«17 января на дверях подъездов нашего дома появилось объявление о встрече жителей с директором УК «Управдом» Борисовым. Обсудить предлагалось два вопроса: создание актива или совета МКД и план работ по обслуживанию дома на 2018 год. Мы к тому же ждем своей очереди на перевод дома из «Управдома» в «Управдом-Центр» (такая процедура проходит в соседних районах). Могут ли эти события быть взаимосвязанными? Может ли актив или совет МКД, к примеру, перевести дом из одной управляющей компании в другую, не спрашивая согласия на это остальных жителей?» – такое письмо пришло в редакцию «ДВ» от жителей дома № 18 по ул. Грибоедова на прошлой неделе.
Постараемся ответить на все вопросы, пользуясь нормами Жилищного кодекса РФ. Главным руководящим органом, если можно так выразиться, в любом многоквартирном доме является общее собрание собственников помещений этого дома. Только оно вправе решить, избирать или нет в МКД
совет. Точно так же, как принять решение о смене управляющей компании.
совет. Точно так же, как принять решение о смене управляющей компании.
Однако в статье 8 ЖК РФ «Председатель совета МКД» говорится, что он: «До принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора; доводит до сведения общего собрания собственников помещений в МКД результаты переговоров; на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом».
То есть председатель совета дома теоретически может заключить договор управления единолично, имея на руках доверенности (условные, а не нотариальные) от собственников.
Поэтому очень важно, принимая решение о создании совета МКД, а именно из его членов потом будет выбран председатель, избрать людей, которым большинство жильцов дома доверяют и знают, что эти люди будут работать и принимать решения на благо всех остальных. Если такой уверенности нет, возможно, будет лучше, если останется все, как есть. Дзержинцы нам рассказывали случаи, как в их домах так называемые «старшие» за определенные привилегии со стороны УК принимают непопулярные решения якобы от большинства собственников, а также подписывают акты выполненных работ при их отсутствии или некачественном выполнении.
Впрочем, вполне возможно, что жилищники искренне хотят наладить диалог с жителями домов и работать в них по обоюдной договоренности. Тем более – на кону предстоящее решение собственников, переходить или нет из «Управдома» в «Управдом-Центр», за который очень радеют сотрудники обеих управляющих организаций. Быть может, наивно даже говорить об этом, но, думается, честность в намерениях именно сейчас как нельзя на руку самим жилищникам. Об этом, кстати, говорит предложение УК создать актив дома вместо совета. Актив дома вообще не имеет права принимать какие-либо официальные решения, связанные с глобальными переменами в доме, при этом может представлять интересы большинства жильцов при формировании плана работ по содержанию дома совместно с управляющей компанией.
Так что думайте, прежде чем голосовать за создание совета дома и утверждать его кандидатуры. Если в доме есть достойные активисты, совет принесет пользу жильцам. Если же в людях, рвущихся возглавить сообщество собственников помещений в доме, есть сомнение, ограничьтесь созданием актива. Избрать совет МКД не поздно никогда.
Елена Родионова