Учитель французского с русской душой


 

Среди всех профессий, каждая из которых, несомненно, по-своему является важной и нужной, профессия педагога занимает особое место. Первые настоящие открытия, успехи, трудности и победы мы переживаем со своими родителями и, конечно, с учителями. Именно они, наши добрые наставники-преподаватели, помогают раскрыть потенциал, верят в нас, заставляют посмотреть внутрь себя и увидеть море новых положительных качеств, которые, быть может, мы до того сами в себе не замечали.

 
Быть учителем – не выбор, а призвание. Недавно одна из таких истинных педагогов – Ирина Николаевна Заботина – получила звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Мы пришли поздравить ее с этим важным и гордым достижением, а заодно попросили рассказать о своей любимой работе и учениках.

Мечта сбылась, но иначе


При знакомстве с Ириной Николаевной сразу понимаешь – она действительно всей душой предана своей профессии. У нее очень добрый взгляд, спокойная мягкая речь, плавные жесты. И при этом в голосе чувствуются твердость и уверенность – качества, без которых невозможно держать дисциплину в классе. А ведь когда-то совсем юная Ирина не думала, что свяжет свою жизнь с преподаванием.

«Мои родители не имели никакого отношения к педагогике. Папа работал на заводе, мама была парикмахером. Правда, французский язык я полюбила еще в школе. Нам его преподавала Нина Михайловна Наумова – прекрасная женщина и замечательный педагог. Она была очень строгая и требовательная, но меня это не смущало. Наоборот, благодаря ей я получила хорошее базовое знание французского. Уже тогда поняла, что хочу, чтобы моя профессия была связана с иностранным языком, мечтала стать переводчиком. Поступила в Горьковский педагогический институт иностранных языков им. Н.А. Добролюбова на специальность «Методика преподавания иностранных языков», на переводческий в то время девушек не брали. И здесь судьба свела меня еще с одним замечательным педагогом, преподавателем методики Музафером Абхамедовичем Измайловым, который на четвертом курсе отобрал меня и еще нескольких студенток к себе на практику. Она проходила в одной из школ города Горького. И вот тогда, зайдя в класс, увидев ребятишек, проведя урок, я поняла, что это мое», – с улыбкой вспоминает Ирина Николаевна.

Первые шаги на трудовом поприще Ирина сделала в 22-й школе. Но так получилось, что вслед за мужем на несколько лет уехала в Крым – туда его послали по распределению. Вернувшись в 90-х годах в родной город, Ирина Заботина вновь пришла именно в эту школу, где работает по сей день. Сюда же привела в первый класс дочку, которая, взрослея, не меньше мамы полюбила французский язык и, окончив школу с золотой медалью, поступила по программе «Русско-французский университет» одновременно в Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова на переводческий факультет и в Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского на экономический факультет. Сейчас она уже совсем взрослая, окончила магистратуру в Париже, но все-таки вернулась на Родину, живет и работает в Москве.
 

Сейчас французы к нам не ездят


Сама Ирина Николаевна во Франции была много раз, но до сих пор помнит впечатления от первой поездки.

«Был 1995 год. В стране разруха, и путешествие во Францию казалось чем-то фантастическим, сказочным. Помню, как специально перед поездкой была куплена видеокамера и я видела другую страну черно-белой через объектив, потому что снимала все подряд, боялась упустить любые детали, – смеется Ирина Заботина. – Привезла кучу картинок, открыток, книг, чтобы показать детям. Это сегодня есть Интернет, можно хоть по Лувру гулять в режиме онлайн, а тогда любая мелочь была в новинку, вызывала восхищение.»

К сожалению, сейчас, сетует педагог, сложно найти учебное заведение во Франции для организации школьного обмена: наш город называют одним из наиболее загрязненных в мире. Боятся иностранцы пускать своих детей на наши земли. Но так было не всегда. Когда-то и к нам приезжали педагоги-французы с учениками, и мы ездили к ним в гости. Один из французских преподавателей жил у Ирины Николаевны дома. Ей сейчас забавно вспоминать, как она волновалась в первый приезд иностранцев, которые воспринимались почти как инопланетяне. Это был колоссальный опыт для учителей и ребят.

С детства привыкают к иностранной речи


Побывав на уроке у Ирины Заботиной, мы удивились еще некоторым особенностям этой школы. Как правило, педагог обучает либо младшие классы, либо старшие. Здесь иначе. Среди учеников Ирины Николаевны как маленькие ребятишки, так и старшеклассники, поскольку французский в 22-й школе изучают со второго класса. Но и к малышам относятся как ко взрослым, весь урок проходит на французском языке, чтобы дети как можно быстрее научились на нем общаться. По словам Ирины Николаевны, ей очень нравится принимать маленьких ребятишек и постепенно вкладывать в них знания. Они взрослеют и развиваются, овладевая французским языком на ее глазах. Может, поэтому среди воспитанников Ирины Заботиной так много победителей олимпиад и медалистов, ее выпускники поступают в самые престижные вузы страны.

Революционный прорыв в изучении языка дал, по мнению Ирины Николаевны, Интернет. Она старается по максимуму использовать его возможности на уроках и во внеурочное время. Ее ученики ведут блоги на французском языке, участвуют в международных проектах. В этом еще один секрет достижений сильного педагога – постоянное развитие не только непосредственно на уроках, но и во внеклассной деятельности. Несколько лет Ирина Заботина занималась с детьми школьным театром на французском языке, сейчас организует учебную проектную деятельность в сети. Она всегда полна идей, а это тоже обязательное условие успешной педагогической деятельности.

Пример для своих учеников


«Как учитель я постоянно развиваюсь. Необходимо совершенствовать знание языка бесконечно. Нужно изучать новые методики, в том числе иностранные – там всегда можно почерпнуть что-то полезное», – уверена Ирина Николаевна.

Самое главное в профессии учителя, по мнению Ирины Заботиной, – любовь к своему предмету и к детям. Причем иностранный язык преподавать особенно интересно, поскольку он позволяет расширять кругозор, общаться на самые разные темы, волнующие ребят.

Полученное звание Ирина Николаевна считает, конечно, большим достижением, приятным и важным для педагога. И все-таки уверена, что главное – не награды, а уважение учеников и стремление идти вперед: «Не нужно останавливаться на достигнутом. Всегда надо стремиться совершенствовать себя. Этому же я учу и своих детей», – утверждает педагог.

Поздравляем, Учитель!

Ксения Жульнова