Дзержинское время

Нехватка врачей и медсестер, износ оборудования, дефицит медикаментов и огромная армия тяжелобольных пациентов – все это, собранное воедино, словно снежный ком грозит с потрохами похоронить государственную медицину. Самое удивительное, что местные чиновники и депутаты, которых больше всего и достает народ с мольбами предотвратить развал здравоохранения, не в силах этого сделать. У них вообще нет права вмешиваться в дела медучреждений, потому что все полномочия в этой сфере еще пять лет назад ушли на региональный уровень. Может, региону все-таки пора поделиться чем-то с муниципалитетами?

Точка отсчета

Вопрос о возврате хотя бы части полномочий уже который год подряд обсуждают на местном уровне. Варианты того, какими способами можно вернуть рычаги управления медициной обсуждали и на первом в текущем году заседании Общественной палаты Дзержинска. С докладом о взаимодействии местных властей с региональными в сфере здравоохранения выступил глава комиссии по соцполитике Сергей Майоров.
Итак, медицину город потерял с введением в действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года. На Нижегородчине управление медициной сконцентрировалось в руках областного министерства. Новации стартовали с оптимизации сложившейся с советских времен системы, которая надолго запомнится для горожан укрупнением учреждений здравоохранения. «При объединении всегда что-нибудь теряется, в Дзержинске были потеряны целые направления», – заметил Сергей Майоров. Самый яркий пример – ликвидация двух женских консультаций после открытия перинатального центра. С тех пор женщины, приписанные, например, к консультации на улице Грибоедова, 2, лишились возможности обращаться по месту жительства, а вынуждены ездить в конец Циолковки.
Серьезные проблемы возникли и с финансированием. Майоров уточнил, что после реформы деньги, по сути, поступают из одного источника – Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Участие областного правительства в финансировании медицины, увы, нельзя считать полноценным. Майоров обратил внимание, что в медицине, в отличие, например, от образования, которое основывается на принципах подушевого финансирования – сколько учеников, столько и средств, отсутствуют четкие критерии. Отсюда и возникают довольно странные явления, когда в больницах крупных городов продолжают использовать отслужившее несколько сроков оборудование, а для какого-нибудь сельского района областное правительство приобретает дорогостоящую установку гемодиализа. Она, может, и пригодится нескольким тяжелобольным, но в больших городах в такой помощи нуждаются тысячи людей. Между тем у главврачей рука не поднимается списывать изношенное оборудование, потому что на новое денег не дадут, зато из-за отсутствия тех или иных приборов учреждение может запросто лишиться лицензии.
В такие же ножницы главные врачи попадают и с кадрами. С одной стороны, больницы и поликлиники переживают отток квалифицированных специалистов. С другой, для руководства чем меньше врачей, тем лучше. Иначе не выдержать уровень заработной платы, который для каждого учреждения устанавливает областной минздрав. Нормативы, по заверению Майорова, достигаются исключительно за счет сокращения персонала и распределения нагрузки, что в конечном итоге и влечет за собой ухудшение качества медицинских услуг. «Хотелось бы мне эту информацию подтвердить какими-то статистическими данными, но и это не реально. Муниципалитет сегодня настолько не удел, что у него полностью отсутствует объективная информация по состоянию дел в системе здравоохранения Дзержинска», – посетовал Сергей Викторович.

