Тихий голос, внимательные черные глаза, готовность искренне и открыто говорить на любые темы… На сцене Ефим Шифрин – блестящий актер, щедро сыплющий анекдотами, способный расшевелить, рассмешить любого, даже самого хмурого зрителя. Дзержинцы лично смогли в этом убедиться в минувшую пятницу, когда артист в ДКХ представлял свою сольную программу. Кстати, столь полная отдача актера, отсутствие малейшего намека на халтуру, тем более перед провинциальными зрителями, к сожалению, становится все большей редкостью… За кулисами же Ефим Шифрин оказался еще и прекрасным собеседником. – Ефим, скажите, пожалуйста, а правда, что у всех журналистов, которые приходят к вам на интервью, по необъяснимым причинам ломаются диктофоны? – Да, действительно, было несколько таких случаев, но мне, честно говоря, кажется, что это просто совпадение. – Но я на всякий случай захватила два. – Очень хорошо. Действительно, чего не бывает. – Вы всегда в такой прекрасной физической форме и, насколько я знаю, серьезно увлекаетесь спортом. А что значит для вас здоровый образ жизни? – Вы знаете, несмотря на получение диплома Комитета физкультуры и спорта и все свои заявления в пользу здорового образа жизни, я не могу сказать, что я его веду. Во-первых, с моей профессией это практически невозможно, во-вторых, не хочется сейчас вас обманывать, говоря, что неукоснительно соблюдаю какие-то правила. Ну а в-третьих, и это, наверное, самое главное для меня, я не считаю, что продолжительность жизни человека обязательно определяется тем образом жизни, который он ведет. Я знаю людей, которые провели в лагерях полжизни, как, например, мой отец, который был там едва ли не двадцать лет, и понятия никогда не имел ни о здоровом питании, ни о фитнесе, но прожил 85 лет в ясном уме. Его знакомые по Колыме, которые сейчас доживают до 95 лет, и не слышали об авокадо, о каких-либо режимах, массажах и масках. У них просто есть в голове установка жить, сопротивляться обстоятельствам. Я думаю, что какое-то совершенно истошное представление о здоровом образе жизни у нас напрямую связано с глянцем, коммерцией, желанием как-то по-новому подать товар, который ищет продажи. Но, понимаете, если бы зеленые листья салата и пучок редиски определяли физическое и нравственное здоровье нации, тогда рецепты были бы простые. Всем бы просто вручали этот салат и пучок редиски. Но дело ведь не в этом! Все начинается в голове. Вот почему так быстро уходят из жизни сошедшие с ума люди, буквально в считаные годы? Да потому, что, когда выходит из строя «коробка», которая отвечает не только за мышление и движение, тогда заканчивается и мечта о долголетии. Хотя, конечно, одно другому не мешает. И если вы ходите в спортзал три раза в неделю и руководствуетесь правилами здорового образа жизни – это здорово. Но если у вас не работают мозги, если они выключены для активной жизни, если нет постоянного стремления к чему-то, то будет трудно. – Если я ошибаюсь, вы меня, пожалуйста, поправьте, но у меня всегда складывалось ощущение, что артисты эстрады всегда стараются как-то объединиться, взять хотя бы «Аншлаг», «Comedy Club». Как вы думаете, почему? – Никогда об этом не задумывался, потому что, если честно, никогда не видел этого стремления объединиться ни у себя, ни у своих коллег. Объединяют эти проекты совсем не артисты, а телевидение, точно так же, как, например, актеров кино. Хотя, конечно, мы вместе участвуем в сборных или праздничных концертах. Как появился, например, «Comedy Club», я думаю, всем понятно. Это люди, вышедшие из активных команд КВН. И раз возникла такая потребность – продолжить эту игру в отдельном проекте, то почему бы и нет? Другое дело, что все решает доза. Мне кажется, что этого чрезмерно много. Хотя нельзя забывать о том, что на телевидении и дня не просуществует то, что не пользуется спросом. И когда начинаются сетования критиков или обывателей: «Ну зачем это? Зачем