Денег нет, но вы держитесь там

Дзержинское время

Критики власти часто сетуют на то, что некоторые районы области живут как в каменном веке – до сих пор не имея газа, топятся дровами. Правда, и городам далеко до цивилизации. В индустриальном Дзержинске, например,есть дома, где людям даже хуже, чем в какой-нибудь захудалой деревеньке. Одному Богу известно, как переживут нынешнюю зиму, которая обещает быть затяжной и холодной, обитатели аварийного дома № 11 на улице Черняховского.

Эту двухэтажную избушку, в которой два подъезда и 28 комнат, власти признали аварийной еще в 2014 году. По этому поводу есть даже Постановление администрации Дзержинска № 4103 от 25 сентября 2014 года за подписью главы Геннадия Виноградова. «Отделу распределения и приватизации жилья в срок до 31 декабря 2017 года принять меры к расселению граждан», – говорится во втором пункте этого акта. Но бросать в воздух чепчики, радуясь заселению в новые квартиры, жителям этой многострадальной двухэтажки, по всей видимости, придется нескоро. Власти в очередной раз приказали людям держаться, ссылаясь на отсутствие денег в бюджете для покупки нового жилья. Такое печальное известие в администрации города недавно получила активистка дома, пенсионерка Анастасия Бегункова. «В лучшем случае это будет 2020 год», – «порадовали» чиновники Анастасию Васильевну. Региональные и местные власти и так уже вывернулись наизнанку, экстренно расселив десятки семей из многоквартирного дома № 6А по улице Буденного, который в одно мгновение стал аварийным в результате карстового провала. В доме потрескались стены, и люди в одночасье оказались на улице. Но ведь и на Черняховского, 11 ситуация не лучше. Там также все стены трещат по швам. И это не рядовые волосяные трещины поверхностного слоя штукатурки, а сквозные разломы. И камнепад уже случался. Так, в 2015 году, как вспоминает Анастасия Бегункова, в одной из комнат на втором этаже с потолка обрушилась здоровенная глыба. В комнате жила многодетная семья. Когда каменная махина ударилась о пол, там ползали маленькие дети. Бог уберег, они остались живы. Но потолок продолжает и дальше обрушаться, несмотря на все старания хозяев по его восстановлению.
Вообще, этот дом на Черняховского, как оказалось, проблемный с самого основания. Строение начала 1950-х было общежитием второго строительного треста. Анастасия Бегункова получила там комнату, когда работала в подшефном строителям детском садике. До недавнего времени женщина проживала на 13 метрах вдвоем с сыном, а потом сын съехал в другое жилье, повесив на себя ипотеку. «А мне ехать некуда, у меня пенсия 12 тысяч рублей, – сетует Анастасия Васильевна. – Я бы, конечно, с удовольствием сняла частную, но самая дешевая стоит нынче 8 тысяч рублей в месяц. И что же останется на лекарство и пропитание? А самый большой кредит, что дают с моими доходами, – это 30 тысяч рублей. Но даже если и дадут, скажем, ипотеку, то и пенсии не хватит, чтобы расплатиться.» В общем, круг для пенсионерки Бегунковой давно замкнулся. На расселение чиновники надежды не дают, квартиру купить невозможно, а находиться в исконном жилье просто опасно для жизни.
Как мы уже сказали, 11-й дом на Черняховского был когда-то общежитием, затем перешел в статус обычного многоквартирного дома. В доме всего 4 квартиры по 7 комнат в каждой. По сути, квартиры коммунальные. На 7 комнат одна общая кухня и один общий туалет. Ох, сколько же жителей повидал на своем веку этот дом. Коренных можно по пальцам пересчитать. В основном жили квартиранты, многие из которых пьянствовали и дебоширили. Анастасия Васильевна вспоминает дикие сцены громких разборок между буйными жильцами, когда и помыться-то спокойно было нельзя. А ванную на втором этаже второго подъезда жители самостоятельно устроили на кухне. По проекту, в доме нет помывочной.
С приходом лихих 90-х контингент дома становился все более отвязным. А в последние годы первый подъезд дома вообще превратился в притон для бомжей. 7 июня 2017 года в половине второго ночи там случился крупный пожар, в котором задохнулся мужчина, один из многочисленных гастролеров. Сегодня первый подъезд – весьма жуткое зрелище, сравнимое с одной большой помойкой. Помимо прочего там разрушены перекрытия, крыша словно решето, нет электричества, газа и даже отопления. Зато жители есть. Правда, всего один – семидесятилетний Валерий Сорокин. За дедушку очень страшно, не понятно, как он переживет нынешнюю зиму.
Не меньше опасений и за жильцов второго, более цивилизованного подъезда. Вот, например, молодой отец Роман Кадыров, который с супругой Анастасией просто в адских условиях растят троих пацанов. Порой детей даже трудно помыть.
В январе 2017 года во всем доме отключили газ. Тепленькую воду получают за счет маленького бойлера, мощности которого зачастую не хватает на весь объем. Подключить нагреватель побольше нельзя, потому что ветхая проводка не выдержит повышенной мощности, просто сгорит.
И такие случаи здесь уже бывали, рассказывает Роман, показывая на обгоревший электрощиток. А грядущую зиму жители дома вообще ожидают с ужасом, боялись, что дом останется без тепла. Система отопления в доме во многих местах полопалась. Жителей пугали, что восстанавливать ее никто не собирается, как всегда нет денег. Тепло в дом пришло только на днях. В жилых комнатах, как проинформировал нас Роман, сейчас тепло. Но вот места общего пользования – коридоры, лестничные клетки – остаются без отопления, там просто отсутствуют радиаторы, как, впрочем, и в некоторых нежилых комнатах. Не говоря уже о первом подъезде, где как-то собирается зимовать семидесятилетний Валерий Николаевич. «А как еще быть? Жилье мне никто не предлагает. Укутаюсь грудой фуфаек, может быть, и не околею», – надеется дедушка.
Как и многие аварийные дома Дзержинска, дом на Черняховского не имеет своей управляющей компании. Последняя «управлялка» ООО «ТЭК», которой руководил нынешний депутат Городской думы Александр Платонов, отказалась от дома еще в 2014 году. «Но от ТЭК было мало толку, – утверждает Анастасия Бегункова. – Сколько писем мы туда написали – реакции ноль.» А жители просили совсем немногого – обрезать старое дерево у подъезда, которое во время ветра своими ветками разбивает старую шиферную крышу. Именно из-за этого во втором подъезде сейчас заливает туалет, кухню, коридоры и даже некоторые комнаты. Сколько еще продлится этот ад на земле для жителей отдельно взятого дома в центре городской цивилизации?
Вадим Щуренков