить свои земли из-под налогообложения, ссылаясь на то, что они военные предприятия. В результате, по мнению все того же Малахова, город недосчитается еще около десяти миллионов рублей. Так что если пристально посмотреть только на налоговые доходы, то в следующем году город не досчитается более 100 миллионов рублей, запланированных в бюджете. И говорить о том, что бюджет у нас достоверный, применяя терминологию Павла Валентиновича Малахова, это «очень оптимистичный подход». А теперь я хочу обратить ваше внимание на дефицит бюджета. Я уже говорил, что депутаты его менять не стали, и он в следующем году составит от общих доходов бюджета 7,5 процентов, а от собственных – практически 10 процентов, максимально допустимые Бюджетным кодексом. Если мы посмотрим динамику, то дефицит будущего года на 50 процентов меньше нынешнего, но при этом у нас и доходы сократились. Это грозит тем, что при невыполнении доходной части бюджета мы выйдем за границу, определенную федеральным законодательством, и придется резко сокращать расходы. А если сравнить главные финансовые документы Нижнего Новгорода и Дзержинска, то в Нижнем дефицит составляет всего тридцать процентов от нынешнего года. Они уменьшили его до 4,5 процентов от собственных доходов, оставив «запас прочности». Думаю, сделали они это не зря. Теперь перейдем к расходам. В этом году законодательство изменилось, и город теперь не финансирует бюджетные учреждения, а обязан закупать необходимые ему услуги у организаций любых форм собственности. Здесь важно, чтобы услуга была качественной и недорогой. В Дзержинске в этом направлении проделана огромная работа, и не зря мэр говорит, что наше управление финансов признано лучшим в России. И в результате получилось, что городу необходимо для удовлетворения всех его потребностей 4,2 миллиарда рублей при доходах в 2 миллиарда. В этой ситуации администрация подошла к решению проблемы изобретательно. Она не стала сокращать объем закупаемых муниципальных услуг, а просто уменьшила их стоимость. Причем в некоторых случаях до нуля. В основной же своей массе падение составило от двух до десяти раз. С точки же зрения реальной экономики стоимость услуги может падать, к примеру, в условиях сокращения заработной платы, чего вроде бы не предвидится, либо при уменьшении издержек. Ну, например, в случае уменьшения тарифов на коммунальные услуги или падении цен на энергоносители. Ни того ни другого мы пока не наблюдаем, и каким образом была уменьшена в разы стоимость муниципальных услуг, для меня остается загадкой. – Так или иначе бюджет 2010 года был назван представителями администрации социальным. – Да, 69 процентов расходов бюджета будут направлены на нужды образования, здравоохранения и другие социальные расходы. Но, несмотря на это, по некоторым статьям финансирование будет сокращено. Например, в образовании в сравнении с 2009 годом оно составит 91,2 процента. Здравоохранению достанется и того меньше – 76,3 процента от уровня 2009 года. И если из этих 76 процентов вычесть величину индекса инфляции, определенную Минэкономразвития, то мы получим в 2010 году чуть ли не половину уровня финансирования здравоохранения 2009 года. В связи с этим я бы сравнил наш бюджет с больным, находящимся в реанимации. И, на мой взгляд, его исполнение будет происходить в ручном режиме. Думаю, и изменения в бюджет в следующем году мы будем принимать не один раз, перебрасывая деньги с одной его статьи на другую. – А сами-то вы какой выход видите из сложившейся ситуации? Бюджет нужно было не принимать, дорабатывать или что-то третье? – Если убрать политику, то его нужно было дорабатывать. На заседании Думы, конечно, говорили, что мы «не можем жить по одной двенадцатой» и откладывать принятие бюджета на февраль нецелесообразно. Но я считаю, эти слова направлены скорее на обывателя, которому, кстати, «жить по одной двенадцатой» как раз выгоднее, так как бюджет этого года больше, чем будущего. Это, может быть, невыгодно лишь для муниципалитета, но есть такое понятие, как кассовый план. Кроме того, нельзя потратить больше денег, чем имеется в наличии. Это, опять же, доказывает, что бюджет принимался как чисто политический документ. И я голосовал не за него, а за то, что мэр нашего города – Виктор Портнов. Я подчеркиваю, что это лишь мое видение ситуации. – А кому нужно это было доказать? Области? – И ей, и населению, и местной элите. – Но с другой стороны, вы говорили о том, что местных депутатов очень часто попрекали нереальностью бюджета этого года. А не боитесь ли вы, что в следующем году вас будут упрекать в том, что вы приняли нереальный бюджет 2010 года? – Всегда можно найти, за что упрекнуть. Но все же лучше какой-либо бюджет, чем никакого. Правда, с оговоркой на то, что в нем есть финансовая стратегия. В принятом документе, как и в бюджетах прежних лет, я ее не нахожу. – Так проблема-то все-таки в чем? Кризис на дворе и надо жить по средствам, как говорил мэр на последнем заседании Думы? Или все же чиновники недоработали? – Повторюсь, что упрекать депутатов и чиновников просто. Сложнее найти реальный выход из ситуации. На мой взгляд, за два «жирных» и полтора года кризиса можно было перестроить муниципальную экономику, предугадать, что доходы упадут, и оптимизировать бюджетную сферу, как это было сделано, например, в здравоохранении. Кроме того, уже не первый год ведется речь об увеличении доходов, например, за счет пополнения налогооблагаемой базы муниципальных земель. В общем, выходы из ситуации есть, но они требуют времени. – А на ваш взгляд, какая-либо польза от депутатского обращения к губернатору и Законодательному собранию, которое было принято на заседании Думы вместе с бюджетом, будет толк? Область даст нам денег? – Поживем – увидим. Но надежды на то, что область нам сильно поможет, нет. С региональным бюджетом тоже не все так гладко.
Записал Сергей Кулаков