Дзержинское время

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в п. Желнино – один из старейших в Черноречье. «Намоленный», – уважительно говорят о нем верующие. Возведенный в 1878 году «тщанием прихожан и усилиями» купца первой гильдии Степана Петровича Солина, спустя без малого 140 лет впечатляет своим грандиозным видом.

И вознесся храм

Его автор – безвестный епархиальный архитектор. Храм виден с любой точки обозрения и своей монументальностью производит яркое впечатление. Достойно решены детали здания, выполненные в псевдорусском стиле, получившие распространение в русской архитектуре в конце XIX века. Отличительная особенность храма в том, что все здание возведено в так называемом «кирпичном» стиле, когда главный строительный материал – кирпич – несет на себе еще и декоративные функции.
Церковь в Желнине была построена на три года раньше, чем возведен в Нижнем Новгороде собор в память Александра Невского на Стрелке (1881 год, архитектор Р.Я. Килевейн). Сооружения имеют схожие черты: появились они в пору стремления продолжения национальных форм русской средневековой архитектуры. За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом.

По желанию общества

И отчего столь рачительный купец Солин, знавший цену копеечке, вложил огромные средства в строительство храма? Терпел убытки, но все же строил. Принято считать, что основной причиной такой «нерачительности» был особенный характер купеческого сословия: рисковали купцы в своем деле, а там, где риск, там и богобоязненность. Потому обращались к Богу с молитвой, просили оградить их от разорения, послать удачу…
А когда получали желаемое, Бога благодарили – строили храмы, школы, больницы, ночлежные дома, богадельни. Немалых трудов стоило Степану Петровичу Солину построить в родной деревне храм. Одна из причин его радения – удаленность Желнина от приходской Успенской церкви бывшего Дудина монастыря. Другая – с просьбой о постройке церкви обратились к своему состоятельному земляку желнинцы. Степан Петрович душевно откликнулся на пожелание односельчан. Его благое начинание поддержали купцы-компаньоны, но в последний момент вышли из дела. Солин не уронил купеческого слова. Храм был построен полностью на его собственные средства и обошелся купцу в более чем 100 тысяч рублей. Сбылось и другое желание благотворителя: с дозволения Нижегородского владыки Филарета были перенесены в новый храм в Желнино намоленные иконы древнего письма из Макарьевского Желтоводского монастыря, переданные туда из закрывшейся Амвросиевой Никольской обители на Оке в 1764 году.

Начало пути

Прихожане Желнина на сельском сходе решили пригласить своим пастырем И.М. Лезвийского 38-ми лет из Подъяблонской церкви. Он и стал первым священником Благовещенского храма. Обладая строгим и справедливым нравом, Иван Михайлович наряду с должностью настоятеля исполнял обязанности судебного следователя по духовному ведомству, а также с 1880 года пребывал в должности законоучителя в Желнинском сельском училище, преподавал Закон Божий в четырех школах Чернорецкой волости. Оставаясь вдовым, он один воспитывал детей: Александра, Фаину, Леонида.
Супруги Вербицкие: Василий Алексеевич и Мария Васильевна. 2-я половина XIX века
Позже его сменил 48-летний священник Василий Вербицкий, прибывший в Желнино со старшего священнического места в Печерском монастыре. Будучи членом благочинного Совета, он был избран духовником 2-го округа. Василий Вербицкий служил настоятелем храма до ухода в заштат в 1916 году, имея многочисленные награды от епархиального начальства за труды по народному образованию, а также за организацию при храме народной библиотеки. В 1903 году Священный Синод наградил Василия Алексеевича золотым крестом, за отличную, усердную службу – орденом Анны третьей степени, саном протоиерея за полезное служение церкви Божией. Со своей супругой Марией Васильевной он воспитывал девятерых детей, причем все сыновья пошли по стопам отца.

