Послание от мамонта


Примерно 11-12 тысяч лет назад на Земле началось значительное потепление. Ледник отступал все дальше на север. Потоки талой воды разлились по Среднерусской равнине бурными реками и многочисленными озерами. На смену степному ландшафту эпохи палеолита пришли хвойные и лиственные леса, зашумели в полях сочные травы. Изменился животный мир. Вымерли древние животные ледникового периода: мамонты, гигантские олени, шерстистые носороги. Останки древнего мамонта в 1950-е годы обнаружили рыбаки неподалеку от Дзержинска – в пойме реки Оки. Фрагменты костей хранятся в городском краеведческом музее. Появились в наших краях животные современных видов: косули, пятнистые олени, лоси, волки, бурые медведи… Значительно больше стало мелких животных – зайцев, лис, бобров, особенно птиц. В лесах росло множество ягод, грибов, орехов, дикорастущих яблок. В наших краях поселились первые люди.


Загадки мезолита


Наступила эпоха среднекаменного века, или мезолита. В это время человек осваивал охоту с помощью лука и стрел, занимался рыболовством. Небольшие группы охотников кочевали по берегам Оки и ее притоков, устраивая стоянки на песчаных косах (дюнах). В поисках добычи многочисленные племена уходили на значительные расстояния друг от друга. Изучение стоянок древнего человека эпохи мезолита в Черноречье позволило сделать вывод: они были небольшими по площади с тонким культурным слоем, что говорит о кратковременности пребывания на них людей.

Племена вынуждены были часто менять места стоянок, так как количество животных, на которых можно было охотиться, в округе стремительно уменьшалось. Одна из самых известных стоянок человека эпохи мезолита расположена на юго-восточной окраине современного г. Володарска (Володары I) и относится к VII – V тысячелетиям до нашей эры. Ученые предполагают, что племена, заселявшие Балахнинскую низину, активно расселялись здесь в конце IV тысячелетия до нашей эры по обширным пространствам поречья Оки, на Клязьме, в ряде областей Верхнего Поволжья.

Археологические исследования нашей территории в 1941 – 1944 годах проводил директор Дзержинского краеведческого музея Б.А. Сафонов. Он составил подробную археологическую карту, на которую нанесены более 60 памятников с отметками следов обитания древнего человека. Под его руководством выявили несколько групп археологических памятников левого берега реки Оки: Пырскую, Растяпинскую, Сейминскую, Володарские, Югонецкую, Чиритовскую, три Волосановские, Усть-Клязьминские стоянки. Обнаруженный материал – кремниевые орудия труда и фрагменты керамики относятся к эпохе неолита и бронзы (период VII – V тыс. до н. э. – VI – III тыс. до н. э.).


«Гавриловцы», «волосовцы»…


В 1946 году одну из таких стоянок возле поселка Гавриловка изучали специалисты Института археологии академии наук СССР под руководством И.К. Цветковой. Ученым открылись остатки древнего неолитического поселения. Выяснилось, что по берегам водоемов располагалась целая группа жилищ, состоявшая из десятка землянок. В центре каждого такого полукруглого жилища находился очаг, выложенный камнями. По всей видимости, это были охотничьи поселки и принадлежали они родовым общинам. Обнаруженные стоянки ученые отнесли к так называемой балахнинской культуре эпохи энеолита. Характерной особенностью этой культуры был своеобразный орнамент керамики, состоявший из глубоких ямок и отпечатков гребенчатого штампа. Еще большего совершенства достигло мастерство изготовления каменных орудий. Племена балахнинской культуры были знакомы с рядом простейших производственных приемов: они владели техникой сверления, пиления, полировки камня. Владели и орудиями, которые служили для обработки кожи, кости, дерева: скребки, ножи, резцы, желобчатые долота, тесла со скошенным лезвием. В начале II тысячелетия юго-западная часть территории, которую занимали племена балахнинской культуры, оказалась заселенной чуждыми им воинственными племенами волосовской культуры. Часть волосовских племен проникает в низовье Оки, о чем свидетельствуют стоянки Володары, Гавриловка. Волосовские древности были открыты археологами во второй половине XIX в., культура получила название по стоянке у с. Волосово, близ г. Навашино Нижегородской области в месте слияния Оки и реки Велетьма. Для волосовской культуры типичны большие стоянки с обширными жилищами-землянками, фигурки из кости и камня и сосуды из глины с примесью раковин, украшенные оттисками штампов, ямками и другими видами орнаментов. Для керамики ранних этапов характерны полуяйцевидная и котловидная формы сосудов с округлым дном. В составе глиняного теста преобладают примеси в виде толченой раковины. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном. На Гавриловской и Володарской стоянках ученые обнаружили захоронения. Собранные останки черепа послужили известному археологу и антропологу М.М. Герасимову основой для восстановления облика древнего человека, обитавшего в нашем крае около двух-четырех тысяч лет тому назад.

 

Сейминская Атлантида


Пролетали тысячелетия, менялись эпохи. Первым металлом, который начал использовать человек, стала медь. Эпоха, сочетавшая использование медных орудий труда с каменными, именуется меднокаменным веком, или энеолитом. Около 4 тысяч лет назад использование меди привело человека к созданию первого искусственного металла – бронзы – сплава меди и олова. В эпоху бронзы основным занятием населения на берегах Оки становится пойменное скотоводство. Развивалось и ручное земледелие, при котором люди использовали не только пашущее орудие – соху, но и орудие типа мотыги. Хоть люди эпохи бронзы и умели плавить металл, все же они продолжали пользоваться каменными наконечниками стрел и копий.

