Дзержинское время

Иногда кажется, история о том, как в Дзержинск приезжал президент и обещал решить наши проблемы «накопленного экологического ущерба», превратилась в городскую легенду. И это не шутка, шесть лет прошло с тех пор, как Медведев провел у нас заседание Госсовета, на здании нашей администрации даже памятная табличка на этот счет имеется. Вот только за все эти годы ничего толком с нашим экологическим ущербом не случилось. Он есть, прибавилось только коррупционных скандалов.

О возбуждении очередного уголовного дела по мотивам консервации шламонакопителя «Белое море» на прошлой неделе заявили в управлении Следственного комитета по Нижегородской области. Как следует из сообщения, еще в 2012 году «Сибур-Нефтехим» передал объект накопленного экологического ущерба на территории завода «Капролактам» в городскую собственность. Тогда была достигнута договоренность о консервации химической свалки на условиях софинансирования. На эти цели в августе 2013 года «Сибур» перечислил в городскую казну 77 млн руб. через свое дочернее предприятие «Индустриальный парк «Ока-Полимер». Как мы знаем, консервации так и не случилось. Но, как выяснилось, в конце прошлого – начале текущего года администрация Дзержинска потратила 65 млн руб. на цели, не связанные с ликвидацией шламонакопителя.
Действия чиновников попали в поле зрения УФСБ по Нижегородской области. В итоге Дзержинским отделом регионального следственного управления СК РФ было возбуждено уголовное дело по п. б ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере). Силовики пока не комментируют ход следствия, отмечая, что дело возбуждено по признакам преступления, пока идет сбор доказательств. Как заявил нашему изданию начальник управления информации и взаимодействия со СМИ администрации Дзержинска Александр Марков, официального уведомления о возбуждении уголовного дела городские власти пока не получали. Впрочем, в сером доме не считают, что совершили уголовно наказуемое деяние. «Эти деньги администрация вообще не расходовала. 77 миллионов рублей являлись пожертвованием «Индустриального парка «Ока-Полимер», дочерней компании «Сибур-Нефтехим», на консервацию шламонакопителя «Белое море». От индустриального парка поступило уведомление об отмене пожертвования в связи с тем, что администрация Дзержинска больше не участвует в процедуре ликвидации шламонакопителя. Решение о возврате денежных средств было одобрено Городской думой, и мы приступили к процессу возвращения средств жертвователю, 65 миллионов рублей уже возвращено. Таким образом, эти средства не тратились ни на какие иные цели», – говорит Марков.
Между тем в администрации города с осторожностью комментируют тот факт, что ОАО «Индустриальный парк «Ока-Полимер» уже давно не принадлежит «Сибур-Нефтехиму». Еще в начале 2014 года стало известно, что компания продала 100 процентов акций индустриального парка своему бывшему резиденту – ООО «Тосол-Синтез», которое принадлежит Валерию Артамонову. «Администрация города получила деньги со счетов «Ока-Полимер», на них же и были возвращены средства, так что я не вижу здесь каких-либо противоречий», – заявил на этот счет господин Марков.
Но мы все-таки смеем предположить, что именно факт смены собственника «жертвователя» и привлек внимание правоохранительных органов к данной истории. Ведь по сути деньги на консервацию шламонакопителя «Белое море» были выделены по результатам договоренности с «Сибуром», который фактически назад их так и не получил. Реальным благоприобретателем, если логика наших размышлений верна, в итоге стал не кто иной, как новый собственник индустриального парка Валерий Артамонов. Он, кстати, является депутатом Городской думы Дзержинска и лидером фракции «Единая Россия», которой принадлежит большинство голосов в местном парламенте, что и утверждал решение о перечислении средств.
Есть и еще одна деталь, что позволяет усомниться в отсутствии корыстного умысла в действиях чиновников. В редакцию еще в декабре прошлого года поступила информация о появлении в пользовании администрации и Городской думы сразу пяти новых служебных автомобилей «Тойота Камри». Вот только денег из тощего бюджета на их приобретение не выделялось. Этот факт нас очень заинтересовал, мы сделали официальный запрос и получили на него весьма удивительный ответ. Оказалось, что новенькие автомобили бизнес-класса появились в пользовании чиновников администрации и Думы в ноябре прошлого года на основании договора жертвования. То есть нашему муниципальному образованию эти автомобили… подарили. На вопрос, кто именно совершил сей акт неслыханной щедрости, в мэрии нам отказались отвечать наотрез, ссылаясь на многочисленные нормы действующего законодательства. Впрочем, наши источники в том же декабре предполагали, что жертвователем мог быть все тот же Валерий Артамонов или аффилированные с ним компании.
К сожалению, подтвердить или опровергнуть данную информацию официально мы не можем, но, согласитесь, слишком много неожиданных совпадений на поверку оказывается в этой истории вокруг фамилии Артамонов. Деньги из городского бюджета «Индустриальному парку «Ока-Полимер» были возвращены в конце прошлого года. Примерно тогда же были пожертвованы и автомобили, стоимость которых в самой минимальной комплектации стартует от 1 миллиона 300 тысяч рублей за единицу. И мы надеемся, что следствие будет беспристрастным, ему все-таки удастся докопаться до истины, а также выяснить, являются ли новые служебные автомобили чиновников одним из звеньев цепочки по «возвращению» денег из бюджета, когда-то полученных городом на консервацию объекта накопленного экологического ущерба.
Сергей Кулаков