Ценная реликвия

Епископ Макарий в день освящения храма преподнес храмостроителю С.П. Солину в дар икону Преподобного Сергия Радонежского, сделав собственной рукой надпись на оборотной стороне: «Строителю и попечителю Благовещенского храма в с. Желнине Балахнинского уезда Степану Петровичу Солину, в день освящения оного храма на память и благословению. Нижегородский епископ Макарий. Июль 29. 1879 г.». Переданная в храм, она исчезла в безбожные годы советской власти и считалась навсегда утраченной. И вот спустя десятилетия произошло настящее чудо: икона обрела свое законное место в желнинском храме. Несколько лет тому назад коренная жительница Желнина Нина Викторовна Виноградова передала святыню, которую бережно хранила долгие годы.

Из клировых ведомостей

Клировы ведомости хранят немало ценных сведений о православном храме. Согласно записи, сделанной в 1882 году, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Желнино к тому времени было освящено три престола: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на правой стороне – во имя Архистратига Михаила, на левой – во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая. Церковь имела в собственности 600 саженей земли. Священнослужители получали на содержание от строителя храма 300 рублей ежегодно. К приходу относились 76 дворов с 639-ю жителями. Из них 24 числились за военными, 10 – за хозяевами мещанского сословия, остальные – государственные крестьяне. 12 желнинцев значились «находящимися в расколе». В том же документе за 1916 год указано, что по штату в храме значился священник и псаломщик. Кружечных доходов набралось за год около 800 рублей, на вечное поминовение умерших прихожане положили 16247 рублей. Имелась «неподвижная сумма» в банках в сумме 24726 рублей, а также «подвижных денег» на благоустройство храма 6484 рубля, всего церковь владела капиталом в 31210 рублей. Церкви принадлежало усадебной земли вместе с погостом 600 кв. сажен, пахотной, по составу песчаной, – 35. Несмотря на материальный достаток, настоятель жалованья не получал. Источником его содержания служили произвольные вознаграждения прихожан и проценты со свечного капитала. В Желнине в это время значились 112 дворов с 525-ю жителями. В ведомости о приходе церкви 1916 года записаны 112 дворов с 525-ю душами в них. При храме действовала библиотека с полутысячей книг, хранились копии метрических ведомостей (сведения о крещении, венчании и отпевании прихожан), исповедальные росписи с 1859 года, когда желнинцы относились к приходу Подъяблонской церкви.

Щедрый дар

В 1909 году скоропостижно скончался близкий родственник Михаила Степановича Солина и храмостроителя Степана Петровича Алексей Михайлович, астраханский купец. Вдова Мария Алексеевна (в девичестве Зворыкина) – купеческая дочь из Мурома – стала владелицей большой пароходной компании. Она жила в Астрахани, в доме, напоминавшем дворец, и была известна по всей Волге. Один из ее пароходов назывался ее именем «Мария Солина», все остальные суда флотилии были обязаны, проплывая мимо, приветствовать пароход особыми гудками. Мария Алексеевна «пожелала совершить нотариальное духовное завещание». После своей смерти в длинном перечне дел вдова назначила сорок тысяч рублей на учреждение и содержание приюта в с. Желнино «для бедных, престарелых и немощных лиц обоего пола русского происхождения» жителям Чернорецкой волости и прилегающих других волостей «как с луговой стороны, так и с горной, а в случае необходимости и жителей города Мурома». Исключительное право предоставления мест в приюте завещательница отводила «только лицам, бывшим в услужении у мужа – купца Алексея Михайловича». Для помещения этого приюта Мария Алексеевна отвела собственный дом в Желнине. 12 тысяч рублей она дарила в Благовещенский храм с тем условием, чтобы сумма была обращена в государственные ценные бумаги, доходы с них были бы пущены на нужды церкви и вечное поминовение души завещательницы и покойного мужа. А также повелела выдавать ежегодные вознаграждения причту и помогать бедным прихожанам по его усмотрению. Мария Алексеевна пожелала доход с пяти тысяч рублей расходовать на вознаграждение чтецов, изъявивших согласие читать псалтырь в летние месяцы в часовне возле храма при могилах ее и мужа. Деньги предназначались также на ремонт часовни, плату караульщику, покупку масла для неугасимой лампады в часовне и перед иконой Казанской Божией Матери, пожертвованной Марией Алексеевной в желнинский храм. Эта икона в жемчужной фризе, украшенная бриллиантами, драгоценными камнями, дарительница также передавала навечно в собственность храма. Мария Алексеевна распорядилась оставить 5 тысяч рублей на собственные похороны и просила похоронить ее в Желнине, в родовой усыпальнице рядом с мужем Алексеем Михайловичем.

