«Метод Гренхольма»: понравился, но вряд ли пригодится

Дзержинское время

На этой неделе, 9 октября, в театре драмы дзержинцы посмотрели спектакль московского театра наций «Метод Гренхольма» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана. На сцене его поставил режиссер Явор Гырдев из Болгарии. Как всегда, москвичи собрали полный зал зрителей, которые были в восторге как от самой постановки, так и от игры столичных знаменитостей. Такой подарок местным театралам в очередной раз сделала компания «СИБУР».

Все просто, все сложно

Два часа без антракта, четыре человека на сцене, ни одной смены декораций – и захватывающий все новыми и новыми интригами и эмоциями людей на сцене сюжет. Декорации театр наций привез с собой: черные офисные панели, точечную подсветку, стеклянные двери и огромный аквариум с акулой – все для того, чтобы создать нужную атмосферу. А сюжет заключается в том, что четыре соискателя на одну должность в престижной и высокооплачиваемой фирме вместе приглашены на собеседование. Условия действительно выгодные – руководящее кресло в известной компании с неприлично большой зарплатой. Но остаться должен только один. Тот, кто пройдет все испытания работодателя. Сам испытатель на сцене, кстати, не появляется. Задания возникают у конкурентов в виде записок как бы случайно. Но задания очень непросты, они требуют у участников отбора много сил, нервов и времени. Чего стоят только откровения о расставании с женой и желании сменить пол – из мужчины превратиться в женщину. Всем этим соискателям следует в подробностях поделиться с окружающими.
На плаву хочется остаться всем четверым, но постепенно герои спектакля, не справившись с тем, что от них требуют, покидают загадочную приемную на сцене…

Рецензии не впрок

Готовясь к просмотру спектакля «Метод Гренхольма», мы познакомились со множеством отзывов и критических замечаний об этой работе. Но ни один из них впоследствии не совпал с предварительными и конечными впечатлениями. Зрители, в том числе профессиональные критики, писали о спектакле как об испытании безликих героев, растерявших все человеческое на пути построения карьеры.
В аннотации к театральной работе тоже говорится: «В спектакле Явора Гырдева все выверено с идеальной точностью: стерильное офисное пространство, огромная формалиновая акула, дорогие костюмы и люди, готовые переступить через все ради дальнейшего успеха. Основной задачей для Гырдева становится выявление тех рамок, за которыми человек перестает быть человеком и превращается в часть отточенного капиталистического механизма».
Метод Гренхольма, безусловно, – жизненная штука. Он позволяет сильным выдавливать из гонки за социальные и прочие блага более слабых. Это касается не только трудоустройства, но и сердечных дел, похода к врачу, даже очереди за каким-нибудь дефицитным товаром, который, конечно, достанется не всем.
Автор и режиссер спектакля – европейцы, для них тема поиска работы и методы достижения желаемого, должно быть, понятны и просты. Вероятно, отчасти к месту спектакль и среди современных москвичей. Но приживется ли тематика беспощадного подавления соседей и цинизма без края в Дзержинске? Все-таки провинция… А чем глуше место, чем дальше от продвинутых мегаполисов населенные пункты, тем люди в них добрее и отзывчивее. Так сработает ли у нас метод Гренхольма, поймут ли героев на сцене дзержинские зрители? Очень хотелось узнать. Оказалось – да, творческий замысел и его талантливая реализация на сцене пришлись по душе дзержинской публике! Спектакль понравился, и даже очень. Но не потому, что метод выживания из сопернической гонки ближних им подходит. А потому, вероятно, что развязка сюжета оказалась для всех неожиданной и как раз-таки понятной и близкой.

Метод «очеловечивания»

Весь спектакль герои-циники беспощадно «топили» друг друга, насмехаясь над слабостями. Но постепенно сдались и по одному, теряя возможность дальнейшего соискания высокой должности, покинули сцену. В итоге на ней остался только один – тот, кто справился со всеми испытаниями: злее всего смеялся над неудачами и несчастьями конкурентов; демонстрировал полное отчуждение доброты, любви, сострадания, слабости. Но постепенно под натиском чуждых и ему заданий сдается. В кульминационный момент, когда вожделенная работа почти у него в кармане, герой сдает позиции, жалеет себя, окружающих, признает, что не может избавиться от тяжелого прошлого и не менее тяжкого настоящего. Он плачет и проигрывает испытание: в приеме на работу отказывают и ему. Причем отказывают… те трое – его недавние конкуренты. Оказывается, они – психологи фирмы-нанимателя – и тестируют подобным образом всех заявившихся на работу. От человека требуется не сдаваться до конца: быть жестким, наглым, хватким, отринуть всякий налет сочувствия и понимания, что бы ни случилось рядом.
Главный герой проигрывает, со слезами вспоминает свою семью и друзей, с которыми еще недавно не хотел общаться. А его принципиальные испытатели, уходя с работы, как ни странно, тоже «очеловечиваются». «Вы знаете, как найти выход?» – тихо спрашивает у несостоявшегося коллеги самая активная противница его приема на вакантную должность.
Люди-акулы, люди-механизмы, герои современного офиса оказываются вполне живыми и настоящими. Они понятны любому зрителю, потому что в подобной ситуации, скорее всего, побывал каждый. Не обязательно в случае приема на работу, а в любых обстоятельствах, требующих, как уже говорилось, показать себя лучше других любыми способами.
В спектакле театра наций, что показали нашим землякам, заняты известные актеры театра и кино: Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Максим Линников, Анна Зайцева. За несколько минут до выхода на сцену со своим «Методом Гренхольма» нам удалось записать небольшое интервью с ними. Его мы опубликуем в одном из ближайших номеров «Дзержинского времени».
Елена Родионова