Дзержинское время

Летом ждать автобус здесь можно, например,.. в кустах

Присмотреться повнимательнее к автобусным остановкам в Дзержинске нас заставило письмо одной читательницы. Она обратилась с вопросом: почему на ул. Терешковой по маршруту Т-24 от вокзала до детской поликлиники № 10 нет ни одного остановочного комплекса. Зато на пр. Циолковского недавно поменяли относительно новые навесы. Их-то и можно было установить на Терешковке. Лучше, чем ничего. Тем более две «остановки», очень похожие на те, что убрали с центрального проспекта, наблюдательная девушка узрела на территории частной школы. Судя по всему, они выполняют там роль беседок. Мы решили проверить факты, а также узнать, появятся ли на ул. Терешковой комплексы для комфортного ожидания общественного транспорта.

Просто площадки

Проехав от вокзала до детской поликлиники № 10, мы видели, в основном, остановки в виде открытых площадок. Но, надо сказать, народу, ожидающего Т-24 под открытым небом, было немного. Во-первых, по Терешковой проходит лишь один пассажирский маршрут, во-вторых, время было обеденное – не час пик. В районе 14-й школы и на пересечении с проездом Ильяшевича стоят старые остановки, оставшиеся от трамвайного движения. Первая для ожидания автобуса не годится – стоит далековато от проезжей части, во второй, при желании, можно и постоять, ожидая маршрутку. У поликлиники № 10 (обоих корпусов) также сохранились «трамвайные» комплексы. Правда, они представляют собой только опоры и крышу. Былые стены либо сломаны, либо демонтированы намеренно, в общем, отсутствуют. Если ждать автобус слишком долго, немудрено замерзнуть на морозе и ветру. При этом на пути следования – сплошь социальные объекты: поликлиники, школы.
В то же самое время на территории частной школы, которую указала наша читательница, действительно стоят две «остановки» и действительно напоминают остановочные комплексы с пр. Циолковского. Вполне возможно, что оттуда они сюда и перекочевали.

Могут или обязаны?

В Дзержинске есть и другие улицы, где остановочные комплексы не установлены или установлены не на всех остановках. А вот центральные проспекты недавно повсеместно украсили новенькими «остановками» – красивыми (если не брать в расчет поспевавших везде художников-вандалов) и удобными. Они закрыты от ветра с трех сторон, внутри – удобная скамейка, рядом – урна.
Вид остановки по-дзержински: очень открытый комплекс
По логике – все правильно. Центральные улицы – лицо города, к тому же здесь и наибольший поток транспорта, и больше всего пассажиров. Для них – все условия. На небольших же отдаленных улицах и автобусов, и людей, и условий, соответственно, поменьше. Но все-таки интересно: остановочный комплекс – обязательная составляющая остановок по нормам благоустройства или добровольный выбор муниципалитета? В Интернете удалось найти документ на эту тему. Это Распоряжение об утверждении стандарта отрасли Минтранса РФ «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003» № ИС-460-р от 23.05.2003 года.
Здесь говорится, что дороги I – III категории должны быть оборудованы, в том числе, остановочными комплексами для удобства пассажиров. «Остановки» могут быть закрытыми (с трех сторон) и открытыми (стены не доходят до перекрытия и их может быть всего две, главное здесь – навес).
Красиво, удобно и бесплатно
Может быть, причина отсутствия благоустроенных остановок на ул. Терешковой в том, что эта дорога более низкой категории, чем I – III? IV-я, например, по стандартам, имеет ширину одной полосы не больше 3-х метров. Кстати, очень похоже, что проезжая часть на Терешковой именно таких размеров. Во всяком случае зимой – именно так. Однако распоряжение указывает, что даже на такой дороге комплексы для ожидания пассажирами автобусов должны быть установлены хотя бы с одной стороны. У нас же на Терешковке стоят только «трамвайные» остановки. Отвечает ли она транспортным стандартам в этом случае – непонятно.
Что же касается «остановок»-веранд у школы, то здесь, на наш взгляд, нет ничего предосудительного. Возможно, учреждению их подарили или продали по сходной цене. Два хозяйствующих субъекта всегда могут полезно распорядиться имуществом. А на ул. Терешковой, может быть, город намеренно не хочет «латать» места остановок старыми комплексами, а скоро установит повсеместно новые?..

Официальный ответ

Запрос на эту тему мы отправили в администрацию города. И вот что гласит ответ, который дали в департаменте городского хозяйства. Точнее, ответов получилось несколько – по числу вопросов.

– Почему на улице Терешковой (от магазина «Магнит» до детской поликлиники № 10) нет остановочных комплексов?
– Исторически сложилось так, что по ул. Терешковой, кроме автобусного маршрута, имелся трамвайный маршрут. Ширина проезжей части не позволяла сформировать полноценные остановочные площадки. К сожалению, на сегодняшний день существующие остановочные площадки оборудованы не по ГОСТу (нет заездного кармана, заужена остановочная площадка и т.д.). По имеющейся у нас информации, организацией ОАО «ДВК» на месте демонтированных трамвайных путей планируется перекладка коллектора и водопроводных труб. Дальнейшее благоустройство и обустройство остановочных площадок согласно ГОСТу будет рассматриваться после завершения всех ремонтных работ.
– Что стало с комплексами (синими), которые недавно заменили на новые (черного цвета)?
– Старые остановочные павильоны после демонтажа были отремонтированы и установлены по новым адресам (11 павильонов). Другие были признаны непригодными для использования по целевому назначению.
– Каким образом несколько старых комплексов (синего цвета) оказались на территории частной школы?
– Директор школы обратилась к администрации города с просьбой выделить школе в рамках благотворительной помощи несколько старых остановочных комплексов, уже вышедших из употребления. По имеющейся у нас информации, школа планирует модернизировать эти комплексы и использовать в качестве теневых навесов для детей на игровой площадке.
– Не лучше было бы хотя бы их установить на ул. Терешковой?
– Вопрос оборудования всех требующих благоустройства остановочных пунктов необходимыми элементами обустройства будет рассматриваться исходя из фактических возможностей городского бюджета.
Елена Миронова