 

В наших краях появляются выходцы с запада, востока, юга. Эти «пришельцы» связываются учеными с носителями фатьяновской, сеймино-турбинской и поздняковской археологической культур. Неподалеку от железнодорожной станции Сейма, на территории нынешнего Володарского района, был открыт и исследован один из самых ярких, наиболее значимый по количеству находок памятник эпохи бронзы – Сейминское становище. Это событие произошло 23 июня 1912 года. Командир роты 37-го пехотного Екатеринбургского полка, штабс-капитан А.М. Конев проводил учения со своими солдатами. Во время учебных саперных работ в траншее служивые обнаружили загадочные предметы. Открытие этого памятника стало заметным событием в истории волжско-окской археологии. Могильник на Сейме состоял из 50 неглубоких могил, в каждой из которых лежал богатый погребальный инвентарь. Уникальными оказались не только типы металлических изделий – наконечников копий с вильчатым стержнем, кельтов и ножей-кинжалов, но и характер самого некрополя. В большинстве случаев в могилах отсутствовали человеческие останки. Захоронения были лишены курганных насыпей и других надмогильных сооружений. Бронзовое оружие нередко втыкалось в дно, стенки или край могилы. Металлическое, каменное и костяное оружие, костяные доспехи говорят о том, что это были племена кочевников не только металлургов, но и воинов-коневодов. В захоронениях обнаружили кремневые стрелы, много бронзовых топоров и кинжалов. По типам вещей ученые датировали могильник концом II тысячелетия до н.э.


Можно предположить, что лю-ди, оставившие след на нашей земле, были отважными воинами. Они смогли за короткий отрезок времени преодолеть в походах-миграциях тысячи километров западносибирских лесостепей, заболоченной тайги, перейти Уральские горы и выйти на лесные равнины Восточной Европы. Цепочка находок топоров-кельтов и копий сейминско-турбинского типа тянется от Енисея до Волги и своими корнями уходит в Сибирь. Родственные племена, оставившие Сейминский и Турбинский мо​гильники, по мере продвижения на запад вступали во взаимодействие с местным населением – племенами Поволжья, что привело к образованию различных культур. Обнаруженные находки на Сейме, а также в могильнике Ростовка, аналогичном Сейминскому, позволили воссоздать снаряжение древнего воина.

Составляющей уникального Сейминского комплекса является стоянка. С 1922 г. здесь проводились научные раскопки под руководством археолога МГУ Б.С. Жукова. Ученый пришел к заключению, что стоянка была расположена в центральной и, возможно, в северо-восточной части верхней площадки дюны. На основании обнаруженных свидетельств археолог О.Н. Бадер пришел к выводу о том, что в далекую, полную загадок и открытий эпоху бронзы, на Сейминском поселении располагались жилища-полуземлянки.


А по Оце реце…


«Сейчас можно с уверенностью говорить, – утверждает археолог Е.Э. Лебедева, – на протяжении всего II тыс. до нашей эры население Окского Поволжья и Верхней Волги было смешанным. Глухие районы, населенные потомками исконного местного рыболовческо-охотничьего неолитического населения, изготавливавшего ямочно-гребенчатую керамику, соседствовали с районами, где поселилось пришлое население – волосовцы, поздняковцы, абашевцы. Постепенно отдельные группы населения неизбежно смешивались в общем этногенетическом котле…

 

Напоминания о Сейминской археологической Атлантиде содержатся не только в единицах хранения фондов уникальных изделий из металла, камня и кости музеев мира, не только в фундаментальных исследованиях и интереснейших монографиях на полках библиотек. Они живы и в каждом из нас – современных европейцев, в ком течет финская, карельская, марийская, мордовская, чувашская (и уж потом «русская») кровь, а значит, живет дух древних сейминцев. У нас разные непохожие языки, но общие единые корни, идущие из середины II тысячелетия до нашей эры, из глубины загадочного «бронзового века», из толщи напластований Сейминской дюны.»

 

В 1-й половине I тысячелетия до нашей эры в Поволжье формируется городецкая культура раннего железного века. Населявшие берега Оки люди стали использовать железные орудия. Название реки – Ржавка – возможное свидетельство того времени. Племена, жившие на территории Средней Оки в начале железного века, а также их соседи в междуречье Верхней Волги и Оки, говорили на финно-угорских языках. Ниже по течению Оки, на границе нынешних Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей, поселились племена муромы. В северной части – черемисы. Это были трудолюбивые и мирные люди. Они прекрасно знали наши дремучие леса с болотами и озерами, добывали в них ценного пушного зверя (соболя, куницу, белку, бобра, выхухоль), собирали мед диких пчел. Десятки озер, рек и ручьев изобиловали рыбой. На лесных холмах гулял скот. Следы этих поселений близ Дзержинска не обнаружены. Но известно, что во 2-й половине I тысячелетия до нашей эры реки Ока и Волга были главными дорогами, обеспечивавшими связи мордовских и муромских племен с Волжской Булгарией и государством восточных славян – Русью. Летописец перечисляет народы, жившие на территории края:
«А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык…». Финно-угорские племена, населявшие наш край, – мурома, мещеры давно исчезли, а черемисы (ныне марийцы) и мордва (мокшане и эрзяне) сохранились. Угро-финские племена оставили у нас память о себе в сохранившихся до наших дней географических названиях рек, озер: Ока, Лух, Саях, Пурхма, Сейма (слово означает «земля болот»), Юг, Юганец, а название озера Черемисское говорит само за себя. В XVI веке в междуречье Оки и Волги устремляются переселенцы – славяне, оседавшие на берегах Оки. Появление монастырских вотчин, помещичьих наделов с крестьянами способствовало заселению нашей лесной территории, много позже получившей название Черноречье.

 

Станислав Шальнов, краевед