Дзержинский завод «Авиабор» по-прежнему находится в зоне риска. Руководство предприятия заявляет о попытке рейдерского захвата. На заводе обострился корпоративный конфликт между основными акционерами и миноритарием и московским ООО «Прогрессор». Москвичи идут в атаку, забрасывая завод судебными исками и заявлениями в правоохранительные органы. А руководство «Авиабора» прямо говорит о корпоративном шантаже и попытке рейдерского захвата предприятия со стороны миноритарного акционера.

Такие заявления звучали на специальной пресс-конференции, которую созвал генеральный директор и основной совладелец «Авиабора» Евгений Желудов. Общение с журналистами – один из пунктов линии защиты заводчан от захвата. Шаг, очевидно, запоздалый, если учитывать, что «варяги» начали атаку на предприятие еще весной 2016 года, активно скупая акции у физических лиц. А уже осенью текущего года «Авиабор» пережил «маски-шоу». Третьего октября работу предприятия заблокировали силовики. В таких ситуациях зачастую уже поздно пить боржоми, выворачивая подноготную давнего нарыва представителям четвертой власти.
Евгений Желудов акцентировал внимание журналистов на то, насколько агрессивно москвичи начали скупку ценных бумаг. Автомобиль с рекламными щитами подкатил прямо к заводской проходной. Объявления о скупке акций транслировались и по телевидению. Таким наскоком «Прогрессор» сконцентрировал в своих руках 22% уставного капитала «Авиабора». Этой доли столичным бизнесменам хватило, чтобы потребовать у заводского менеджмента документацию предприятия. Но, не дождавшись передачи полного пакета документов, москвичи обратились в управление защиты миноритарных акционеров Центробанка РФ, где, впрочем, их жалобу отклонили. И вот тут дзержинцы окончательно поняли, что мирно договориться со свалившимися как снег на голову партнерами не получится. Тогда в октябре 2016 года на заводе созвали внеочередное собрание акционеров, на котором и было принято решение о дополнительной эмиссии привилегированных акций в размере 25%. Благодаря такому решению доля ООО «Прогрессор» мгновенно сократилась до 16,5%.
Правда, и ответ от новоиспеченного миноритария не заставил себя долго ждать. Москвичи обратились в Арбитражный суд с требованием признать недействительным решение общего собрания акционеров. Но фортуна и на сей раз отвернулась от них, причем сразу в четырех инстанциях. 18 декабря текущего года коллегия по экономическим спорам Верховного суда отказала ООО «Прогрессор» в рассмотрении кассационной жалобы. На этом, казалось бы, следовало поставить точку. Однако несколько ранее, 14 декабря сего года, «Прогрессор» направил еще один иск в Арбитражный суд Нижегородской области. Требования все те же – признать допэмиссию незаконной и наложить обеспечительные меры, запретив регистрировать отчет о выпуске ценных бумаг. Рассмотрение дела назначено на 19 января 2018 года.
Параллельно с этим корпоративный конфликт развивается и в плоскости уголовного законодательства. Москвичи подали заявление в региональный главк МВД, где просят оценить законность эмиссии. Отрабатывая обращение, правоохранители уже дважды изымали документы на дзержинском предприятии. О результатах проверок руководству завода до сих пор ничего не известно. Одновременно с этим в сентябре 2017 года против «Авиабора» возбудили уголовное дело, вменяя попытку незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Именно по этому поводу в октябре на завод и прибыли сотрудники ОБЭПа из областного главка вкупе с представителями следственного комитета в сопровождении бойцов спецподразделения. На «Авиаборе» убеждены, что действия правоохранителей неправомерны. Ведь те изымали документы, вообще никак не связанные с налогообложением. Люди в погонах и масках собрали папки из отдела кадров, в том числе касающиеся акционеров.
Кто на самом деле стоит за атакой на завод и с кем реально дзержинцам вступать в переговоры, можно было бы понять, изучив происхождение скупщика акций. Но у «Прогрессора» оно оказалось весьма мутным. «Первое, что сразу насторожило, это структура уставного капитала самого «Прогрессора», 99 процентов доли в уставном капитале принадлежит кипрскому офшору.
На «Авиаборе» уверены, что судьба производственного комплекса москвичей волнует мало. Узнав из различных источников информацию о том, что консалтинговая фирма ранее уже была причастна к банкротству других предприятий на территории России, дзержинцы опасаются за то, что с приходом «Прогрессора» их постигнет та же участь. В общем, на «Авиаборе» решили защищаться любыми способами. Под обращением к президенту страны Владимиру Путину, врио губернатора Нижегородской области Глебу Никитину готов подписаться весь коллектив предприятия. «Мы хотим стабильности, у нас работает уже четвертое поколение трудовых династий, которые, как никто другой, заинтересованы в сохранении предприятия», – заключил Евгений Желудов.
Но москвичи  высказывают иную точку зрения, полагая, что руководство завода могло бы воспользоваться знаниями и опытом «Прогрессора» в инвестиционной и финансовой сфере, чтобы «добиться максимальных результатов в работе». В компании также утверждают, что «не заинтересованы в приобретении контрольного пакета акций» и намерены продать свою долю после увеличения ее стоимости. Честно говоря, после столь мощного прессинга на предприятие в такое верится с большим трудом. Между тем это уникальный для страны производственный комплекс, которого жалко будет лишиться. Ведь АО «Авиабор» – единственный в России производитель борсодержащих соединений. Основные потребители продукции внутри страны – предприятия оборонного комплекса и госкорпорация Росатом. Государство первое должно быть заинтересовано в стабильности этого стратегического комплекса, если где-то наверху не стоит задачи перераспределения бизнеса.
Вадим Щуренков