Дзержинское время

 

В начале года тепловики традиционно выставили дзержинцам счет за отопление с учетом так называемой корректировки. В многоквартирных домах, где установлены приборы учета теплоэнергии, плата за ресурс по итогам года единовременно пересчитывается по показаниям счетчика – в бОльшую или меньшую сторону. Корректировка-2018 в общем и целом должна была быть для собственников жилья в нашем городе выгоднее, чем в предыдущие годы: тому сопутствовала, как минимум, теплая погода в прошлом декабре. Но, к сожалению, без скандалов не обошлось и на этот раз. Всему виной – сломавшиеся счетчики и плата за тепло по нормативу.

Обрадовались не все

Напомним, что общие счетчики теплоэнергии в Дзержинске в основной массе были установлены в 2013-14 годах. Тогда «оприборивание» коснулось более 600 домов, где была техническая возможность установки оборудования. За это горожане заплатили, в среднем, по 250 – 300 тыс. рублей с дома. По закону корректировать плату за отопление можно, если прибор проработал полный год, поэтому его показания начали учитывать лишь по итогам 2015 года, а первую корректировку выставили в начале 2016-го. Для многих нововведение стало шоком: счетчики показали, что люди в ряде домов даже по нормативу за тепло в течение года не доплачивали по 5 – 9 тыс. рублей с одной квартиры. Это огромные деньги, но большинству тогда пришлось их заплатить, чтобы не стать должниками за ЖКУ. Ситуация повторилась и в 2017 году, который оказался холоднее предыдущего, и счетчики из-за этого вновь крутились быстрее, чем раньше.
В январе текущего года стали известны итоги корректировки за 2017 год.
В большинстве домов (около 500) плата за отопление по итогам прошлого года ушла в минус. В большинстве случаев он оказался гораздо скромнее предыдущих «плюсов», но тем не менее это не могло не обрадовать: наконец-то не только не надо платить за потребленные Гкал дополнительно, но еще и появилась возможность месяц-другой сэкономить на «коммуналке».
Еще в ста с лишним домах корректировка либо не изменила плату за отопление, то есть энергии на обогрев здесь в прошлом году было затрачено столько же, сколько и всегда, либо оказалась все же положительной. Но разница по сравнению опять же с прошлыми годами оказалась меньше: в основном, до 1000 рублей по каждому лицевому счету.
И лишь в нескольких домах суммы за отопление по итогам прошлого года побили все рекорды: к ежемесячному платежу приплюсовали 6, 7, а то и все 10 тыс. рублей на одну квартиру. Откуда взялись такие цифры и как заплатить столько в течение одного месяца?! С этими вопросами горожане пошли в администрацию, прокуратуру, к депутатам и журналистам.

Счетчик остановился

Выяснилось, что причина доплат банальна – сломался прибор учета теплоэнергии, и жильцам выставили дополнительную плату, исходя из того, что весь предыдущий год они в такой ситуации должны были платить за отопление не по среднемесячным показаниям счетчика, а по нормативу. Одними из несчастливчиков оказались жители дома № 30А по б. Мира. В январе вдобавок к стандартному платежу за тепло примерно в полторы тысячи рублей в каждой квитанции здесь приплюсовали по 7, 8 тыс.  – корректировка по нормативу. О том, что в доме вышел из строя и весь 2017 год не функционировал ОПУ теплоэнергии, собственники узнали, лишь когда понесли письма и жалобы по всем инстанциям.
«Я считаю, что такое доначисление было сделано незаконно. Во-первых, большинство физически не может заплатить 10 тысяч за одно только отопление. Во-вторых, нас намеренно не оповещали о поломке, говоря теперь, что мы должны были сами увидеть какие-то мелкие цифры в квитанциях. Все делалось намеренно для последующего получения прибыли. Мой ежемесячный платеж за тепло весь прошлый год был 1400 рублей в месяц, а в январе к нему приплюсовали 7600. Итого 9 тысяч я должен заплатить за то, что, взяв с меня плату за установку ОПУ и ежемесячно выставляя «расходы на эксплуатацию», никто «не заметил» вовремя, что счетчик сломался», – рассказал житель дома № 30А по б. Мира Михаил. Кстати, по его словам, при том, что счетчик отопления в доме не работал весь 2017 год, статья «расходы на эксплуатацию ОПУ теплоэнергии» из квитанции исчезла гораздо позднее, а в сентябре жители и вовсе получили счет с дополнительной платой за поверку сломавшегося тепломера – около 17 тыс. рублей на дом. Ресурсники, выходит, поверили неработающий счетчик: сняли его, отвезли в специализированную организацию, там сделали вывод, что все в порядке – прибор может служить дальше, и установили его обратно…
Забегая вперед, скажем, что после поднявшейся шумихи на эту тему компания ПАО «Т Плюс» пошла навстречу жителям, платежки с большой корректировкой заменили на счета с привычной суммой за отопление – без доплаты. В феврале счетчик на Мира, 30А планировали отремонтировать. Как будут складываться в доме начисления за отопление в дальнейшем, Михаил обещал держать нас в курсе.

