Мало кто из дзержинцев не знает Сергея Зицера. Этот человек работает в сфере культуры города больше двух с половиной десятков лет. Актер драмы, артист и режиссер кукольного театра, немного поэт и писатель, человек талантливый и неординарный.
С ним интересно разговаривать, интересно смотреть – очень живая мимика и жесты завораживают, интересно слушать, потому что в нотках голоса так и слышатся знакомые интонации кукольных героев из любимых сказок, на которые с удовольствием ходила сначала со старшим, потом с младшим ребенком.
На прошлой неделе у Сергея Зицера был бенефис, и это событие стало поводом, впрочем, далеко не единственным, для нашей встречи и разговора.
– Сергей Романович, расскажите, как люди выбирают такую необыкновенную, почти волшебную профессию, как актер кукольного театра?
– Скажем так, это была случайная неслучайность. После окончания нижегородского театрального училища я 7 лет работал в дзержинском театре драмы. Было время, когда там принялись делать капремонт, труппа осталась не у дел, месяцев на 7 всех отправили в неоплачиваемые отпуска.
Тогда главный режиссер театра кукол Владимир Яковлевич Казаченко предложил мне поработать у них. Я согласился и не жалею. В кукольном отработал уже 21 год. Мне пришелся по душе здешний коллектив, добрые, отзывчивые люди, да и работать оказалось интереснее.
– Чем же так привлекла вас работа актера кукольного театра? Со стороны внешнего наблюдателя – дело, казалось бы, простое, непритязательное.
– Это совершенно не так! Обычный человек проживает одну жизнь, драматический актер может прожить вместе со своими сценическими амплуа несколько, а в кукольном со своими героями – много десятков жизней. Я и мои коллеги зачастую играем по две-три роли в каждом спектакле.
В театре кукол можно прожить от Колобка до Христа! Если играть серьезно (а театр кукол – дело серьезное!), в роль приходится погружаться не меньше, чем во взрослых спектаклях. Надо знать историю героя, откуда он взялся, как живет, почему говорит и действует так, а не иначе. Ведь в нашем театре мы изображаем, по сути, не лисичек и зайчиков, а людей, человеческие характеры, пороки и добродетели. И надо суметь передать все это в самой простой, открытой детскому неискушенному восприятию форме. Мы не можем, как это иногда бывает во взрослых постановках, злоупотреблять всевозможными «спецэффектами», за которыми настолько теряется содержание, что из Гамлета Колобок какой-то получается.
– Для вас именно это стало решающим в выборе актерской стези – возможность играть многие и многие роли? Вы ведь так и не вернулись на сцену драмтеатра?
– Во многом – да. Поэтому к работе, несмотря на 21 год на сцене кукольного театра, сохраняется интерес, зажиг, развитие. В нашем деле очень важны собранность, включенность, готовность выкладываться полностью. Вы никогда не задумывались, что дети – гораздо более строгие судьи, чем взрослые? Взрослый человек, даже если ему не слишком нравится спектакль, будет сидеть в зале и потихоньку зевать, прикрывая рот ладонью.
Дети – никогда. Они реагируют живо и открыто, их реакцию угадывать не потребуется.
Зато и отклик артист детской аудитории находит просто потрясающий. Здесь очень много получаешь, если много отдаешь. Себя в театре экономить нельзя! Играть надо искренне, я в этом уверен. Если я Колобок, то я честный Колобок. Я не играю роль, я живу этим.
– Вы рассказываете дзержинским детям сказки уже 21 год. Скажите, по вашим наблюдениям, многое изменилось за это время – восприятие, поведение детей?
– Пожалуй, заметно изменился темп и ритм языка, которым говорят наши герои на сцене. Если раньше мы легко могли играть без микрофона, то теперь он необходим. На современных ребятишек так сильно влияют гаджеты, Интернет, аудио, что до них еще надо докричаться.
Немного сократился возрастной контингент наших искренних почитателей. Раньше в кукольный и пятиклассники с удовольствием ходили, а сейчас даже четвероклашки считают себя слишком взрослыми для этого.
Но в целом дети есть дети: как любили, так и любят сказки, ценят простоту и искренность.
– Сергей Романович, вы не только актер театра кукол. Уже несколько лет режиссируете спектакли. Как пришли к такой работе и что вам дает эта «роль»?
– Еще одна как бы случайность. Произошло это с легкой руки нашего любимого Владимира Яковлевича Казаченко. Он как-то взял да без предупреждения «назначил» меня режиссером: а следующий спектакль, говорит, будет ставить Сергей Зицер. Ну я и послушался (смеется. – Прим. редакции). Моим режиссерским дебютом был спектакль «Чудо неслыханное». Эта сказка до сих пор с успехом идет в нашем кукольном театре. Потом ставились и другие.
Быть режиссером – интересный для меня опыт. Ты словно находишься по другую сторону сцены. Ко всему прочему приходится и стихи писать к своим спектаклям, и песни.
– А есть ли у вас самые любимые образы и герои?
– Ой, нет. Это же, по сути, все мои дети. А разве могут быть среди них любимчики?
И хулиганов, и отличников я люблю одинаково.
– А помимо театра у вас есть интересы, хобби?
– Читать люблю. Уважаю поэзию, философию, теософию. Но сейчас уж, пожалуй, ни на что времени не хватает. Играю, режиссирую. А еще заново пробую себя в драме, подменяю роль рано ушедшего Валентина Морозова в спектакле «Самоубийца».
– Спасибо за беседу и за ваше творчество! Мы любим ваши сказки.
Елена Бахтина