Дело гиблое, ноша непосильная. И это все, кто не догадался, о ЖКХ. Впрочем, ничего нового. Другой вопрос, как выбираться из этой пропасти с отвратительным качеством услуг и непомерными за них ценами? Ответ на него незадолго до новогодних праздников пытались найти в областном центре на заседании комиссии при губернаторе по правам человека, содействию развитию институтов гражданского общества и рассмотрению общественных инициатив под председательством Анатолия Козерадского.
Золотой теплоноситель
«Реализация мер, направленных на защиту прав граждан в сфере ЖКХ органами власти Нижегородской области, а также представителями общественного контроля» – так назывался круглый стол, за которым собрались общественники и представители власти. По итогам обсуждений будут подготовлены рекомендации в адрес нового областного руководства.
С докладом на заседании круглого стола выступила директор Дзержинского правозащитного центра (ДПЦ), член комиссии Эмма Фельдштейн. Эксперт сообщила о состоянии дел в части поставки ресурсов и оказания услуг по обслуживанию и содержанию многоквартирных домов (МКД). Разумеется, Эмма Захаровна обобщила картину на основе дзержинского опыта, который во многом характерен и для всего региона, но в чем-то заметно выделяется. Например, в тарифах на тепловую энергию, стоимость которой в городе химиков очевидно изрядно завышена. Отопление для дзержинцев – ключевой по сумме начислений платеж в структуре жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). При этом некоторые составляющие стоимости отопления в Дзержинске, по мнению Фельдштейн, не всегда рождены в правовом поле. Если разбираться, то получится, что только менее 30% тарифа – энергетическая составляющая, то есть тот самый теплоноситель, все остальное – так сказать, вспомогательный инструментарий. Например, 60% тарифа – затраты на транспортировку и налог на добавленную стоимость (НДС). В итоге 1 гигакалория тепла в Дзержинске сегодня приближается к 2,5 тыс. руб. А в соседнем Нижнем это гораздо дешевле. Вот, например, в 2017 году для нижегородского ОАО «Теплоэнерго», отапливающего большую часть областного центра, во второй половине года двуставочный тариф (энергия+мощность) составлял 1340,25 за одну гигакалорию с учетом НДС. И коллективные приборы учета (КПУ), установленные во многих МКД, и сравнительно теплые зимы не сделали погоды в платежах дзержинских потребителей. Поставщики ресурсов пеняют на то, что у них нет возможности регулировать подачу тепла в зависимости от погодных условий. Коммерсантов, по всей видимости, не сильно заботит напрасный расход тепловой энергии. Ведь весь объем отпущенного тепла в конечном счете оплачивают потребители. Для последних, правда, коммунальные счета становятся непосильной ношей. Об этом, как считает Фельдштейн, свидетельствуют цифры задолженности за теплоэнергию, которая у физлиц в Дзержинске перевалила за 1 млрд руб. Такое положение вещей повышает градус социального напряжения, а корень проблемы, по мнению Фельдштейн, в высокой монополизации рынка. «Все без исключения поставщики коммунальных ресурсов – стопроцентные монополисты», – заключила директор ДПЦ.
Что хочу, то и ворочу
Немало претензий у общественников накопилось и к поставщикам других ресурсов, например, природного газа. Последние, по выражению Эммы Захаровны, устроили в Дзержинске целую газовую революцию, отключая без сколько-нибудь веских оснований от снабжения целые дома, лишая услуги и добросовестных абонентов. Бесчинствуют и поставщики электроэнергии, рассчитывая во многих случаях ресурс по нормативу для помещений, где установлены счетчики.
Сравнительно благоприятный для потребителей климат, по наблюдению руководителя ДПЦ, сложился в одном только секторе водоснабжения и водоотведения. А вот в сфере управления жильем, как следовало из выступления, в Дзержинске творится полная вакханалия. Начиная с выбора управляющих компаний (УК), которых дзержинцы в большинстве случаев по факту и не выбирали. В этом играет роль не только жадность коммерсантов, любыми способами стремящихся подмять под себя как можно больше жилья, но и отсутствие профессионализма работников УК. Эмма Фельдштейн, которая одновременно с правозащитной организацией возглавляет совет своего дома, где 150 квартир и полтысячи жителей, хорошо знает, о чем говорит. В качестве примера, характеризующего уровень компетенции жилищников, эксперт привела случай, когда представители УК требовали подписи старшего по дому под актом выполненных работ, который на поверку оказался не чем иным, как банальным перечислением всех проведенных за 2017 год на дому мероприятий. Известно, что акты выполненных работ не могут издаваться скопом по всем проведенным в течение года мероприятиям, на каждую работу должен быть отдельный документ. Об этом жилищники, видимо, даже не догадываются.