Откуда взялась проблема?

Думается, все дело в том, что в Дзержинске так до сих пор и не определено, кто является хозяином ОПУ. Пока за счетчиками никто не следит, они так и будут «тайно» выходить из строя. А поскольку в отличие от обязанности следить и обслуживать приборы обязанность по оплате за них совершенно точно несут собственники помещений в МКД, финансовые стычки будут продолжаться: сколько можно платить неизвестно за что? А что говорит закон и сами участники «оприборивания» домов в Дзержинске по этому поводу?
«Несколько лет назад на основании законодательства наша ресурсоснабжающая организация принудительно установила приборы учета тепловой энергии в тех многоквартирных домах Дзержинска, которые подходили для этого по техническим требованиям. А дальше по закону в течение двух месяцев к их обслуживанию должны были приступить либо управляющие организации, либо собственники в домах с непосредственным управлением. Эта обязанность прописана в ФЗ № 491, где говорится, что ОПУ коммунальных ресурсов являются общедомовым имуществом, следить за которым должны компании, отвечающие за содержание дома. В Дзержинске эту ответственность в установленный срок никто не взял, и мы были вынуждены опять же принудительно обслуживать приборы. Но снимать показания и ремонтировать сломавшиеся счетчики – разные вещи. Ремонт – затратная статья и выполнять ее можно только с согласия и по поручению собственников помещений в МКД», – прокомментировал директор Нижегородского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Александр Бобров.
Кстати, в ресурсоснабжающей организации напомнили, что если платеж за тепло с учетом корректировки превышает сумму, выставленную за отопление в предыдущем месяце на 25% и больше, можно получить рассрочку такого платежа.
А вот что по поводу ответственности за ОПУ говорит директор управляющей компании ДУК Олег Богданов: «Мы не отказываемся от обслуживания общедомовых счетчиков и готовы были делать это с момента их установки в Дзержинске. Но тогда сложилась ситуация, что тепловики передавали нам оборудование некорректно: некоторые счетчики не работали изначально, другие были некачественно установлены, трубы в местах стыков текли. В итоге наша компания приняла только одну треть домов с ОПУ теплоэнергии и ГВС, остальные остались на балансе НКС. Сейчас мы намерены принять оставшиеся, но у нас есть определенные условия: счетчики должны быть установлены качественно, кроме того, закономерно, если мы получим доступ к программам, позволяющим отслеживать не только ежемесячные показания ОПУ, но и все параметры работы счетчиков, к примеру, позволяющие сразу оп-ределить, если в доме так называемые «недотоп» или «перетоп». От этого ведь тоже зависит объем корректировки при расчете платы за отопление. Кстати, мы не планируем выставлять отдельную плату за эксплуатацию счетчиков: все, что с ними связано, будет финансироваться по статье «содержание и ремонт» без дополнительного повышения. К слову, в нескольких домах на жилфонде ДУКа мы полностью перепланировали систему отопления в подвале, где раньше технически было невозможно установить один прибор учета отопления. Теперь это сделано, финансировались затраты также из тех денег, что жители вносят нам ежемесячно. И еще хочу отметить один нюанс. Можно сколько угодно спорить, кто является собственником счетчиков, но нельзя забывать о том, что, по закону, если хотя бы один собственник жилья не заплатил свою долю за ОПУ, она перейти в зону ответственности жителей не может. Так что говорить о том, что обслуживать приборы должны только граждане или по их поручению – УК – однозначно нельзя».

Несколько примеров

Про установку, поверку, эксплуатацию, ремонт приборов учета теплоэнергии, а также корректировку платы за ресурс мы писали много. Некоторые горожане регулярно рассказывают нам о новых интересных фактах, связанных с этой темой. Например, активисты в доме по адресу: ул. Гастелло, 3 после того, как столкнулись с корректировкой платы за отопление в 2016 году, неформально взяли «опеку» счетчика в свои руки. Два года назад доплата за тепло здесь тоже вылилась в круглые суммы. С тех пор жители каждый день проверяют счетчик и каждый месяц списывают его показания, отправляя в ресурсоснабжающую организацию. Предположительную корректировку они тоже рассчитывают сами. Говорят, что в прошлом и этом годах она точь-в-точь совпала с показаниями в квитанциях. А в итоге – «минусовая» сумма, причем существенная – по 2-2,5 тыс. руб. с квартиры.
А вот на Терешковой, 52, по словам жителей, корректировка по итогам 2017 года оказалась положительной, но доступной – в среднем по 300 руб. с абонента. Но что здесь интересно. Установленный в 2014 году счетчик стоимостью 200 тыс. рублей заработал лишь через три года. Дело в том, что в 2016-м обнаружилась его поломка. У жильцов на руках есть заключение о неисправности. Причиной, по заключениям экспертов, стал скачок напряжения либо из-за короткого замыкания, либо грозового разряда, либо сварочных работ на трубопроводе без отключения прибора.
Предварительная цена починки – чуть больше 15 тыс. руб., к ней – тестирование прибора (почти 1600 руб.), плюс внеочередная поверка – 9438 руб. С жителей в итоге за ремонт, правда, взяли 4300 руб. со всего дома. Заключение о неисправности было сделано 15 февраля 2016 года, а в эксплуатацию, судя по акту, его вводили почему-то только 15 декабря того же года. Об этом свидетельствует акт первичного(!) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Документ наряду с представителем теплоснабжающей организации подписал директор УК «Управдом» Александр Борисов. Значит, счетчик был принят управляющей компанией. При всем этом в доме до сего момента за отопление платили по нормативу – в среднем около 2000 руб. с квартиры в месяц. Однако после того, как жителям дали официальный ответ, что поломка прибора произошла из-за ненадлежащего обслуживания собственниками, они стали следить за сохранностью оборудования.

