Успенский храм Дудина монастыря

 

Желнинцы испокон веков были тесно связаны с мужским Амвросиевым Николаевским Дудиным монастырем. До постройки церкви в Желнино в 1878 году прихожане совершали в Успенском храме обители все обряды, полагавшиеся православному. Точная дата основания монастыря неизвестна. О нем упоминается впервые в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Можно предположить, что основание обители относится к XIV-XVвекам. В XV-XVI веках община владела обширными вотчинами по обоим берегам Оки. На левобережье – селением Желнино с окрестными лесами, озерами и сенокосными угодьями. В XVIII веке за каменной монастырской стеной возвышалось центральное сооружение – каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная взамен деревянной в 1677 году. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение монастыря – колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Дудина монастыря. 2010 год. 

В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили «за неимением средств на содержание». Позже главный Успенский храм бывшей обители перешел в разряд приходских. Однако желнинцы после постройки у них Благовещенской церкви, а также верующие окрестных деревень храм не забывали. Он издавна был известен прихожанам других селений губернии месточтимой древней иконой Святителя Николая Чудотворца, оставленной в церкви после упразднения монастыря. Икону считали чудотворной, исцелявшей от болезней, предохранявшей от бед и напастей. Почитание святыни было настолько велико, что в 1863 году во время путешествия на корабле по реке Оке Успенский храм посетил цесаревич, князь Николай Александрович Романов с многочисленной свитой. К началу XX века многие невостребованные постройки обители обветшали, разрушились. Успенскому храму требовалось обновление. Желнинское купечество горячо поддержало решение властей сохранить святыню. Ведь они издавна связаны с ней крепкими духовными нитями – их предки погребены у стен монастыря. Потому в начавшейся реставрации 1909 – 1911 гг. самое деятельное участие приняли купцы-благотворители П.П. Кузнецов, А.В. Марков, А.Н. Маркова…

 

В советские времена бывшие монастырские постройки пришли в полное запустение. Лишь с 2001 года началось восстановление обители и ее главных святынь – Успенского храма, колокольни. И теперь вновь над Окой-рекой плывет колокольный звон возрожденной обители в статусе архиерейского подворья Свято-Никольского Амвросиева Дудина мужского монастыря.


Церковь Селищ

 

Святыня села Селищи – Мысы-храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1816 году «тщанием господ Турчаниновых», расположен в Мысовской волости (ныне г. Володарск). Однако он имеет прямое отношение к чернореченцам. В 50-е годы позапрошлого столетия жители Селищ по причине сильных разливов Оки переселились на вновь отведенные им земли, основали новое селение Решетиха в Чернорецкой волости. До постройки в Решетихе Никольского храма в 1900 году решетяне-чернореченцы продолжали справлять свои требы в Благовещенской церкви. В XIX веке к ее приходу относились православные верующие деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Новинки, Решетиха, а также Сейма, Чернуха, Щелканово. В церкви два престола – во имя Благовещения и Святителя Чудотворца Николая.

 

 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Володарске. 2010 год.

Гонения советской власти на священнослужителей не обошли стороной Благовещенскую церковь. Вдова церковного старосты принесла ключи от храма в местный поселковый Совет, поскольку служить в нем в один момент стало некому – все священнослужители были арестованы. Невиновно осужденных в сентябре 1937 года расстреляли: священника И.И. Маркина, В.Ф. Руфина…

 

Троицкий храм в селе Черное


Только по старым планам да чудом уцелевшим фотографиям можно представить строения Троицкой каменной церкви в волостном селе Черное, которая была построена в 1832 году взамен деревянной, известной по документам с 1819 года. Однако по свидетельству исследователя М.С. Черкасовой в с. Черное Стрелицкого стана Нижегородского уезда еще в 1593 году действовала деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. В записях клировых ведомостей второй половины XIX ве-ка отмечено, что каменное здание церкви возводил на собственные средства местный житель И.А. Лапшин. К приходу Троицкого храма относились селения Игумново, Колодкино, Петряевка, Юрьевец, Растяпино, Бабино, позже – Выселки с. Черное. В церкви освящено два престола: главный – во имя Святой Троицы, в приделе – в честь Сергия Радонежского. В 1882 году службу вели настоятель и два псаломщика.

 

 Троицкая церковь в с. Черное. Начало XX в.

