Дзержинское время

Летом в «Дзержинском времени» была опубликована статья «Внимание на карман пенсионеров», где мы рассказали историю дзержинской семьи, которой коммунальщики завысили показания счетчика электричества в дачном доме. Из-за этого у дзержинцев «набежал» приличный долг, о котором полгода они даже не подозревали. Добровольно списать лишние суммы энергетики не торопились. Мы постарались помочь своим читателям. И вот чем закончилась эта история.

Ответы без ответа

Традиционно, когда дело касается произвола в коммуналке, «Дзержинское время» рассылает письма и запросы по конкретным ситуациям в одни и те же инстанции, созданные как раз с целью помогать гражданам добиться справедливости. И на этот раз обращения полетели в министерство ЖКХ области, региональное УФАС, областную ГЖИ и самому монополисту.
В ПАО «ТНС Энерго НН» тут же предложили написать заявление о несогласии с показаниями своего ПУ, указанными в ведомости контролеров, и перерасчете. При этом объяснили, что если при контрольной проверке данных на счетчике прав окажется клиент, то долг из-за невесть откуда взявшихся киловатт ему спишут. Такое заявление мы вместе с пострадавшими написали и отправили.
В ответ сообщили, что проверка показаний прибора учета электроэнергии в домике пожилых людей произойдет в течение 26 календарных дней.
Чуть позже пенсионеры получили письмо из министерства ЖКХ о том, что их жалоба перенаправлена в ресурсоснабжающую организацию и почему-то в Роспотребнадзор. Хотя до этого, из нашей практики, по всем делам, связанным с начислением коммунальных платежей, чиновники справлялись в Госжилинспекции.
В УФАС по заявке на сайте не ответили вовсе. Ответа из ГЖИ на заказное письмо с уведомлением по почте, по словам горожан, в положенные сроки также не последовало.

Как приписали, так и списали

В своих обращениях в государственные и надзорные органы дзержинцы просили не только списать надуманный долг, но и провести проверку, как в обходном листе контролеров по их адресу оказались завышенные данные. Кстати, в копии этого документа, которую энергетики пожилым людям предоставили, стояла дата, когда они уже не жили в деревне (уехали в город), а подписи собственников жилья не было вовсе. Причем зафиксированные данные в соседних домах, указанных на странице, также никто не подписал.
Как и предполагалось, в Управлении службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (Роспотребнадзор) на заявление жителей нашего города ответили: «Управление в рамках своей компетенции… …не имеет полномочий обязать организацию выполнить требования потребителя либо разрешить имущественный спор, поскольку такими полномочиями наделены исключительно судебные органы (ст. 11 ГК РФ). Дополнительно сообщаем, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Ваше обращение направлено в ГЖИ Нижегородской области для рассмотрения в рамках компетенции и ответа заявителю».
В это же время герои этой публикации получили очередную квитанцию за свет в деревне.
В ней без лишних слов и, кстати, обещанного визита и приписанные данные, и завышенные суммы просто убрали. То есть энергетики не стали разбираться в ситуации, а раз народ забузил, предпочли решить проблему «по-тихому» – списать долг, не глядя.

Ваш долг исчез. Чего же боле?..

Из ГЖИ Нижегородской области также пришел ответ: «Согласно информации, предоставленной ПАО «ТНС Энерго НН», по Вашему лицевому счету произведен перерасчет на (- 357 кВт/ч). Предъявленный объем электроэнергии с 1 сентября 2016 г. по 31.07.2017 г. составил 273 кВт/ч с учетом контрольных показаний индивидуального прибора учета электроэнергии – 930 кВт/ч от 24.07.2017 года».
«Мы просили у инспекторов не просто помочь списать долг за свет, но и разобраться в ситуации: откуда взялись несуществующие данные – целых 357 кВт/ч – по нашему адресу и наказать виновных за подделку документов и некорректные начисления в платежках. Это их прямая обязанность. Но нам убрали долг и лишние показания, и все. Контролирующая организация на этом остановилась. А ведь когда монополист знает, что его никто и ни за что не накажет, можно снова начислять любые суммы. Это совсем недолго и несложно: прибавил, а потом, если что, убрал. Зато чего нам стоило такое издевательство! Мы три месяца обивали порог абонентской службы! Там говорили, что счет в следующем месяце придет корректный, а потом все повторялось», – сетуют земляки.
Эти люди совершенно правы: в такой ситуации легко ожидать ее повторения. А что? Ничего же не потеряли. И, судя по всему, добиться возмездия здесь можно только в суде. Там коммунальщикам пришлось бы точно объясняться, почему они делают расчеты по непроверенным данным контролеров и вообще сотрудничают с недобросовестными компаниями по регистрации показаний приборов учета электричества у нижегородцев. Там бы также могли спросить с ГЖИ, почему инцидент не расследуется должным образом, виновные в завышенных начислениях платы не наказываются. Но идти в суд пожилым людям тяжело и накладно. Это и энергетики, и те, кто обязан пресекать нарушения с их стороны, прекрасно понимают.
Так что всем потребителям электричества, которые попадали в подобную историю, остается посоветовать держать на контроле начисления за свет в загородных строениях не только летом во время проживания в них, но и зимой, когда, казалось бы, следить за «движением» платежей при неизменных показаниях на электросчетчике совсем необязательно. Отправляя одни и те же данные о киловаттах на даче, не ленитесь проверять в банке или с помощью Интернета текущие начисления за электричество. Если они растут, значит, скорее всего, контролеры, как в описанном случае, наобум добавили лишнее.
И здесь разбираться лучше сразу, не дожидаясь, когда ваш лицевой счет «обложат» большими платежами на пустом месте.
Елена Миронова