Последний приют

Спустя три года в семействе Солиных случилась новая утрата: сын храмостроителя Михаил Степанович Солин умер неожиданно от крупозного воспаления легких 10 января 1913 г. в Нижнем Новгороде, в возрасте 61 года, в собственном доме в Мельничном переулке. Тело потомственного гражданина М.С. Солина с разрешения властей перевезли на родину и похоронили в родовой усыпальнице в часовне возле Благовещенского храма в Желнине. По рассказам старожилов, в часовне некогда покоилось шесть захоронений. Все уничтожила революция 1917 года. Она грянула, перевернув привычный уклад купеческой жизни семейства Солиных. Однако память о благотворителях хранят земляки, восстановившие во всей красе Благовещенский храм. Добротные особняки красной кирпичной кладки на улице Советской, принадлежавшие некогда родственникам Степана Петровича – Владимиру и Дмитрию, и теперь продолжают служить людям.

Наследие

Документ о муниципализации зданий по Растяпинскому району в Желнине 1925 года содержит следующие сведения: «2-х этажный дом каменный Солина Владимира Степановича, баня, скотный двор, 400 кв. сажен земли»… Большевики национализировали добротное солинское хозяйство в 1921 году, а в 1925-м поселили там детдом. За Солиным Дмитрием Степановичем числился дом двухэтажный, каменный, каретник, 4 конюшни, кухня, 932 сажени земли. Изъяли собственность в 1918-м, когда домовладелец покинул Желнино и, как сказано в документе, находился в Москве. Вскоре бывшие владения Дмитрия Солина заняли красноармейцы. Не лучшая участь ожидала православный храм.
Непросто давалось новой власти уничтожение святыни. В двадцатые годы коренные желнинцы составляли большинство жителей селения, потому большевикам не удавалось набрать нужное количество голосов, согласных с закрытием храма. На своем совещании президиум Желнинского сельского Совета от 17.09.1938 года постановил развернуть разъяснительную массовую работу среди населения и поставить вопрос о закрытии храма на общем собрании селян. «В случае согласия населения, закрыть церковь, а помещение использовать под больницу районного значения». 24 сентября 1938 года расширенный президиум Желнинского сельского Совета вновь вернулся к вопросу, включив в повестку дня пункт о закрытии желнинской церкви. Из выступления одного из членов президиума: «Ни раньше, ни теперь пользы церковь никакой не давала. Решение президиума о закрытии церкви – правильное, но нам необходимо подготовить массы к общему собранию». Однако лишь в 1940 году под напором властей удалось соблюсти необходимые формальности и официально закрыть желнинский храм, решив вопрос об использовании здания под овощехранилище.

Возрождение

В 1988 году попечительский совет православной общины Благовещенской церкви в Желнине принял решение – возродить храм. После расчистки помещений от мусора начались восстановительные работы, укрепление фундаментов… Сердцевиной всех восстановительных работ были художественно-реставрационные. Летом 1990 года к воссозданию утраченного внутреннего облика приступила группа художников-реставраторов из Ленинграда под руководством известного в своих кругах художника Олега Юльевича Педаяса. 72-летний специалист высшей квалификации с 1945 года возрождал к жизни искалеченные войной ценности Русского музея, Эрмитажа, исторических памятников в Торжке, Вильнюсе. Реставрировал внутреннее убранство Исаакиевского собора, Александро-Невскую Лавру… Его коллеги – художники А.О. Педаяс, Н.М. Злыгарева, Б.Л. Голованов Благовещенскую церковь, по сути, расписывали заново, так как не подлежали воссозданию старинные росписи по причине их почти полной утраты. Храм ожил душой. Как и в былые времена, в наше время церковь Благовещения в Желнине по-прежнему помогает людям укрепиться духовно, обновиться нравственно, поддержать оступившихся, утешить в печали горюющих.
 Станислав Шальнов, краевед