Не менее серьезная для Дзержинска проблема – бывшие общежития государственных предприятий коридорного типа, жители которых оплачивают ЖКУ по полной программе, как в домах с повышенным уровнем благоустройства. «За энергетику они платят в разы больше, чем люди, имеющие квартиры, – заметила Эмма Захаровна. – Двойная несправедливость – мало того, что они лишены нормального жилья, так они еще и имеют сильно завышенные тарифы. Я уже не говорю о внешнем облике, о том, как выглядят эти, с позволения сказать, жилища.»
А еще в Дзержинске есть малоэтажные дома, большинство из которых надо сносить и расселять, но аварийными их не признают. Формально такие дома находятся на непосредственном управлении, но не получают всего комплекса услуг, предусмотренных в Жилищном кодексе для такой модели взаимоотношений потребителей с поставщиками услуг.
О роли контролирующих органов в разрешении конфликтов населения и поставщиков услуг правозащитница предпочла не распространяться. Она лишь заметила, что по роду деятельности с проблемами отдельных граждан и целых домов ей часто приходится обращаться в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ)…
Слепота за взятку?
Между тем к работе ГЖИ сегодня масса вопросов. Пожалуй, основной из них на заседании задал Анатолий Козерадский. Почему при шквале претензий к дзержинским и нижегородским УК еще ни одну из них не лишили лицензии на право управления жилфондом? Некоторые участники круглого стола увидели в этом даже определенный сговор между УК и ГЖИ, имеющий коррупционную почву. Взявшие затем слово госслужащие, разумеется, категорически отвергли всевозможные подозрения в теневых финансовых связях с бизнесом. Чиновники указывали на условия законодательства, которые фактически делают невозможным отзыв лицензии у домоуправляющих организаций.
По информации первого заместителя руководителя ГЖИ Нижегородской области Дмитрия Петрова, в регионе сегодня 431 организация обладает лицензиями на право управления МКД. С мая 2015 года, то есть с введения лицензирования, ни одна УК в Нижегородской области не лишилась своих лицензий. Да и по России из 10 тысяч лицензированных организаций менее 10 УК утратили права управления жилфондом. При этом в ГЖИ не отрицают, что многие управляющие компании надо, безусловно, лишать такого права. Ведь недовольство населения работой жилищников только нарастает. На это прямо указывает и статистика ГЖИ. Так, в 2017 году инспекция зафиксировала 29 тысяч обращений граждан, что на четверть больше, чем годом ранее. При этом более 80% обратившихся жаловались именно на качество содержания МКД.
Дмитрий Петров также заметил, что если раньше потребители жаловались на качество работы УК, то в последнее время люди стали беспокоиться по поводу целесообразности расхода собранных средств, что неудивительно в условиях бесконечно растущих платежей за ЖКУ.
Петров заверил, что по всем обращениям инспекция проводит проверки, в том числе выездные. В минувшем году таких набралось аж 7 тысяч. Многие разбирательства заканчиваются для жилищников предписаниями и штрафами, которых, по данным Петрова, ГЖИ выписала на более чем
50 млн руб. Правда, чиновник не уточнил, с какой именно частью штрафных санкций жилищники реально согласились и перечислили их в пользу бюджета. Впрочем, толку от наказаний мало, потому что штрафы руководители УК оплачивают не из своего собственного кошелька, а из бюджета компаний, то есть фактически из карманов жителей многоквартирных домов.
Защищая честь мундира, чиновник уверил, что жилищники выполнили аж 93% предписаний ГЖИ, оставшиеся 7% находятся на контроле. На их выполнение нужно время и значительные финансовые вложения. Во многих случаях речь идет о необходимости капремонта.
Нужно менять законы!
В общем, что ни говори, а самая эффективная мера воздействия на нерадивых жилищников – это отзыв лицензии. А сейчас многие из недобросовестных исполнителей даже угрозы такой не испытывают. Чиновники пеняют на сложности в реализации нормы. Это очень нелегкое дело, убеждал Дмитрий Петров. Как утверждает чиновник, закон фактически не позволяет изымать лицензию у крупных УК. Условия таковы, что для этого жилищники должны накопить в течение одного года два неисполненных предписания от ГЖИ по 15% многоквартирных домов, находящихся в их управлении. При этом предписание еще должно быть подтверждено решением мирового суда. Но даже если инспекция пройдет этот путь, у визави остается шанс избежать собственной гибели. Законы дают жителям МКД право наложить вето на предписание жил-инспекции, сохранив право управления за проштрафившейся организацией.
