С 1 ноября прошлого года жители большинства 2-, 5-этажных домов в Дзержинске, по постановлению местной администрации, платят управляющим организациям за уборку подъездов. Новый тариф ощутимо ударил по карману – с квартиры в 45 квадратов, к примеру, ежемесячно нужно отдать 50-60 руб. При этом качество услуги оставляет желать лучшего: кто-то видит уборщицу от случая к случаю, кто-то пока и вовсе не видел. Лишь немногие нововведением довольны: у них моют подъезды по расписанию и к качеству работы претензий нет. Тем, кому с уборкой не повезло, советуем если не исправить ситуацию, то хотя бы извлечь из нее пользу.
Жили – не тужили
Напомним, что жилищная услуга уборки подъездов (без привязки к этажности) была в законодательстве давным-давно. Но в Дзержинске УК убирали лишь в девятиэтажках. В других домах лестницы чаще всего мыли сами жильцы. Три месяца назад в нашем городе ситуацию решили «исправить»: ввели в плату за «содержание» уборщицы. Впрочем, саму услугу, как показало время, это не гарантировало. Плата есть, значит, вроде как есть и уборщица.
Попытки оспорить повышение тарифа за «содержание жилого помещения» в пяти-этажках (здесь тариф вырос на 11% по сравнению с 9-этажными домами, где его рост составил 4,6%) пока ни к чему не привели. В ГЖИ области на журналистский запрос по теме ответили, что уборщица подъездов в невысоких домах должна быть, но без повышения тарифа (она в нем уже «заложена»). Прокуратура Дзержинска сначала нарушений в этой ситуации не увидела. Потом, когда мы запросили официальный отказ в проведении проверки, эту проверку начала. Об этом нас оповестили 14 ноября 2017 года, попутно пообещав проинформировать о результатах. Прошло два с половиной месяца – информации нет. Либо проверка оказалась настолько глубокой, что результаты должны удивить, либо прокуроры тянут время, чтобы все смирились с платой за уборку, подзабыли о ней и тема не вышла за пределы города.
Почему уборки нет?
Люди действительно готовы уже платить дополнительно за обязательную услугу – мытье подъездов, но хотя бы при его наличии. А как уже говорилось, уборка лестничных клеток – скорее, исключение, чем правило в 5-этажных домах. Почему же, решив брать деньги за услугу, жилищники и муниципалитет, утвердивший тариф, не позаботились об ее обеспечении заранее? Не попытались даже просчитать, потянут ли, как говорится?.. Вероятно, как всегда, все решили деньги: плату выставим, а там – время покажет.
И вот еще вопрос: почему при немалом количестве соискателей работы в Дзержинске горожанам не смогли обеспечить уборку в подъездах? Ведь это целая куча рабочих мест! Желающие трудоустроиться нашлись бы, кажется, в любом количестве. Здесь, однако, тоже все оказалось банально: при больших объемах тяжелой работы уборщицам за нее предлагают копейки…
Система предоставления этой услуги складывается так: жители платят УК за «содержание», куда «включена» и уборщица, каждый месяц определенную сумму. Жилищники заключают договор с подрядными организациями, специализирующимися на уборке (столько рабочих самим УК в штат взять нереально). Те убираются, предоставляют «управлялкам» акты выполненных работ и по факту получают оплату. Из этих денег подрядчики платят уборщицам.
Шесть подъездов в день, это тридцать в неделю, сто двадцать в месяц. Делим 8 тыс. на 120 и получаем стоимость уборки одного подъезда – 66,6 руб. При этом, чтобы более или менее качественно помыть подъезд в пятиэтажке, нужно потратить около двух часов, на подметание уходит около часа. Итого: 8-часовой рабочий день, 120 подъездов в месяц и 8 тыс. рублей за это. Даже те, кто отваживаются принять такие условия, как рассказывают сами, работу быстро покидают.
Всем нужны деньги
И еще немного расчетов. С ноября прошлого года тариф на «содержание жилого помещения» в дзержинских пятиэтажках с газовыми колонками вырос с 19,88 руб. за кв. м жилья до 22,05. Повышение – 2,17 руб. В таких же домах без газовых колонок повышение составило 2,15 руб. (тариф – 21,48 вместо 19,33), или 11% (и в том, и в другом случае). Каждая семья, проживающая в двухкомнатной «хрущевке», ежемесячно стала платить за услугу примерно на 100 руб. больше. Если 100 руб. это 11%, то 4,6% (рост тарифа без уборщицы) – 42 руб. Это деньги, составившие реальное ежегодное повышение за «содержание». Выходит, на уборщицу идут оставшиеся от сотни 58 руб.