Как быть остальным?

Отопление – самая дорогостоящая услуга в перечне ЖКУ. Она составляет примерно треть стоимости всех расходов на «коммуналку». Если добавить сюда постоянные дополнительные траты: расходы на установку, эксплуатацию, поверку ОПУ, а также на корректировку и наряду с этим учесть факт, что во многих других российских городах отопление по ряду причин стОит в разы дешевле, то однозначно пускать на самотек эту услугу дзержинцам нельзя. И неважно, обязаны или не обязаны собственники помещений контролировать работу счетчика по закону, тот, кто не хочет отдавать за отопление весь свой заработок, должен добровольно взять это на себя. Как минимум, это поможет избежать переплаты, а максимум – потери очень больших денег.
С чего начать? С понимания, что надо выбрать что-то одно: тепло или деньги. В части домов у нас очень жарко, а есть даже такие (старого проекта), где, как говорят коммунальщики, на лестничных клетках стоят кресла и разбиты целые зимние сады. Можно отдыхать как в квартире, но и платить за это соответственно. Объем тепла в доме, уверяют специалисты, во многом зависит от так называемых сужающих устройств в трубе отопления на входе в дом. Где «заглушка» поменьше или ее нет вовсе, зимой может быть очень тепло. «Плюсовая» корректировка в этом случае – закономерный итог. А идеальный вариант – установка «шайбы», которая позволяет сделать среднюю температуру в жилье, например, около 23 градусов – не жарко, не холодно, то же, вероятно и по деньгам. Но здесь важно не ошибиться. Если заглушить подачу теплоносителя сильно, можно замерзнуть. Хоть и греть себя мыслью, что в этом случае за тепло уже переплатишь вряд ли. А вот чтобы найти в температурном режиме каждого дома золотую середину и нужны, вероятно, параметры, которые выдают тепломеры в каждом доме. Об этом, как обязательном условии обслуживания ОПУ теплоэнергии, выше говорил Олег Богданов.
Второе, что легко могут делать собственники, – найти счетчик тепла в подвале и регулярно следить, чтобы он находился в сохранности. В связи с тем, что за оборудованием никто не следит, существуют даже почти невероятные версии, что тепловики якобы намеренно выводят из строя ОПУ: там, где жители по показаниям платят мало, их вынуждают платить по нормативу. Не секрет, что приборы могут выйти из строя и из-за протечек в подвале, если на механизм, например, попала вода. Еще одна распространенная причина поломки – сварочные работы в подвале силами управляющих организаций. Если при этом не отключить счетчики, они могут сломаться. Такие случаи, кстати, по словам сотрудников ресурсоснабжающей организации, реально были в городе: ремонтировать тогда пришлось добрый десяток ОПУ.
Третий совет горожанам: ежемесячно запрашивайте показания своих приборов учета теплоэнергии в УК или ресурсоснабжающей организации. Это позволит, как минимум, быть в курсе того, что счетчик работает исправно.
А если уж неисправность случилась, необходимо добиваться своевременного ремонта. Чем меньше период «простоя» счетчика, тем больше шансов начисления платы за тепло по среднемесячным показаниям.
Помните и о том, что этот год, скорее всего, стал исключительным в том плане, что жителям отменили корректировку платы за отопление в тех домах, где счетчики не работали весь год. Причину «остановки» корректировки многие связывают с политикой – на носу выборы, народ не должен быть возмущен большими тратами на «коммуналку». В будущем же на заоблачные суммы в квитанциях, скорее всего, как раньше, внимания никто не обратит и не поможет. Так что если не хотите переплачивать – берите контроль за счетчиком на себя прямо сейчас. Там, где люди хотя бы интересуются показаниями ОПУ каждый месяц, неприятных сюрпризов с начислениями платы за тепло, по нашим примерам, практически не бывает.
 
Елена Родионова