Между тем в регионе, безусловно, есть компании, которые давно напрашиваются на отзыв лицензии, признал Петров. По одной такой из Нижнего Новгорода ГЖИ вместе с прокуратурой решили все-таки довести дело до логического завершения. До конца текущего месяца лицензионная комиссия определит судьбу вероломных коммерсантов, которые, по утверждению Петрова, собирали деньги с граждан за ЖКУ, но никаких работ на домах не проводили. Случай наверняка не единственный. Поэтому сами чиновники сегодня ратуют за ужесточение лицензионных требований.
Так, например, начальник управления развития и эксплуатации министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области Виталий Власов считает, что необходимо сократить минимальное количество жилфонда, где допущены нарушения законодательства, с 15 до, скажем, 2-3%, при котором организация может быть лишена лицензии. Но такие решения должны приниматься на федеральном уровне.
Власов заявил, что с предложениями об ужесточении лицензионных требований в Москву обращались все регионы Приволжья. «В федерацию выходили неоднократно, и даже большее количество раз, чем вы можете себе представить», – отбивался чиновник от упреков из зала в отсутствии инициативы с мест. Правда, предложения регионов так и остались неуслышанными. Замкнутый круг какой-то. А может, на местах попробовать ограничивать выдачу лицензий, чтобы изначально не наводнять рынок сомнительными организациями? «Пробовали, не давали лицензию, заканчивалось это обращениями в суд, слава Богу, мы еще административной ответственности не понесли», – заключил Власов.
Тем не менее какие-то шевеления наверху все же происходят. Так, стало известно, что сейчас федеральные власти все-таки готовят законопроект, ужесточающий лицензионные требования для УК. По информации Дмитрия Петрова, нормативный акт вводит понятие грубых нарушений, допустив которые управляющие компании моментально вылетят из реестра лицензиатов. Петров считает, что к разряду таких нарушений будут относиться случаи, связанные с причинением ущерба жизни и здоровью граждан в результате работы УК. А еще жилищники должны строго наказываться за нежелание передавать техническую документацию. Это, между прочим, почти стандартная ситуация при смене управляющей организации или решении о создании ТСЖ.
Что будем делать?
Кроме всего прочего участники круглого стола признали наличие существенного конфликта интересов между монополизированным бизнесом в ЖКХ и потребителями его услуг. При этом в нормативной и информационной базах отсутствуют эффективные механизмы его разрешения. На заседании участники круглого стола высказывали следующие рекомендации. Министерству ЖКХ и ТЭК до марта текущего года предстоит провести анализ последних назначений на руководящие должности в системе управления жилфондом, чтобы выявить тем самым безграмотных менеджеров и выработать новый подход в назначениях с ответственностью за результаты в работе. Одновременно с этим министерству рекомендовали ввести в практику выборочные аудиторские проверки УК по соблюдению федерального законодательства, целевого расхода финансов и качества обслуживания потребителей. Обсуждалась и глобальная задача – анализ ценообразования услуг поставщиков коммунальных ресурсов в регионе. Конечная цель такой работы – сделать открытым и доступным для общественного контроля расчет тарифов и нормативов. Причем, как подчеркивали в комиссии, в первую очередь требуют проверки тарифы на отопление МКД.
Наконец на комиссии обсуждали вопрос необходимости всестороннего изучения органами власти катастрофической ситуации по содержанию жилья в бывших общежитиях коридорного типа. Это нужно, чтобы затем создать для подобных домов специальные нормативные документы по оплате ЖКУ. Общественники настаивают на введении для такого жилья особой системы оплаты с возможностью дотирования содержания больших коридоров со стороны государства. Одновременно с этим у жителей должна появиться возможность установить индивидуальные счетчики электроэнергии и воды, а практика применения в условиях запрета таких счетчиков, нормативов с повышающими коэффициентами должна немедленно прекратиться.
«ДВ» обещает проинформировать своих читателей о результатах работы органов исполнительной власти по решению проблем, на которые их внимание обратили общественники.
Вадим Щуренков