Дзержинское время

 

Незадолго до Нового года редакция «ДВ» получила десятки обращений от «старой гвардии» собственных читателей, разгневанных на плохую  работу разносчиков пенсий. Дзержинцы жаловались на то, что им стали доставлять пенсии позже привычного графика. Мало того, разносчики начали  навязывать  покупку продуктов питания и товаров народного потребления без чеков и по ценам, в два раза превышающим магазинные. Что это за переквалификация разносчиков в коробейники и насколько она законна?

Как из ящика пандоры

Наши читатели также жаловались на то, что разносчики уговаривают их оплачивать на дому квитанции за ЖКУ, собирая при этом комиссию в размере 5 руб-лей, которая отсутствует, например, при оплате в почтовых отделениях. «Это очень дорого, мы люди малообеспеченные, такое положение дел нас категорически не устраивает», – говорили горожане.
Ворох накопившихся претензий дзержинских пенсионеров указывал на одного-единственного адресата – Центр доставки пенсий и пособий Дзержинского почтамта. Чтобы понять, почему возникли неполадки в разноске пенсий, мы обратились с официальным запросом в вышестоящую структуру – управление федеральной почтовой связи Нижегородской области филиал ФГУП «Почта России». На руководство местной почты мы даже не стали тратить время, потому что им уже давно запрещено самостоятельно общаться с журналистами.
Оказалось, что в Центре доставки пенсий и пособий также недовольны новыми порядками, установленными для него начальником Дзержинского почтамта Марией Масловой. Коллектив откровенно негодовал. Почтовики уже сами к тому времени написали жалобу на собственное руководство главному госинспектору труда в регионе Андрею Емельянову.
Однако в области предпочли оставить ситуацию без объяснений. Сразу после новогодних каникул мы получили крайне сухой ответ от «Почты России», сущую отписку. «Вся изложенная вами информация находится на контроле у руководства филиала», – сообщили нам из области, пообещав, что по всем подтвержденным фактам будут приняты соответствующие меры.
А еще нас попросили дать совет работникам Дзержинского почтамта, чтобы по всем внутренним вопросам они записывались на прием к руководителю регионального управления и макрорегиона «Волга-1» Сергею Орлову. Такие встречи происходят на регулярной основе один раз в месяц. А клиентам по всем вопросам, связанным с качеством обслуживания, почтовики посоветовали звонить на горячую линию 8-800-2005-888. Совет, что и говорить, замечательный – кроме как через газету работникам почты, видно, негде узнать об этом.

Ушла и не вернется

Что же, это довольно предсказуемое поведение со стороны «Почты России», которая хоть и остается государственной компанией, но почти вся ее деятельность – коммерческая тайна. Зато из ответа на запрос мы узнали о том, что начальник Дзержинского почтамта Мария Маслова, которая проработала на этой должности чуть больше года,  уволилась. По нашим данным, это произошло 29 декабря 2017 года. Так в городе химиков открылась вакансия на высокую должность. Сейчас проводится конкурс.
Решение Масловой, как выяснилось, стало весьма неожиданным для всего коллектива «Почты России», но в то же время косвенно подтвердило правоту сотрудников Центра доставки пенсий и пособий, трудовые будни которых с приходом Марии Ивановны стали очень  тягостными. Погрузиться во внутреннюю кухню разносчиков пенсий нам помогло то самое обращение в Рострудинспекцию, которое теперь гуляет по всему дзержинскому филиалу.  При Масловой, как написали люди  в жалобе в Рострудинспекцию, в центре существенно уменьшились доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Разносчики пенсий стали меньше зарабатывать. При этом о том, что,  выполняя чужой труд, они  больше не будут получать ранее оговоренной прибавки, работников даже не сочли нужным уведомить.  О том, что они  лишились части денег, оговоренных, между прочим, в официальном заявлении на совмещение, люди  по факту узнавали только при получении расчетных листков. Таким образом, даже отказаться от сомнительной подработки было невозможно. Ну как это сделаешь задним числом?
Из обращения в Рострудинспекцию следует, что в октябре и ноябре прошлого года Маслова полностью отказала в доплате за совмещение некоторым операторам связи 1 класса. Другим сотрудникам, находящимся в аналогичной должности, без их согласия начальник установила прямо-таки издевательскую доплату в размере 10% от оклада. А почтальонам, разносящим пенсии и пособия, размер доплаты за большие объемы снизился с 25 до 10%.

Закон не писан

После такого «зарплатного сенокоса» коллектив взбунтовался. Женщины отказались от дополнительной нагрузки, письменно предупредив об этом свое руководство. Такое право, между прочим, россиянам дает Трудовой кодекс, где в статье 60.2 говорится о том, что уведомить об отказе работники должны в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. Однако Маслова и слышать ничего не хотела о таких маневрах, строго приказав обеспечить бесперебойную работу. Начальница напирала на то, что центр выполняет социально-значимую услугу и не может вопреки «хотелкам» отдельных работников останавливать свою работу. В общем, госпожа директор настаивала, чтобы почтовики продолжили трудиться в прежнем объеме  на ее условиях. И никого на почте, по всей видимости, не смущало, что происходит грубое нарушение трудового законодательства. И вот что примечательно, сотрудникам других подразделений внутреннее совместительство Маслова согласовывала на 0,5 ставки. Похвально, конечно, что хоть не у всей почты отрывали лишний кусок хлеба, но и это тоже можно отнести к нарушению ТК.