Перекосы и перегибы

Более эмоциональную окраску докладу на медицинскую тему придал хорошо известный в Дзержинске и за его пределами акушер-гинеколог Грачя Мурадян. Первый удар реформы здравоохранения, по его мнению, пришелся на онкологию, когда дзержинский онкодиспансер реорганизовался в филиал областного, потеряв свою самостоятельность. «Он превратился в деревенскую больничку без прав, оборудования и врачей. Теперь там оказывается только легкая помощь. И это во втором-то городе области!» – ругался Грачя Иосифович. Дальше, по словам Мурадяна, в Дзержинске «разгромили» неврологию, чью востребованность в городе доказывали 3 переполненных больными неврологических отделения. Но в областном минздраве приняли решение закрыть целую неврологическую больницу.
Врач ругался и по поводу пустующих женских консультаций, судьбу которых область до сих пор не может решить. По мнению Мурадяна, перинатальный центр – не очень удачное решение. Там чуть ли не с ночи приходится занимать очередь, а вместо двух обещанных приемов больных с повышенным риском проводится всего один. «Происходит вытеснение женщин в частные структуры, по поводу чего возмущаются даже весьма состоятельные люди. А простой человек так уж вообще лишается всякой возможности получить какую-то помощь», – констатировал Мурадян. В череде многочисленных последствий реформаторства Грачя Иосифович, кажется, смог смириться только с одним обстоятельством – размещением наркологической службы в здании 3-го роддома. «Ну хоть кто-то лечится», – махнул рукой доктор. Хотя, по первоначальным планам областного минздрава, женские консультации как раз и планировалось разместить в Тупиковом переулке.

Долой варяга!

Участники обсуждений не могли пройти мимо громкой истории вокруг Больницы скорой медицинской помощи (БСМП).Не так давно в соцсетях разместили анонимное обращение жителей Дзержинска, где говорится о главвраче БСМП Михаиле Гуткине. В адресатах – руководство региона, правоохранительные органы и СМИ. В письме описывались недобросовестные действия назначенного областью менеджера, который «кошмарит» коллектив и распределяет в свою пользу и в пользу своего окружения бюджет больницы. Если верить письму, Гуткин выживает из учреждения лучших специалистов. Так, например, по сокращению штатов БСМП покинул заместитель главврача по хирургии Рафаэль Сабаури, который был главным хирургом города последние четверть века. По информации Грачи Мурадяна, теперь известный хирург обивает пороги центра занятости. «Не думал, что доживу до такого позора, когда опытнейшему, блестящему хирургу придется становиться на учет в центр занятости. Я просто не в состоянии осознать такого», – негодовал Мурадян.
Кстати, на днях в группе «ДзержинскОнлайн» в соцсети «ВКонтакте» появилось интервью с бывшим главой администрации поселка Ильино Ильей Огородцевым, который без прикрас рассказал о всех прелестях руководства Гуткина Володарской ЦРБ. По его словам, оттуда также убегали специалисты, на декоративном ремонте осваивались миллионы рублей, а недовольные пациенты прозвали клинику долиной смерти, что уже само по себе говорит о многом. Местные власти трубили о проблемах в районной ЦРБ, но после проверок из области позиции Гуткина, как вспоминает Огородцев, напротив, только укрепились. Он указал на то, что у Гуткина было серьезное покровительство в областном правительстве в лице замгубернатора по соцполитике Дмитрия Сватковского. 
«Если бы медицина находилась в ведении местных властей, никогда бы этот варяг не попал сюда», – заметил Сергей Майоров, подтверждая факты, изложенные в анонимном обращении дзержинцев. Так общественники перешли к обсуждению основного вопроса – проработки возможностей по возврату управленческих полномочий муниципалитету. 

Хотели как лучше?

В сегодняшних правовых условиях город, даже если очень захочет, не сможет внести лепту в развитие системы здравоохранения. Грачя Мурадян в свое время изучал вопрос создания в Дзержинске муниципальной женской консультации, которая в короткие сроки благодаря платным услугам вышла бы на самоокупаемость. Врач заявил, что смог бы выстроить такую систему, при которой специалисты из частных клиник с удовольствием перешли на работу в муниципальную организацию. Поддержка местных властей по хозяйственной части значительно бы удешевила стоимость приема пациентов, сделав шаг навстречу повышения доступности платных медицинских услуг для населения. «Но оказалось, что мы и этого не можем сделать, потому что все полномочия переданы на вышестоящий уровень, – сожалел Грачя Иосифович. – Мне это, честно говоря, непонятно, поскольку вопросы здравоохранения всегда находились в компетенции первых лиц всех уровней власти, начиная с президента, заканчивая главой сельского поселения. Городские власти сегодня даже не могут предусмотреть в местном бюджете средств на покупку оборудования для того или иного медучреждения, потому что это будет считаться нецелевым расходом средств. Эти завалы нужно немедленно разгребать, чтобы выйти из неестественного состояния.»
Другой вопрос: какую вообще цель преследовали наверху, затевая реформу? Грачя Мурадян считает, что в целом замысел был хорошим. Автор идеи структурных преобразований – бывший министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова (2007 – 2012 гг.), которой, по мнению Мурадяна, бюрократия не дала реализовать задумку до логического завершения. А основной посыл преобразований заключался, прежде всего, в увеличении полномочий главврачей при одновременном сокращении аппарата муниципальных и государственных служащих, отвечающих за медицину. Для Дзержинска это обернулось расформированием горздрава. И еще одна констатация факта, прозвучавшая из уст Мурадяна, – областной минздрав, в подчинении которого сегодня находится 270 учреждений, не в состоянии управлять таким хозяйством. 

