Завтра, 19 марта, исполняется ровно 100 лет со дня рождения замечательного дзержинца, художника, музыканта, культурного деятеля, одного из основоположников культурной, музыкальной и художественной жизни нашего города, одним словом – Маэстро Гусельникова. Николай Гусельников родился в марте 1910 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из семьи потомственных нижегородских интеллигентов. Был он преподавателем математики, человеком широко образованным, талантливым, музыкально одаренным. Шести лет от роду Коля уже читает, а в 8 лет поступает в музыкальную школу. Летом 1924 года семья переезжает в поселок при станции Растяпино (так называемое Новое Растяпино) и обосновывается на Просвещенской улице в доме Червяковых. У Гусельниковых часто собираются друзья, чаевничают, беседуют. За беккеровское пианино садится 15-летний Николай, а отец – Константин Иванович – меняет скрипку на виолончель и наоборот. Звучит Чайковский, Шопен, Григ, Бетховен. Отец и сын увлекались также астрономией, физикой, радио. В 1927 г. на Окской улице открылся Нардом – первый в округе культурный центр. В Нардом приходит немое кино, и музыкальное сопровождение ему обеспечивает 17-летний Николай Гусельников. Делал он это столь виртуозно и выразительно, что после окончания сеанса зрители всякий раз, стоя, устраивали овации юному музыканту. Музыкальное образование у Николая было, можно сказать, никаким – 1,5 года в нижегородской музыкальной школе. Но огромный талант и фантастическое трудолюбие юноши скомпенсировало этот недостаток. Он целыми днями не отходил от «Беккера», перелопатил горы литературы. Штудировал теорию музыки, ее историю, читал жизнеописания выдающихся музыкантов. Можно сказать, что о музыке он знал все. Его рассказами о ней заслушивались даже люди, знавшие толк в этом искусстве. С открытием Дворца культуры им. Свердлова Николая Гусельникова принимают на работу в качестве «музсопроводителя немого кино»… Вот мы здесь говорим о музыкальных достижениях Николая Гусельникова, но давайте-ка спросим любого дзержинского художника, а кто такой Гусельников? И в ответ непременно услышим: «Как это кто? Художник наш знаменитый – один из первых в наших краях». Правда, если этот художник находится в почтенных годах, он, подумав, добавит: «Ну, и музыкант тоже. Очень, знаете ли, недурной. Но все-таки – художник». Да! Это в нем совместилось – живопись и музыка. У Николая всегда было мало времени, и больших полотен он не писал. Но его миниатюры, писанные на картоне, фанере, иногда – на холсте, запоминаются сразу же. Ему очень удавался свет откуда-то изнутри. Даже сирень иногда светится у него спиртовым пламенем. Кроме того, Николай много рисовал карандашом, и благодаря этим наброскам мы сегодня можем видеть историю первых лет становления нашего города… Вернемся, однако, к началу 30-х годов. Николай трудится в новом Дворце им. Свердлова. Он не только «музсопровождает» немое кино, но и создает первый в городе хор, который поет не бог весть что, а настоящую классику и народные песни. Николай обеспечивает музыкальную часть работы балетного класса под управлением Е. А. Плотниковой. Он персонально работает с вокалистами, и именно тогда рождается его школа вокала, впоследствии весьма знаменитая в Дзержинске и области своими солистами. В комнатенке над кинобудкой, в «фонарике», Гусельников устраивает первую в городе художественную студию, где работает (в редкое свободное время) сам и вовлекает в творчество наших первых художников-любителей – В. Ф. Любимова, А. П. Шаферова, Г. И. Вьюшкина, И. В. Ионычева, М. Я. Зефирова, В. Ф. Константинова. Уже в 1935 году они организовывают первую городскую художественную выставку. Она прошла с таким успехом, что администрация дворца переселяет художников с «фонарика» в большую, со сплошным остеклением комнату. Руководителем студии, по рекомендации Гусельникова (сам-то он очень занят и не может отдавать студии много времени), становится хирург и художник В. Ф. Константинов – Филаретыч. К этому времени Николай Константинович оброс семьей, появились дочки, они тоже приобщались к музыке. Жили бедно, тесно, но дружно и весело. Так в трудах прошли недоброй памяти 30-е годы и пришли опять же недоброй памяти годы роковые-сороковые. На фронт Гусельникова не взяли – он еще в 20-х был признан неспособным к военной службе. Работы для художественной студии было много: делали плакаты и… географические карты – очень востребованный в те годы продукт. Ели с голодухи бог знает что. Иногда все же выбирались на природу – порисовать. И, конечно же, Маэстро не прекращал своего совершенствования по музыкальной части. Вот краткий реестрик его тогдашних занятий: репетиционная работа с хором, балетом, вокалистами; дом художественного воспитания детей; сочинение музыки; оркестровки для эстрадного оркестра; активнейшее участие в организации Дзержинской художественной школы; участие в художественных выставках. В 1949 году Гусельников пишет оперу по «Сказке о козле» С. Я. Маршака. Ее клавир в четыре руки был исполнен в Союзе композиторов. Кобалевский отозвался о сочинении очень хорошо, но порекомендовал кое-что доработать. Оперу, увы, не поставили, а рукопись где-то затерялась. Пришли 50-е годы. Где-то ближе к их середине обнаружилось, что Маэстро очень болен. Он не сдавался, но сдавало здоровье. У него были грандиозные планы, связанные с VI фестивалем молодежи и студентов в Москве. И он их во многом реализовал. Но опухоль в позвоночнике росла и приближала дело к концу. 20 февраля 1957 г. Николай Гусельников пишет из больницы: «Обидно, что фестиваль пройдет как-то мимо меня, а ведь я порядком положил труда на его подготовку. Жаль! Что ж – не судьба…» 14 июля 1957 года немилостивая к нему жизнь подвела итоговую черту. Рассказывают, на похоронах музыканты играли много и особенно проникновенно. Они ведь играли для своего МАЭСТРО.
Исаак ФЕЛЬДШТЕЙН