нас этим кормят?», как объяснить, что передача, ненашедшая своих зрителей, умирает на следующий же день? Значит, спрос этот поддерживается. Согласитесь, было бы странно, если бы в магазин к частному предпринимателю каждый день приходили за свеклой, а он бы ее не привозил. – Но ведь у подобных проектов действительно много противников? – Вы знаете, мне особенно нравятся всхлипы интеллигенции, мол, что это за разговоры о рейтингах? Ну, пожалуйста, не ведите разговоры о рейтингах, возьмите сбросьтесь и содержите телевидение. А на какие деньги, по их мнению, оно должно существовать? Ведь телевидение, кроме того, что выполняет просветительскую миссию, еще и просто электрический прибор, у которого есть коммерческое назначение. А как иначе? Если вас интересует искусство, пожалуйста, включайте канал, где вы уверены, что найдете соответствующие программы. Но смешно ждать искусства от утюга. – Кем вы сами себя считаете больше: актером, артистом эстрады, юмористом? – Если честно, я не очень люблю слово «юморист», потому что юмор, мне кажется, – это лишь жанровая окраска того, чем ты занимаешься. Если за этим нет самого важного для меня – актерского мастерства, то это уже студенческая самодеятельность, к которой я очень хорошо отношусь, но не могу оценивать ее как профессиональную деятельность. Талантливо рассказывать анекдоты могут, в принципе, многие люди. И то, что иногда возводят в ранг искусства, мне кажется достойным лишь курилки или перерывов между зачетами. Актеров-профессионалов я вижу много, в том числе и в среде нашего поколения, но я никогда не вижу актера просто за шуткой. – Вам же, кажется, подвластны любые жанры. А есть что-то, что не получилось? – Ну а зачем я буду гордо перечислять свои поражения? Конечно, многое не получается, практически через раз, просто это не выносится на суд зрителей, зачем же они будут вместе со мной страдать? Потом, вы знаете, если каждый день обтачивать одну и ту же деталь, то каким бы творческим не был этот труд, все равно он выполняется по определенному шаблону. А вот когда я получаю сценарий, листок с текстом своего будущего героя, я ничего не понимаю, смотрю на него, как баран на новые ворота. В апреле, я надеюсь, выйдет телефильм «Комедианты» по театральным рассказам Куприна, где я снимаюсь сейчас с Игорем Скляром и Александром Семчевым. Я ни секунды не задумывался, когда получил это предложение, потому что это хорошая литература и близкий мне мир театра. А когда я прочитал сценарий, то понял, все, туши свет, я не понимаю, как это делать, и не знаю, с чего начинать. Думаю, что в этот вечер то же самое чувствовали и Семчев, и Скляр. Актерский диплом и опыт ничему не учат, потому что, когда ты сталкиваешься с новым человеком, своим будущим героем, ты как бы начинаешь с нуля. Ничто и никто не подскажет тебе, что делать, пока ты сам не начнешь говорить, как он, двигаться, как он, шаманить. Мой герой начал у меня получаться уже только на съемках. – Вы с разными чувствами выходите на огромные концертные площадки и в небольшие залы? – Во-первых, я не делю публику на провинциальную и столичную, потому что это очень условно. Кстати, большую часть зрителей в столичных театрах представляют как раз гости города. А если говорить о масштабах, то мне, конечно, комфортнее работать в маленьких залах, где я могу видеть реакцию людей, хотя приходится выступать и на стадионах. – В этом году, если я не ошибаюсь, исполняется двадцать лет вашему «Шифрин-театру»? Будете как-то отмечать? – Двадцать лет? А ведь и правда, он был организован в 1990 году, я даже забыл об этом… Надо сказать, что мы ведь двадцать лет назад не здание купили и открыли его, а просто я организовал свое маленькое частное дело. Я даже, если честно, и не думал об этом юбилее, но теперь, конечно, нужно будет как-то его отметить. И обязательно отметим. – Тогда с наступающим вас юбилеем! Спасибо за беседу.
Записала Марина Ипатова