Много ли бывает истинных педагогов? Таких, которые всю жизнь посвятили детям и своей важной и нужной профессии, ни на минуту не сомневаясь, что в этом их призвание. Пожалуй, все-таки нет. Настоящим учителем не станешь благодаря исключительно упорству и ответственности, к преподаванию должна лежать душа. Именно об одном из таких настоящих педагогов – Лидии Михайловне Агейчевой – наш сегодняшний рассказ.

 

Влюбленная в литературу


Она родилась в непростой семье – отец был из помещичьего рода. Хотите верьте, хотите нет, но даже во взгляде и жестах Лидии Михайловны (в девичестве Иванушкиной) есть какая-то особая стать. А мать будущей учительницы – Мария Ивановна – была женщиной красивой и умной. Именно она привила тогда еще маленькой Лиде любовь к литературе, подтолкнула к выбору профессии.

В семейной жизни, как вспоминает Лидия Агейчева, родители претерпели немало трудностей. Их брак не был идеальным, но что бы ни случалось, они учили детей, прежде всего, уважению.

Из города Орехово-Зуева семья Иванушкиных перебралась в Дзержинск. Маленькая Лида появилась на свет именно здесь, а потому считает наш город своей малой родиной. Сначала обосновались в поселке Свердлова, затем – в Бабушкине.

«С детства я очень любила книги. Мама часто рассказывала мне разные истории, она была очень начитанной. Может, поэтому я сначала мечтала стать писательницей. Помню, во время учебы в школе – тогда еще бывшей 20-й, что в поселке Бабушкино, – я написала сочинение на свободную тему. На уроке учительница попросила меня встать и при классе спросила, откуда я списала. Я искренне удивилась – написала же сама! Мне тогда поставили пятерку, но до последнего учительница сомневалась, сама ли я так хорошо смогла написать. В другой раз я отправила письмо в Детский писательский союз в Москве, послала свой рассказ. Оттуда мне ответили, что он вызвал одобрение и ждут еще моих очерков», – вспоминает о детских годах Лидия Михайловна.
 


Манила профессия учителя


Несмотря на то что ей и правда сулили писательское будущее, а сама она сомневалась к тому же, не пойти ли в журналистки, повзрослевшая Лида приняла твердое решение – стать педагогом. Здесь не последнюю роль сыграл учитель начальных классов – Сергей Степанович. Сейчас Лидия Агейчева с улыбкой вспоминает, как когда-то давно совсем еще наивно, по-детски, была в него влюблена. Во время войны он ушел на фронт. Лида вместе с мамой посылали ему посылки с сухариками, вязаными варежками, носками. Уже после войны Сергей Степанович зашел в гости к Иванушкиным, поблагодарил их за все. Он остался жив, но получил контузию и стал заикаться, о работе учителя пришлось забыть. Его тяжелая судьба и подтолкнула Лидию Михайловну к осознанию того, что педагогика – все-таки очень благородное дело.

Учиться она отправилась в пединститут в Костроме. По его окончании должна была по распределению попасть в Туву, но из-за больной щитовидки Лидия туда не поехала – в Туве, как ей сказали, не очень хорошая вода, которая может способствовать развитию ее заболевания. Так, волей судьбы она оказалась в Крайновке – рыбацком селе, где жили рыбаки со своими семьями. Поехала Лидия Михайловна туда поздней осенью и при этом налегке. В поезде ей попался очень общительный пассажир, который буквально все расспросил о ее жизни, при этом почти ничего не рассказав о себе. Он, как вспоминает женщина, очень помогал ей в дороге, а когда они сошли с поезда, и непонятно было, что же делать дальше, уступил место в подъехавшей машине.

«Впечатление первое было удручающее: дома-мазанки, сложенные из самана, пол земляной (более состоятельные делали из досок). Чуть согревшись, я побежала в РОНО с документами. Так я попала в школу, где меня встретили молодые коллеги, каждый предлагал жить с ними. Но жить я стала в домике недалеко от школы. Впоследствии узнала, что мой благородный попутчик оказался инспектором, который еще раз «спас» меня. Заведующий РОНО постановил, чтобы я отправилась работать в школу в Чечне, где вообще нет учителей русского языка и литературы. Но на общем собрании инспектор выступил в мою защиту. Так я и осталась в средней школе», – рассказывает Лидия Михайловна.

Те первые годы работы и своих учеников она вспоминает с теплотой и нежностью. Ребята радостно приняли молодого педагога. Лидия Михайловна их очень полюбила и каждого уважала. Школьники чувствовали это и отвечали взаимностью. С особым трепетом она вспоминает, как на первом балу ее на танец пригласил выпускник.
 

Любого хулигана грамотности научит


И все-таки молодого преподавателя тянуло домой, к семье. Она вернулась из Крайновки в Дзержинск и устроилась сначала завучем вспомогательной школы на улице Просвещенской, затем стала ее директором. Потом какое-то время Лидия Михайловна работала в детском доме. Наконец, она устроилась на должность учителя русского языка и литературы в школу № 71, где и трудилась до ухода на пенсию.

«Только позже я узнала, что сначала мне дали самый трудный класс. Там собрали всех хулиганов, с которыми многие учителя справлялись с трудом. Потом коллеги мне рассказали, что подслушивали у двери, как меня встречают дети – не барабанным ли боем? А я пришла, спокойно познакомилась с каждым из ребят. Рассказала немножко о себе, затем о том, чему буду учить. Тишина стояла необыкновенная. Звонок на перемену – все сидят, никто уходить не хочет», – смеется Лидия Михайловна.

В чем заключался секрет ее работы? Все просто – в уважении и доверии по отношению к ученикам. Если она видела, что кто-то не успевает, обязательно оставалась заниматься с этим ребенком после уроков. К каждому заботливый педагог ходила домой, знакомилась с родителями. С утра и до позднего вечера Лидия Михайловна находилась в школе, а приходя,  наконец, к семье, сразу начинала продумывать план урока на следующий день. Она и сейчас очень благодарна своим близким, которые с пониманием относились к такой большой занятости. Да что говорить, иногда Лидия Агейчева приводила кого-нибудь из учеников ночевать к себе домой, если его родители работали по сменам. И всегда встречала исключительно тепло и поддержку со стороны мужа и собственных детей.

Со своим будущим супругом она познакомилась благодаря брату, который, вернувшись из армии, однажды пригласил к себе в гости боевого товарища. Виктору Агейчеву Лидия очень приглянулась, он стал чаще захаживать в гости, а потом и вовсе сделал предложение. Свадьба была более чем скромная, но при этом они всю жизнь вместе – душа в душу. Родили и воспитали сына и дочь, теперь уже заботятся о внуках и правнуках.
 

Ко всем детям – с уважением


На пенсии Лидии Михайловне спокойно не сидится. Даже уйдя из школы, она все равно продолжала работать – в киоске «Союзпечати». Говорит, что там запах особый – газет и журналов, а это напоминало о книгах и литературе в целом. Сейчас наконец-то она заслуженно отдыхает, но посвяща ет большую часть времени написанию очерков – воспоминаний из жизни – и чтению. Больше всего любит русскую классику: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Максима Горького.

На вопрос, что, по ее мнению, главное в профессии учителя, вновь и вновь повторяет – уважение к ученикам. Если ребенок чувствует, что к нему относятся серьезно и с пониманием, то и сам всегда ответит тем же. Педагог, как считает Лидия Михайловна, должен быть терпелив и спокоен.
И мы с ней полностью согласны.

Ксения Жульнова