Попытка номер раз

На местном уровне не все оставались равнодушными наблюдателями «разгрома здравоохранения». Так, бывший глава гор-здрава Владимир Карпов который год подряд проталкивает идею областного закона о полномочиях муниципальных органов власти в области здравоохранения. Им предлагается предоставить хотя бы минимальные возможности влияния на процесс. Между прочим, это предусматривается и Федеральным законом «Об основах охраны здоровья в РФ». В статье 16 документа указывается на то, что «к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению». Создавать какие-то условия, не владея информацией и не контролируя ситуацию, невозможно, считает Сергей Майоров. В некоторых российских регионах законы, подобные тому, что предлагает Карпов, уже приняты. Нормативные акты совершенно четко определяют участие муниципалитета. А в отдельных регионах, как заметил Майоров, пошли еще дальше – в 2011-2012 годах утвердили законы, которые делегировали все полномочия в сфере здравоохранения муниципалитетам, вернув таким образом все на круги своя.
Владимир Карпов, заручившись поддержкой Общественного совета при главе города, смог пробить законопроект о возвращении части полномочий на местном уровне. Весной прошлого года Городская дума Дзержинска направила обращение в Законодательное собрание области (решение от 27 апреля 2017 года), в котором объяснила коллегам насущную необходимость в принятии отдельного закона о конкретизации полномочий. Однако дзержинцы получили отрицательный ответ, причем, как ни парадоксально, ничем особо не мотивированный. Грачя Мурадян полагает, что ответ был таков из-за позиции бывшего губернатора Шанцева. Именно он, по мнению Мурадяна, сыграл ключевую роль при перераспределении полномочий между органами власти пять лет назад. «Когда передавались учреждения здравоохранения, в принципе, было необязательно все передавать в область. Но на то была воля губернатора Шанцева, который приказал министру здравоохранения все забрать под себя», – заключил Мурадян.

Никитин не Шанцев

Недавно блок министерства соцполитики, здравоохранения и образования вывели из-под шанцевского протеже Дмитрия Сватковского и передали вновь назначенному и.о. замгубернатора Сергею Шевченко. Столь кардинальные перемены открывают зеленый свет для нового штурма областных властей.
В конечном итоге общественники решили обратиться к новому главе региона Глебу Никитину и в областную Общественную палату. А в законодательное собрание решено обратиться через депутатов Вадима Рыбина и Валерия Осокина, у которых в свою очередь есть возможности, чтобы внести соответствующую законодательную инициативу. Председатель Общественной палаты Виктор Сопин настоял на том, чтобы в обращениях звучал акцент именно на возврате полномочий муниципалитету. «Невозможно эффективно управлять пароходом, сидя на берегу», – оперировал образами Виктор Федорович. «Сейчас нужны системные решения, чтобы объем финансирования не зависел от того, пришелся ко двору областного минздрава главврач того или иного учреждения или нет. Должна работать система», – резюмировал Виктор Сопин.
«ДВ» в свою очередь проследит и обязательно расскажет о том, насколько успешными окажутся усилия дзержинских общественников в борьбе по возврату полномочий в сфере управления здравоохранением, а главное, изменится ли после этого качество медицинских услуг для населения. 
Вадим Щуренков