Сумей продать

Вопрос с зарплатой,  с которым не согласились  сотрудники центра, был не единственным. Они были против того, чтобы их заставляли работать, по сути, по принципам сетевого маркетинга. Всем знакомы распространители косметики и другой продукции, которые, сбывая друзьям и знакомым или просто работникам офисных центров товар, получают за это  процент с продаж. Вот в таких же коробейников превратились и разносчики пенсий в Дзержинске.
С единственной поправкой на то, что сколь-нибудь существенного заработка от продаж у них не было. Продавать разносчиков заставляли не только пресловутую тушенку по ценам выше магазинных, но и, например, страховки. Полисы, откровенно говоря, не востребованы у пожилого поколения. Страховки, компенсирующие последствия после пожара или пролива, может быть, и актуальны для стариков, но у них зачастую просто не находится лишних 400-800 рублей, чтобы купить услугу, которую настойчиво предлагали разносчики пенсий.  Сами посудите, пенсии в Дзержинске небольшие, прожиточный минимум приближается к 8 тысячам. Какая уж тут страховка, когда порой, после разорительной квартплаты и покупки лекарств, едва на еду хватает.
Но это только одна сторона вопроса. Есть и другая, не менее важная: как можно было вообще подряжать на такого рода работу  сотрудников разноски пенсий,  когда у них не было  технической возможности для их реализации на дому? Чтобы это делать, нужен доступ к компьютеру и к программе, которая активирует полисы, а они есть только в отделениях почтовой связи. Короче говоря, чтобы на законных основаниях продавать страховки, у разносчиков должны быть как минимум ноутбуки, не говоря уже о кассовых аппаратах.
А ведь на почте им ставили планы продаж. В обращении в Рострудинспекцию упоминается Приказ № 193-о «О распределении и контроле плана по финансовым услугам» от 1 ноября 2017 года, подписанный заместителем начальника Дзержинского почтамта Беляковой. Ответственность за выполнение плана продаж и доходности на мобильных почтово-кассовых терминалах для всего Дзержинского почтамта, а это 24 отделения почтовой связи, документ возлагает почему-то только на сотрудников Центра доставки пенсий и пособий. В этой связи примечателен другой документ  – Приказ УФПС Нижегородской области от 30 октября 2017 года № 182-о, по которому выдача мобильных почтово-кассовых терминалов должна быть обеспечена не только почтальонам по доставке пенсий и пособий, но и почтальонам по доставке корреспонденции отделений почтовой связи. А это значит, что план по финансовым услугам должен был быть распределен на все структурные подразделения Дзержинского почтамта, а не только на один Центр по доставке пенсий и пособий.
Дальше – больше. Почтальонов центра обязывают принимать от пенсионеров квитанции по налогам и штрафам ГИБДД. По этому «разделу» сотрудникам центра также ставился заведомо невыполнимый  план.

И баба, и мужик

Мы вот тут с вами рассуждаем по поводу отсутствия кассовых аппаратов, а ведь почтальонов не обеспечивают даже самым необходимым – спецодеждой и канцтоварами. Даже сумки на поясе для денег работники вынуждены покупать за собственный счет, как, впрочем, и калькуляторы, которые для такой работы необходимы.
А ведь все это обязанность  работодателя.
Обязанности по разгрузке и подъему товара на участки, в том числе расположенные на четвертом этаже почтамта, возложены на начальников и заместителей участков центра. А ведь это все без исключения женщины, которых сама природа не приспособила к поднятию тяжестей. Да в их должностные обязанности погрузочно-разгрузочные работы и не входят. Между тем  Мария Маслова необходимость такой работы аргументировала тем, что в штате Дзержинского почтамта отсутствуют грузчики.
Условия, в которых работают сотрудники центра, ужасающие. Помещения, где почтальоны и операторы пересчитывают деньги и перекладывают выплатные документы,  темны и убоги. Мебель ветхая,  стеллажи для хранения документов деформировались и перекосились, того и гляди тяжелые папки посыплются на головы. Сотрудники центра неоднократно просили руководство почтамта хотя бы заменить в помещениях неисправные светильники. Но и эти элементарные просьбы начальство также оставило без удовлетворения, сославшись на отсутствие финансирования.
В общем, дзержинским почтальонам надо сказать большое спасибо за то, что они в таких условиях еще работают. А ведь, по сути, ежедневно рискуют  жизнью и здоровьем. Представьте только –  с сумками, полными денег, им приходится ходить по домам  в каком-нибудь темном дзержинском поселке  без всякой охраны. Их не обеспечивают никакими средствами защиты, хотя бы тем же газовым баллончиком.
А ЧП с разносчиками пенсий в городе уже случались.  Так, в октябре прошлого года на улице Студенческой на почтальона центра напал грабитель. Какой-то проходимец  сорвал с женщины сумку. Хорошо, что к тому времени она уже разнесла по домам деньги. Поэтому грабителю ничего, кроме косметички и прочего женского скарба, уже не досталось. Досталось зато разносчице,  которая получила  телесные повреждения. В общем, обеспечение физической охраны и безопасности почтальонов по доставке пенсий и пособий при работе на маршруте вызывает особое беспокойство у всего коллектива центра, но только, видимо, не у руководства Дзержинского почтамта. Может быть, у нового менеджера, которого сейчас подыскивает региональное управление, получится разрешить многие из накопившихся годами проблем? А прежнему руководителю, по всей видимости, и ответить по закону уже не придется. Госпожа Маслова покинула пост начальника, не дождавшись результатов проверки Рострудинспекции. Вовремя успела.
«ДВ», тем не менее, обещает познакомить своих читателей с результатами разбирательств.
Вадим Щуренков