Владимир Викторович Толмачев – один из ведущих специалистов в области карстоведения в России. Авторитетный ученый в стране и за рубежом, автор и соавтор более 300 научных публикаций по проблемам инженерного карстоведения, изданных в Германии, США, Китае, Сербии, почти всю сознательную жизнь трудится в Дзержинске, изучая и прогнозируя проявления природной опасности под названием карст.

 
А еще Толмачев – член Российского и Международного обществ по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению, он большой авторитет в Международной ассоциации инженеров-геологов и в Российском научном обществе анализа риска, профессор кафедры ЮНЕСКО НАСУ. Имеет звание «Почетный строитель России», награжден золотой медалью ВДНХ, медалью Н.М. Герсеванова – основателя советской (российской) геотехники, медалью Е.М. Сергеева за заслуги в инженерной геологии.

Будущий инженер


Владимир Викторович – сибиряк – родом из Читинской области. Однако малая родина так и осталась для него белым пятном. В памяти о детстве – лишь череда военных городков в Средней Азии, сменявших друг друга. Аэродромы, рев самолетных моторов, запахи авиационного топлива… Его отец Виктор Иванович, спецтехник по самолетным двигателям, в годы военного лихолетья пропадал в мастерских, готовя боевые авиамоторы к безупречной работе в воздухе. Всю сознательную жизнь он наблюдал за стальными птицами в небе, а сыну дал земной совет: учиться на дорожного инженера. Владимир услышал отца и не пожалел.

В Московском институте инженеров транспорта (МИИТ) с увлечением постигал теорию, практику строительства и эксплуатации железнодорожного полотна, особо не интересуясь таким грозным природным явлением, как карст.

После распределения в 1960 году прибыл на Горьковскую железную дорогу инженером дистанции пути, а затем старшим инженером работал в Управлении Горьковской железной дороги. Здесь ему вплотную довелось заниматься обеспечением безопасности движения поездов на закарстованной территории. Особенно проблемным оказался участок на дзержинской дистанции пути. Случившийся зимой 1960 года сход вагонов грузового поезда на участке пути в районе Дзержинска вследствие образовавшегося карстового провала перепугал не только железнодорожников. К работе немедля приступила геологоразведочная экспедиция под руководством инженера-геолога Л.А. Дычаковской-Леоненко.

«Познакомиться» с карстом заставила жизнь


Толмачев по роду своей должности обсуждал и принимал итоговый отчет экспедиции, «с головой» погрузившись в проблему карста. Прибывший из Москвы профессор МИИТ Г.М. Шахунянц в качестве временной меры порекомендовал заполнять карстовые полости специальными растворами.
Однако непредсказуемое природное явление могло проявить свой коварный нрав в любом месте в любое время. А чтобы этого не произошло, надо было изучать и уметь прогнозировать его поведение. В 1965 году Шахунянц рекомендовал Владимиру Викторовичу поступить в аспирантуру. «Карст и только карст!» – поставил условие научный руководитель аспиранту, четко определив Толмачеву тему будущей кандидатской диссертации. Он учился в Москве, но связь с Дзержинском не терял. После успешной защиты новоявленный кандидат технических наук в 1969 году прибыл на работу на Дзержинскую карстовую станцию, которую тогда возглавлял А.Н. Ильин.

Спустя два года произошел новый поворот в трудовой биографии младшего научного сотрудника: преодолев конкурс на замещение вакантной должности доцента кафедры «Городское строительство» Горьковского инженерно-строительного института, молодой ученый увлекся преподавательской деятельностью. Стал доцентом, но продолжал сотрудничать с карстовой станцией.

С 1973 года В.В. Толмачев вместе с коллегой Р.Б. Давыдько первым в России начал экспериментальные исследования по лабораторному моделированию механизма образования карстовых провалов. И это было новое слово в карстоведении! Работа настолько увлекла, что в 1977 году он принял окончательное решение – вернуться на карстовую станцию в Дзержинск. На этот раз старший научный сотрудник полностью посвятил себя делу укрощения карстовой «стихии». Толмачев активно сотрудничал с научными работниками инженерно-строительных центров Госстроя СССР, в 1980-е годы участвовал в разработке нормативных правил и методической документации. Это по предложению Толмачева в СНиП 1987 года «Инженерные изыскания для строительства закарстованных территорий» были внесены существенные дополнения, сыгравшие исключительно важную роль в определении параметров противокарстовой защиты. Непререкаемый авторитет ученого, чуткое, внимательное отношение к людям позволили ему в 1988 году избраться на должность директора дзержинской карстовой лаборатории, с 1991 года и до конца 2001-го продолжил свою работу директором того же предприятия уже под названием «Противокарстовая и береговая защита».

В своих научных трудах Владимир Викторович особое внимание уделял вопросам безопасности строительства в карстовых районах, в частности, при прокладке железных дорог. Как признанный специалист, он высказал ряд предложений по этому вопросу применительно к проектируемой в настоящее время высокоскоростной железнодорожной магистрали. Он имеет принципиальные замечания по ряду положений последних нормативных строительных документов. По мнению Толмачева, они не отвечают современному мировому уровню теории и практики, положениям действующего законодательства РФ по хозяйственному освоению территорий, подверженных природной опасности.

Возраст – не помеха


5 октября Владимиру Толмачеву исполняется 80. Возраст ученому не помеха. Владимир Викторович по-прежнему в работе: в международном издательстве «Springer» недавно вышла монография «Управление карстом» с главой, подготовленной им и коллегой М.В. Леоненко. Скоро увидит свет международная энциклопедия «Инженерная геология», в которой есть статья карстологов В.В. Толмачева и В.П. Хоменко. На юбилейное торжество в честь ученого в Дзержинск прибудут друзья, коллеги Толмачева: видные ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми. Они примут участие в запланированном по этому случаю круглом столе. И конечно, научному докладу юбиляра с актуальными, новейшими исследованиями, глубокими выводами на этом форуме также быть!
 
Станислав Шальнов