Борьба за герб: эпопея продолжается

Дзержинское время

В минувший понедельник в Дзержинске состоялись слушания по изменению Устава Дзержинска. Основная их цель – приведение его в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

Но были и предложения, касающиеся новой трактовки статьи 3 Устава, где речь идет о символах городского округа и порядке их использования. Они поступили от Общественной палаты Дзержинска, которая надеется сохранить исторический герб в статусе эмблемы.

«Проблема с символикой Дзержинска возникла в феврале 2013 года, когда представители Городской думы вышли с инициативой изменения герба города», – напоминает председатель Общественной палаты Дзержинска Виктор Сопин.
Мотив заключался в том, что в ноябре 2012 года Геральдический совет при президенте РФ отказал в просьбе зарегистрировать исторический герб Дзержинска, ссылаясь на его несоответствие правилам геральдики. Юридическая необходимость обращения в Геральдический совет возникла в связи с требованиями статьи 9 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законе говорится, что муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы, как трактует тот же закон, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством. Так вот, герб Дзержинска из-за несоответствия принятым правилам геральдики не удалось бы зарегистрировать. В этой связи городские власти объявили общегородской конкурс на новую городскую символику. Однако на такую инициативу последовала отрицательная общественная реакция. «Официальные представители Дзержинска решили действовать кулуарно», – утверждает Виктор Сопин, описывая хронологию последующего развития событий. Так, 19 декабря 2013 года Городская дума решением № 665 изъяла из Устава города графическое изображение (рисунок) и геральдическое описание герба города Дзержинска.
«В результате этого шага ситуация с городским гербом стала патовой: все последующие действия дзержинских властей лишь затягивали решение проблемы», – продолжает Виктор Федорович.
В ходе корректировки Устава Дзержинска в 2013 году появилось положение о том, что графическое изображение (рисунок) и геральдическое описание герба города Дзержинска устанавливаются правовым актом Городской думы. И вот 24 октября 2014 года Гордума приняла решение № 812 «Об официальном символе городского округа город Дзержинск». В этом решении присутствует описание исторического герба Дзержинска в качестве официального символа города. В то же время решение Гордумы не разрешает проблему символики Дзержинска, так как носит временный характер – до момента разработки нового герба, соответствующего геральдическим правилам. В решении Гордумы № 812 в качестве такого срока указан декабрь 2014 года.
Но вот 30 августа 2016 года Городская дума Дзержинска издает Постановление № 205 «О внесении изменений в Устав городского округа город Дзержинск», в котором утратившими силу признаются части 3 и 4 статьи 3 Устава города об использовании официального символа в официальном делопроизводстве и в официальных ситуациях.
Сегодня статья 3 Устава Дзержинска выглядит следующим образом. Пункт 1 гласит, что «городской округ в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами имеет официальные символы, отражающие исторические, культурные и иные местные традиции». А во втором пункте говорится, что официальным символом города является герб города Дзержинска. При этом подчеркивается то, что графическое изображение (рисунок) и геральдическое описание герба города Дзержинска устанавливаются правовым актом Городской думы. Уполномоченным органом на подачу документов для госрегистрации герба выступает администрация города.
В качестве правового акта, закрепляющего геральдическое описание и изображение герба города, выступает все то же решение Гордумы № 812 от 24 октября 2014 года. Таким образом, на сегодня мы имеем неопределенную юридическую ситуацию с символом Дзержинска, считают в Общественной палате Дзержинска.
«С одной стороны, в Уставе Дзержинска сохраняется статья о наличии официального символа города в формате герба, действует решение Гордумы № 812, закрепляющее описание исторического герба города в качестве официального символа.
С другой стороны, не выполняется требование Федерального закона 131-ФЗ о необходимости регистрации официального символа, так как в Дзержинске отсутствуют нормативные акты, определяющие порядок официального использования указанных символов», – подчеркивает Виктор Сопин. Такое обстоятельство, по его мнению, создает противоречия, обуславливает неопределенность использования городской символики, на что указывалось и в обращениях прокуратуры Дзержинска.
В общественной палате Дзержинска настаивают на сохранении исторического герба, значение которого как составной части имиджа города сложно переоценить. В качестве доводов  общественники приводят данные социологических исследований. Одно из таких в ноябре 2014 года провел в Дзержинске интернет-портал «Dzeronline». В исследовании приняли участие 1034 человека в возрасте от 14 до 80 лет. И, согласно результатам исследования, 54,7% респондентов высказались резко негативно в отношении инициативы смены исторического герба города (положительно – 17,7%). На таких позициях Общественная палата Дзержинска и предлагает сохранить исторический герб города, введя в статью 3 Устава такое понятие, как «гербовая эмблема».
Наименование «гербовая эмблема» по отношению к историческому символу Дзержинска основывается на методических рекомендациях по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований Геральдического совета при президенте РФ, подчеркивает Виктор Сопин.
Согласно этим рекомендациям, муниципальные образования обладают правом, но не обязанностью иметь официальные символы. При этом «решение о создании и учреждении официальных символов должно всегда исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования».
«Герб муниципального образования – главный официальный символ, и в то же время методическими рекомендациями допускается использование эмблемы в значении и функции герба, что, собственно говоря, мы и предлагаем», – заключил Виктор Сопин. Теперь слово за городскими властями, в полномочиях которых учесть либо отвергнуть предложения общественников.
Вадим Щуренков