Если в подъезде пятиэтажного дома 20 таких квартир, то он один платит УК за мытье подъездов 1160 руб. (20х58) ежемесячно. Уборщице из них, как мы уже выяснили, достается лишь 66,6 руб. За ее работу платят чуть больше, чем одна квартира из двадцати. То есть, чтобы нанять такую работницу, достаточно платить за уборку лишь одной семье из подъезда. А где тогда деньги жильцов других 19-ти квартир? Ответ очевиден: часть остается в УК, часть – у подрядчиков. Они, смеем предположить, с удовольствием расскажут, что уборка в подъездах – не только поиск работников на эту роль. Это еще и обеспечение их инвентарем и моющими средствами, а также спецодеждой. Нужна и бумага для графиков и актов, нужны люди, их печатающие и ведущие статистику. Для того чтобы мыть подъезды, не тратя времени на поиск воды, в них из подвалов нужно вывести (и уже выводят!) отдельную трубу с краном. Все это очень дорого. А еще, представьте, неплательщиков сколько! Ну и прибыль какая-никакая должна быть: не зря же затеяли всю эту уборку в подъездах.
Тем не менее уборщицы в городе есть, просто при большом запросе и столь же большой «текучке» их на всех не хватает. Если вам дни и ночи напролет не дает покоя то, что деньги за уборку берут ни за что, поскольку сама работа не выполняется, ситуацию можно исправить. Уборщицу следует попробовать заманить в свой подъезд в первоочередном порядке.
Три пути к чистоте
На протяжении двух месяцев мы пробовали разные способы привлечь внимание ответственных за уборку к отдельным «неубираемым» подъездам. Лучшими нам видятся три способа.
Первый. Нужно оставить заявку на уборку в своей УК (например, по телефону Call-центра), то есть сообщить о проблеме по конкретному адресу.
По опыту: уборщица явилась через две с половиной недели после заявки в УК и прежде всего стала звонить заявителю с вопросом: кто в подъезде может налить воду в ведро для мытья полов. Женщина почему-то больше всего надежд возлагала на самого заявителя, однако водой разживаться ей пришлось в другом месте – утром в будни дома сидят не все. Влажная уборка по заявке была выполнена.
Кто хочет чистоту четыре раза в месяц, как предписывает Постановление № 290 «О минимальном перечне услуг и работ…», звонить, видимо, нужно с такой же периодичностью. Потому что после выполнения единичной заявки в подъезде, о котором мы рассказали, работы по уборке здесь вновь надолго прекратились.
Пришлось искать следующий вариант решения проблемы.
Способ второй – письмо Нестерову. На сайте администрации, прямо на главной странице, есть сервис «Написать в администрацию». Рядом еще одна строка – «Написать главе администрации». Но, по сути, это одно и то же. Здесь требуется указать свои имя, отчество, фамилию, номер телефона, электронную почту, написать и отправить заявление.
Накануне Нового года такое заявление экспериментально отправили Виктору Нестерову и мы. Спросили, следят ли в администрации за тем, как убирают подъезды управляющие компании за деньги от увеличенного тарифа на «содержание». А для наглядности пригласили главу муниципалитета в тот самый подъезд, где уборщица побывала лишь однажды по заявке в УК. Ответ пришел быстро и оказался обстоятельным. Над ним работали по поручению главы администрации по горхозяйству Александра Кабанова (как указано в послании) аж четыре человека: Дергунов, Анохина, Иванов, Москвилина. Информации много, но главное: «Обращения и заявления в форме электронных документов могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в системе идентификации и аутентификации». На это есть Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В администрации почему-то решили, что письмо «требует проведения проверки в отношении ООО «УК «Управдом». А оно «требовало» только оценки содержания одного-единственного подъезда, чтобы властям хотя бы представлялось, как обслуживают горожан УК, тарифы на услуги которых повышаются ежегодно. В общем, это же письмо нам посоветовали направить «через личные кабинеты портала госуслуг или ГИС ЖКХ, а также телеграммой или факсимильной связью или в форме устного обращения к должностному лицу администрации города во время личного приема граждан».
Многие дзержинцы, кстати, обращались с тем же в администрацию лично, но не добились, по их словам, ничего, кроме все того же «разового» посещения уборщицы. Вероятно, и наше «неидентифицированное» и «неаутентифицированное» письмо все же попало в руки направляющих уборщиц по подъездам. Потому что такая работница в подъезде вдруг появилась вновь. Мыла-скребла часа два с половиной, даже ящики почтовые «протерла» (это видно по разводам побелки на них).
Третий способ – обращение в ГЖИ на пр. Дзержинского, 6. Туда надо написать заявление об отсутствии уборки в подъездах и для надежности приложить акт, подтверждающий это и подписанный соседями, либо график уборки, вывешенный УК, но пустой ввиду опять же отсутствия услуги. В инспекции должны привлечь УК к ответственности. Этого требует закон. Но будет достаточно и предписания исправиться. Главная-то цель – заманить уборщицу.
Признаться, третий способ на себе мы испытать не успели. После первого и второго в совокупности уборку в подъезде, выбранном для эксперимента, стали делать… каждые три дня. Авось наверстают двухмесячное неоказание услуги такими темпами. Уборщицу-то, по всему видно, своей настырностью мы не просто заманили – завлекли.
Елена Родионова