Дзержинское время

В конце прошлого года в редакцию «ДВ» зачастили горожане с вопросами, просьбами, жалобами по поводу работы автобусного маршрута № 5, который должен был заменить трамвай. Как известно, он следует от самого конца пр. Ленина до завода им. Я.М. Свердлова и обратно. Напомним, в декабре 2015 года трамвайное движение в Дзержинске было закрыто. Пассажирам обещали, что они не почувствуют неудобств, связанных с заменой трамваев на автобусы. Что же из этого получилось и чего еще ждать?

Большая редкость

«23 ноября 2017 года ждал «пятерку» на «тринадцатом». Ждал с 13.30 до 15.00. За это время прошли по пять-шесть автобусов других маршрутов, нужный мне так и не пришел. Вместе со мной в это время мерзли другие люди. Примерно через час ожидания с остановки ушли три бабушки, а мальчик-школьник позвонил и за ним приехали на машине. Я решил, что автобусы № 5 в Дзержинске отменили, ведь интервала больше, чем в полтора часа, нет, наверное, ни у одного пассажирского транспорта. Однако ошибся. Когда вызвал такси и ехал по пр. Ленина, навстречу шел «ПАЗик» с цифрой «5». Если можно, расскажите, как ходит «пятерка», есть ли у нее хоть какое-то расписание, почему ее так сложно, а порой и невозможно, дождаться на остановках?» – это отрывок из письма в «Дзержинское время» Анатолия Пахомова.
Чтобы ответить на обращение, мы, прежде всего, сами попытались дождаться автобус на остановке перекрестка, именуемого с советских времен «двадцать седьмой». Выйдя на остановку в 14.30, провели в ожидании около 40 минут. Согласитесь, довольно долго для пассажирского транспорта, тем более автобусного маршрута, пришедшего на смену трамвайному. Трамваи-то раньше двигались через каждые 10-15 минут, и долгое ожидание было большой редкостью. Теперь редкость – сесть на автобус № 5, не проглядев все глаза, как говорится, на остановках.

Теряются по дороге?

Автобусный маршрут, о котором идет речь, как и бывший – трамвайный – обслуживает МУП «Экспресс». В администрации города, куда мы обратились с запросом на эту тему, оповестили, что ежедневно первый автобус с номером пять на борту выходит из депо в 5.20. Следом каждые 12-15 минут выезжают другие автобусы. Каждый делает двадцать остановок, следуя от Делового центра на пр. Ленина, 121 до кольца у завода им. Свердлова. Чтобы пройти путь в один конец, машинам необходимо примерно 35 минут. Но это при свободном следовании, без происшествий. По дороге ведь могут случиться пробки, поломки, аварии, не дай Бог.
Ранее, к слову, официально сообщалось, что по маршруту № 5 планируется пустить десять автобусов: три больших «ЛИАЗа» и семь «ПАЗиков». Что происходит с этим транспортом по дороге в самый обычный, будний день, мы также попытались выяснить путем нехитрого эксперимента: сели и поехали на одном из автобусов № 5 до конечной остановки.

Нет как нет…

Надо сказать, что впечатления оказались не самыми лучшими. «ПАЗик» № 5 пришел сильно потрепаный, как снаружи, так и внутри. На «двадцать седьмом» около 15.00 он был еще относительно свободным. Ближе к середине пр. Ленина народ набился плотно, а по Красноармейской почти полностью рассосался. На завод Свердлова маршрутка прибыла пустая. Самое интересное – посадка на этой остановке. Хоть смена на заводе еще не закончилась (массовое скопление пассажиров здесь, по словам заводчан, наблюдается с 16.00 до 16.30, а мы подъехали в 15.30), народу было полно. Поэтому автобус, несмотря на наличие других маршруток (Т-9, 10, 25, 33), брали в прямом смысле штурмом.
Путь обратно для многих пассажиров был экстремальным – в 23-местную машину набилось человек пятьдесят. Стоящим в самых замысловатых позах пришлось провести так около получаса: свердловчане массово начали покидать автобус только ближе к пр. Ленина. А до этого на ул. Красноармейской «пятерка» постояла хоть в небольшой, только начинающейся, но уже самой настоящей часпиковой пробке.
За все время следования до завода и обратно нам попался лишь один автобус № 5, правда, большой. Ни сломанных, ни стоявших на конечных остановках его «собратьев» не было. То есть по маршруту, занимающему в идеале 70 минут (время туда и обратно), где должны курсировать 5-6 автобусов (если интервал выхода в путь 12-15 минут), в день нашего путешествия ездили… лишь две машины?
Да, кстати, стоимость одной поездки в этом экзотическом по своей редкости муниципальном автобусе – 25 рублей.

