Помните, в фильме «Большая перемена» эту фразу произносит учительница, устало бредущая домой после уроков в вечерней школе? Сейчас это высказывание можно было бы назвать девизом всех российских учителей. За последние годы им пришлось пережить немало нововведений, один Единый госэкзамен чего стоит. И судя по словам президента Медведева на официальном открытии в Санкт-Петербурге Года учителя, нашу систему образования ждет еще не одно потрясение. Ну, а пока страна торжественно отметила начало очередного «тематического» года. Напомним, что эта традиция родилась два года назад, когда для повышения статуса семьи и привлечения внимания к проблеме семейных ценностей был объявлен Год семьи. В прошлом году главным «героем» стала молодежь, а в этом все взгляды устремлены на педагогов. Такая расстановка приоритетов вполне логична, все-таки чиновники понимают, что для развития государства нет ничего важнее благополучия семьи («ячейки общества»), молодежи («будущего страны») и педагогов, которые растят и учат уму-разуму ту самую молодежь, которая потом создаст ту самую «ячейку». Все неразрывно связано. Однако, оглянувшись назад и сверившись со своими ощущениями, с грустью понимаешь, что после проведения соответствующих «Годов» ни семьи, ни молодежь, в общем-то, лучше жить не стали. Как бы хотелось, чтобы с учителями вышло иначе… Отметим сразу, что, конечно, основное внимание в 2010г. будет привлечено к школьным учителям – все-таки это люди, с которыми несколько лет жизни обязательно проводит каждый человек. Между тем к Году учителя имеют самое прямое отношение и педагоги, работающие в системе дошкольного и дополнительного образования: педагоги-психологи, преподаватели музыкальных, спортивных и художественных школ. В Дзержинске их ничуть не меньше, чем школьных учителей. Давайте не забывать о них. Итак, для чего же нужен Год учителя? Как считает заместитель начальника управления образования дзержинской администрации Валентина Сахарова, говорить о Годе учителя как об отправной точке реформирования системы образования и даже как о переломном моменте в ходе этой оптимизации не приходится. Будучи очень неповоротливой, система образования меняется трудно и мучительно, на это требуются годы и годы. Тем не менее, по словам Валентины Владимировны, сделано уже немало. Благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», который реализуется с 2006 года, школы существенно поправили свое материальное положение. В образовательные учреждения пришло новое оборудование, появились компьютеры, новая мебель, учебники. Кроме того, поставлена задача подготовки нового учителя – активного новатора, который идет в ногу со временем, использует в своей работе современные технологии и постоянно совершенствуется. Поэтому и появился конкурс «Лучший учитель России», победители которого являются проводниками новых идей в учительстве. А в этом году впервые за звание лучшего в своей профессии будут бороться и директора школ. Ведь к ним государство сейчас предъявляет особые требования. «Директор школы должен быть грамотным, профессиональным менеджером, который может составить жизнеспособную программу развития своего учреждения. Именно от него будет зависеть, насколько школа будет обеспечена всем необходимым, какую зарплату будут получать учителя», – отмечает Валентина Сахарова. Кстати, заявки на участие во всероссийском конкурсе в этом году отправили три руководителя дзержинских школ. Особенностью этого года будет также приход на смену действующим программам развития образования новых. В частности, вступит в силу президентская инициатива «Наша новая школа», которая по сути своей является преемницей предыдущих федеральных проектов. Но в ней особое внимание уделено повышению квалификации учителей и подготовке к переходу на новые образовательные стандарты. Однако будущие перемены в системе образования – это тема для отдельного большого разговора. Мы же вернемся к дню сегодняшнему, вернее, к предстоящему году. Итак, как рассказала нам Валентина Сахарова, в Дзержинске план проведения Года учителя включает пять разделов. Объединяет их одна единственная цель – формирование позитивного образа учителя, но разными средствами. Первый этап, чисто организационный – составление плана и открытие Года учителя – практически завершен. Второе направление, пожалуй, самое важное, предполагает «использование новых механизмов финансово-экономического стимулирования», то есть в течение года педагогам города будут вручены государственные, отраслевые награды, премии, звания и так далее. Важно то, что все церемонии награждения в этом году будут проходить публично. Следующее направление – развитие профессиональных сообществ. Оно включает проведение конкурсов педагогического мастерства (всероссийские «Воспитать человека» и «Сердце отдаю детям», «Лучшие школы России», областной «Вожатый года», городской «Профи-2010»), фестивалей («Дополнительное образование детей: взгляд в будущее», «Здоровое поколение – главная ценность России»), форумов победителей нацпроекта «Образование», мастер-классов лучших учителей, выставки «Дзержинское образование: люди, события, факты» и так далее. Наконец, в рамках двух последних направлений заботу о создании позитивного образа педагогов возьмут на себя учреждения культуры, а также средства массовой информации. Кстати, наш еженедельник также планирует внести вклад в это благое дело. Совсем скоро на страницах нашего издания появится специальная рубрика, посвященная Году учителя. На этой страничке мы дадим слово и нашим любимым педагогам, и их благодарным ученикам, порассуждаем на проблемные темы.
Марина Ипатова