Тихо в лесу, только не спит дровосек

Дзержинское время

В Дзержинске продолжают уничтожать уникальную для наших мест растительность. На этот раз под вырубку попала целая аллея сибирской лиственницы, занесенной в Красную книгу Нижегородской области.

Жуткую картину уничтоженного леса можно наблюдать в поселке Дачный на улице Свободы. Местные экологи были обескуражены, когда натолкнулись на это варварство. На прошлой неделе председатель общественного движения «Голос Дзержинска», советник главы администрации Дзержинска по вопросам экологии и охраны окружающей среды Сергей Вилков обнаружил относительно свежие вырубки. Сергей Вилков вместе со своей помощницей Татьяной Богатовой осматривали состояние зеленых зон под Дачным перед началом работ по созданию на базе лесной и пойменной территорий южнее поселков Дачный, Колодкино, Бабино, Юрьевец охраняемой природной зоны местного значения «Растяпинское Поочье». Но может так статься, что пока экологи изучают местность, чтобы ценные леса получили статус особо охраняемой природной территории (ООПТ), брать под охрану будет просто нечего. От леса с такими темпами его вырубки ничего не останется.
По прикидкам Сергея Вилкова, на улице Свободы вырублено около двухсот лиственниц, которым было примерно шесть десятков лет. Все срубленные деревья по пенькам экологи не пересчитывали, но визуально оценили плотность насаждений на аллее, а возраст лиственниц установили по количеству колец на местах спила. Судя по смолящимся стволам, вырубки на этом месте проводились сравнительно недавно, возможно, летом 2016 года. Порубочные остатки валяются тут же, на месте вырубки. Если она проводилась для устройства противопожарного разрыва, то почему стволы и ветки свалили в кучи, которые могут полыхнуть в любой момент? Погубили здоровые лиственницы, а риск пожарной опасности только усугубился. Одновременно с этим древесная свалка грозит заражением пока еще живому здоровому лесу. Для чего, спрашивается, следовало уничтожать краснокнижные растения?
Как выяснилось, вырубка действительно прошла еще летом 2016 года. Ее зафиксировал другой местный эколог Дмитрий Левашов и немедленно обратился с жалобой на имя нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Максима Макашова. В обращении указывалось на 8-й выдел 97-го квартала дзержинского городского лесничества, между поселком «Сосновый бор», футбольным полем и дорогой к Шуховской вышке, южнее улицы Свободы. В жалобе особо подчеркивалось то, что лиственничная роща высаживалась еще в начале 1960-х под руководством заслуженного лесовода России Ивана Ильяшевича. Левашов просил природоохранную прокуратуру проверить законность вырубки леса.
В процессе разбирательств выяснилось, что судьбу лиственниц фактически определило МЧС. В апреле 2015 года отдел надзорной деятельности по Дзержинску ГУ МЧС России по Нижегородской области выдал городской администрации предписание о создании противопожарной полосы шириной 50 метров, начиная от крайних домов на улице Свободы. Чиновники попытались было оказать сопротивление. Так, в июне 2015 года глава администрации Дзержинска Геннадий Виноградов просил ведомство пересмотреть предписание в пользу устройства двух минерализованных полос с расстоянием друг от друга 5 – 10 метров. Так и лиственничная роща осталась бы нетронутой. Но пожарные, видимо, стояли на своем.
И чиновникам волей-неволей пришлось исполнять предписание. Больше сил на то, чтобы отстаивать собственные аргументы, у них почему-то не хватило.
Примечательно, что вырубке не помешало даже определение Дзержинского городского суда от 10 августа 2016 года. В суд обратились горожане с требованием, чтобы местная администрация немедленно прекратила исполнять предписание МЧС. Суд полностью удовлетворил его. И вот с тех пор лиственничная роща должна оставаться неприкасаемой. Но она почему-то редеет на глазах. Значит, кто-то рубит лес втихушку? Жаль, что в Дзержинске это уже вполне привычная практика, на которую, впрочем, общественники не собираются закрывать глаза. На днях экологи обратились в правоохранительные и надзорные органы в надежде, что их немедленное вмешательство остановит уничтожение уникальных лесных угодий, которые вот-вот получат статус охраняемой природной территории местного значения. Если, конечно, доживут до сих дней прекрасных, дожидаясь реакции блюстителей закона.
Вадим Щуренков