Заводчанам «повезло»

Отдельного внимания заслуживает история женщины, работающей на заводе Свердлова, с которой довелось познакомиться по дороге. Вот что она рассказала: «Я работаю по сменам. Первая – с 7.00 до 16.00, вторая – с 13.00 до 22.00. На завод добираемся с «приключениями» в любое время. Утром автобус № 5 на нашей остановке – «Дом учителя» – ровно в 6.00. Если приходит маленький, люди свисают с подножек, поэтому водитель может даже не остановиться больше до самого завода. Если автобус большой – считаем, что день начался удачно: в нем можно даже сесть. Следом за «пятеркой» всегда идет «девятка». На нее у тех, кто не поместился в «пятый» автобус, вся надежда. А бывает так, что в «пятерку» ворвешься, заплатишь деньги, а она на следующей остановке ломается, деньги кондуктор отдавать отказывается, приходится бежать на «девятку» и платить 25 рублей второй раз.
В 16.00 уезжаем с завода – такая же история. Автобус приходит, как правило, маленький, к тому же зачастую – прокуренный, грязный. Люди лезут в салон, как стадо, потому что стоять на остановке еще час никому не хочется. Когда приходится ехать к началу второй смены, нужно сразу садиться на «девятку». Кондукторы нам сказали, что у «пятых» автобусов в это время «обед» полтора часа и они вообще не ходят. В 22.00 у завода «пятерок» уже просто нет, они заканчивают смену раньше времени. Не хочешь ждать другие маршрутки – вызывай такси. При этом автобусы-«пятерки» разваливаются на ходу.
А было такое, что водитель с кондуктором ни с того ни с сего заявили пассажирам: «Все выходим, мы сейчас сломаемся!». …С тех пор, как закрыли трамвай в городе, на работу мы добираемся с трудом. Так что если спросить про общественный транспорт в Дзержинске у работников завода Свердлова, не имеющих машин, многие дадут ему самую низкую оценку».

Проблема… Какая проблема?

У своих знакомых, также работающих на заводе Свердлова, мы узнали, что с предприятия в администрацию не раз отправляли письма с просьбами обеспечить сотрудникам предприятия возможность нормально добираться до работы (действующая система общественного транспорта, по их мнению, не позволяет этого делать). Но в ответ – то же, что и нам: автобусы ходят регулярно, какие проблемы?
А проблем, и правда, вроде бы нет. С автобусами 5-го маршрута, конечно, беда. Их, во-первых, мало, во-вторых, техническое состояние имеющихся, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но если вопрос только в том, чтобы добраться в направлении следования «пятерок», так здесь точно нет ничего страшного: параллельно идет полно дублеров!
Автор письма в редакцию – Анатолий – не смог уехать с «тринадцатого» в поликлинику № 4 на ул. Красноармейской… Ему надо было садиться на «десятку». Едет туда же за те же деньги.
По дороге на завод Свердлова часть проспекта Ленина захватывает «девятка». А по пути обратно вместе с автобусами № 5 следуют: Т-10 (по Красноармейской), те же «девятки» идут до перекрестка пр. Ленина – ул. Гайдара, а Т-25 – и вовсе по всему пр. Ленина до самого ДКХ – ну почти точь-в-точь «пятерка».

Проблема есть

Скорее всего, для свердловчан проблема нехватки транспорта стоит в целом. Когда начинаются и заканчиваются рабочие смены, воспользоваться общественным транспортом здесь есть нужда у такого количества людей, что их не в силах вывезти даже десяток «ПАЗиков». Кстати, когда мы поворачивались на «пятом» автобусе на конечной остановке маршрута – у завода Свердлова – очереди на перевозку людей здесь ждали четыре «девятки» и два 25-х автобуса. Может быть, достаточно усилить еще больше их поток?
Но есть во всей этой ситуации то, что должно насторожить всех горожан, пользующихся общественным транспортом. Если новая транспортная схема, которую хотят утвердить в администрации, воплотится в жизнь, у пассажиров вообще не останется выбора, на чем ездить. Муниципальные автобусы, как видим, очень ненадежный вариант для передвижения. Их практически нет, а те, что есть, работают плохо. Зато цены на проезд высокие. А вот почти все «дешевые» частные маршрутки по новой схеме хотят закрыть. И останутся у нас на дорогах, по сути, только перевозчики, действующие в ценовой политике друг с другом заодно. Захотят – до 50-ти рублей завтра проезд повысят. И тогда, вероятно, альтернатива у дзержинцев будет одна: из пассажиров стать пешеходами.
Елена Родионова
P.S. Предлагаем вам оставить свои комментарии на тему качества обслуживания маршрутов другими перевозчиками в Дзержинске. Каких еще автобусов приходится ждать слишком долго?