Храм располагал четырьмя банковскими билетами на вечное хранение в пользу причта по 100 рублей каждый. Один положен доктором П.Б. Рембот, другой – Семеновским купцом И.А. Ананьевым в 1870 году, третий – священнической вдовой Елизаветой Фаминской, четвертый – крестьянином д. Растяпино Андреем Сорокиным. С 1878 года настоятелем храма служил К.В. Юрасов, окончивший курс в Нижегородской духовной семинарии в 1859 году. Он занимал должность законоучителя в местных чернорецких училищах. В то время Кронид Васильевич – глава большого семейства. Его супруга Александра Петровна с детьми: Зиновий заканчивал курс лекаря Казанского университета, Владимир пребывал в должности учителя Гордеевского народного училища, Ольга училась в Нижегородском епархиальном женском училище, Василий – второклассник Нижегородского духовного училища. А также малолетние дети – Екатерина, Евгения, Елена, Николай, Олимпиада в возрасте от полутора до 9 лет. Псаломщиками в храме служили диакон А.А. Архангельский, А.П. Раев. В 1904 году церковным старостой состоял И.А. Лапшин, сын храмостроителя. Настоятель Троицкого храма К.В. Юрасов «за беспримерное радение на службе и законоучительскую деятельность» в 1903 году высочайшим указом был награжден орденом Святой Анны II степени. В 1937 году местные власти нашли необычный способ, чтобы закрыть храм. Они обвинили служителей в спекуляции свечным товаром. Уже полуразрушенный храм был уничтожен в 1960-е годы.


Княже-Михайловская церковь


Княже-Михайловская церковь была возведена на территории Нижегородской земледельческой исправительной колонии для малолетних преступников, открывшейся в 1878 году в 18 верстах от Нижнего Новгорода, в 7 верстах от станции «Орловка» Московско-Нижегородской железной дороги и в 7 же верстах от села Гнилицы, в 5 верстах от деревни Гавриловка. Детей, преступивших закон, здесь не называли преступниками, делали все для того, чтобы они встали на путь исправления. Для этого в колонии действовала столярная и сапожная мастерские, где оступившиеся осваивали ремесло. Воспитанники трудились на земле: заготавливали сено, возделывали огород. Подростки обслуживали свинарник, птичник, скотный двор, молотильный сарай, пчельник и даже разводили рыбу в обустроенном искусственном пруду. Юных арестантов учили как школьным наукам, так и земледелию, ремеслам. Обязательным делом было посещение храма деревни Гнилицы. Однако во время весеннего разлива рек Оки и Волосянихи территория колонии превращалась в остров, что сподвигло благотворителя И.М. Рукавишникова к постройке в колонии своей церкви. Возведенная в 1885 году, деревянная, однопрестольная, семиглавая Княже-Михайловская церковь получилась на славу, постепенно обрела широкую известность. У нее появились постоянные прихожане из близлежащих деревень: Гавриловки, Петряевки, Игумнова, Юрьевца. Грянувшая революция уничтожила все, что было внутри храма, и 1 июня 1918 года церковь закрыли. На территории же колонии позже началось строительство рабочего поселка имени Темирязева. По инициативе отца Иоанна (Раев) и многочисленных обращений верующих в начале 20-х годов церковь перенесли в деревню Петряевка, где в 1924 году возобновились службы. В 1941-м храм был закрыт и отдан под клуб. И лишь в 2015 году на этом месте был построен новый деревянный храм, действующий поныне.


Никольский храм в Решетихе


Никольская церковь, сооруженная в 1900 году, – щедрый дар землякам промышленника П.М. Гурьева – основателя в Черноречье сетевязального промысла. Кроме храма, Гурьев построил для причта отдельные дома со всеми надворными постройками, пожертвовал приходу 100 десятин леса «на вечные времена».

 

 Никольский храм в Решетихе. 2010 год.

Еще в 1895 году жители деревни Решетиха обратились к архипастырю Нижегородскому Владимиру с просьбой разрешить построить им храм в своей деревне. Епархиальный зодчий А.К. Никитин выполнил проект здания. Его архитектура в стиле древнерусского храма пришлась по душе храмосоздателю и землякам. Решетяне на сходе в апреле 1896 года уступили навечно землю под постройку. Закладка храма состоялась 27 июля 1896 года. Мастер из Катунок Ф.И. Остроумов выполнил за семь тысяч рублей из мореного дуба многоярусный иконостас, представлявший точную копию с иконостаса Покровской церкви Нижнего Новгорода. Иконы для храма писал московский художник-иконописец М.И. Дикарев, подсвечники и серебряную утварь доставили из Москвы, колокол весом в 335 пудов стоимостью в семь тысяч рублей – из Ярославля, метлахскую плитку для пола – из Харькова. Паникадило пожертвовал в церковь желнинский купец И.С. Рябиков. Уже к осени 1899 года храм был готов и снабжен всем необходимым. Колокольным звоном, пением церковного хора встречала Решетиха солнечное утро 30 января 1900 года. Гости, богомольцы со всей округи, и стар, и млад сходились и съезжались сюда в этот день на освящение церкви. Так Никольская церковь начинала свою историю. В 1904 году в храме настоятелем служил иерей И.И. Подольский, назначенный в приход с 1900 года.

Никольский храм в Решетихе был закрыт в 1937 году.


Ныне возрожденные православные святыни Черноречья и его округи действуют в Дудине монастыре, в Желнине, Решетихе, в Володарске. Как и в старые времена они прививают людям веру, духовность, нравственность.

 

Станислав Шальнов,

краевед