На старте Года учителя мы спросили самих виновников будущих торжеств: чего же они ждут от своего года, с каким настроением к нему подошли? Эльвира Борисовна Васильева, заведующая по учебно-воспитательной работе, учитель биологии школы №23: – Мне бы хотелось, чтобы люди повернулись лицом к учителю. Ведь если родители будут признавать авторитет учителя, то его будут признавать и ученики. Уважение к преподавателям нужно передавать из поколения в поколение, а значит, одним годом эту проблему не решить. При этом и учителя должны быть людьми, достойными уважения – профессионалами своего дела и очень любить детей. Лев Васильевич Пигалицын, учитель физики школы №2: – У меня очень простой ответ. Сейчас, на мой взгляд, наступает время, когда часть школьников начинает по-настоящему тянуться к знаниям. И я очень надеюсь, что именно в этом году большая часть учеников переориентируются для поступления в вузы на технические, научные профессии. Поворот этот начался, и мне очень хочется, чтобы именно в Год учителя этот процесс стал набирать обороты. Для меня, как для преподавателя, это был бы главный подарок. И мы, учителя, должны приложить все усилия, чтобы помочь нашим детям сделать правильный выбор. Татьяна Анатольевна Глазкова, учитель французского языка школы №22: – В этом году мне, как, наверное, всем учителям, хотелось бы внимания к нашему труду, в том числе и от государства. А от самих учителей – новых творческих успехов. Государство, конечно, сейчас старается финансировать систему образования, но хотелось бы более пристального внимания к вопросу информатизации, компьютеризации учебного процесса. Я думаю, что в этом году нам, учителям, надо будет многому научиться. Наша профессия и так не терпит полумер, полуработы, а в этом году работать придется вдвойне активнее. Ирина Зиновьевна Мухина, учитель русского языка и литературы школы №1: – Для нас, учителей, каждый год – Год учителя. Но раз уж этот год назван так официально, значит, он должен быть праздничным, значит, нас ждут какие-то приятные сюрпризы, правда? Вообще, учителя такие люди, которые получают счастье в работе, но ведь на голодный желудок счастлив не будешь, ведь так? А этот год начался с «сюрприза» – у нас резко сняли надбавки, в среднем, все учителя города стали получать на тысячу меньше. В общем, Год учителя начался не очень приятно. Надеюсь, что дальше будет все-таки лучше. У нас учителя каждый год ставят на большую высоту, потому что, вообще-то, все понимают, что без учителя – никуда, если в школе у вас были хорошие педагоги, то вы и вырастаете успешным человеком. Но почему-то никак учителя на эту высоту поставить не могут. Евгений Анатольевич Скребков, директор Дзержинского индустриально-коммерческого техникума: – Идея проведения Года учителя мнев принципе нравится, так как педагоги наши вниманием несколько обделены, а престиж профессии необходимо поднимать на должный уровень. Особенно важно сейчас, на мой взгляд, привлекать и поддерживать молодежь. Другое дело, что, на мой взгляд, время для Года учителя выбрано не самое подходящее. Раньше, до кризиса, работали различные программы, например, «Сельский учитель», по которым молодым специалистам давали и жилье, и машины. Последнее время средств, видимо, не хватает. Мы, конечно, можем сейчас декларировать идею повысить статус учителя, вручить медали, присвоить звания. Но меня беспокоит другое – то, что так и не намечаются улучшения в плане материального благополучия педагогов. Вручить грамоты лучшим учителям – это, конечно, хорошо, это нужно делать, но, может быть, начать с того, чтобы довести зарплаты учителей до среднего уровня оплаты труда? Как говорится, сколько не произноси «халва», слаще не станет. Елена Вячеславовна Кручинина, директор детской музыкальной школы №2: – Если говорить о дополнительном, музыкальном образовании, то одним годом, конечно, всех проблем не решишь. Обязательно нужно поднимать престиж профессии, чтобы талантливые ребята не боялись после музыкальной школы идти в училище и консерваторию, связывать свою жизнь с музыкой. А сейчас многие действительно испытывают страх перед тем, что, получив профессию педагога-музыканта или преподавателя танцев, живописи и так далее, просто не смогут себя обеспечить. И тут должна целая революция произойти, чтобы к таким преподавателям повернулись лицом и начали, наконец, вкладывать средства в искусство. Хотя я, конечно, понимаю, что когда в больницах не хватает денег на питание, говорить об искусстве трудно. Проведение в России Года учителя – это, конечно, неплохо, мероприятия по этому поводу в любом случае привлекут внимание к проблемам педагогов. Очень хотелось бы, чтобы все благие начинания все-таки воплотились в жизнь. Для справки: В системе образования Дзержинска работают более 5 тыс. человек. В общеобразовательных школах города работают 2189 человек, в том числе 1277 учителей. 65% директоров школ Дзержинска и 15,5% педагогов (то есть каждый шестой) имеют высшую квалификационную категорию. 88% педагогов в Дзержинске — женщины. 4,5% педагогов работают в образовательных учреждениях Дзержинска первый или второй год, а 54% педагогов имеют стаж работы более 20 лет. За время реализации нацпроекта «Образование» в нем принял участие каждый 10-й педагог Дзержинска.
Марина Ипатова