Она пришла работать в Дзержинский театр драмы в феврале 1968 года, в самый разгар творческого сезона. Совсем еще «зеленая» выпускница Горьковского театрального училища, к тому же только что ставшая мамой, осталась не в восторге от первой увиденной пьесы, скрипучих старых стульев в зале, но с первого взгляда влюбилась в будущих коллег. И вышло так, что актриса Зоя Морозова служит в дзержинской драме вот уже полвека.

 

Легко в учении…


Свое редкое красивое имя она получила от деда, который сам давал имена всем своим детям и внукам. В переводе с греческого оно означает «жизнь». Может быть, поэтому в маленькой Зое энергия всегда била ключом.

– В детстве я занималась во всех кружках, какие только были – творческих, спортивных. Обожала читать, знала сотни стихов. Но актрисой стать не хотела и не собиралась. Это получилось совершенно случайно. Ребята-одноклассники как-то рассказали, что начался набор в театральное училище, и предложили поступать туда за компанию. Так получилось, что отбор прошла только я. И поскольку все мне давалось легко, я не очень ценила эту удачу, на занятиях мне бывало даже скучно. Правда, у меня были очень хорошие педагоги – мастер курса Виталий Лебский, педагог по сценической речи Валерий Галендеев, прививший любовь к тексту, научивший с ним работать. Благодарность им от меня великая!

Кроме того, будущая актриса рано вышла замуж и к моменту окончания училища готовилась стать мамой. Поэтому от предложения начать карьеру в Нижегородском ТЮЗе ей пришлось отказаться, что она с легкостью и сделала, уверенная, что все у нее еще впереди. И лишь через полгода вдруг поняла, что отчаянно хочет работать, ее тянет на сцену. Но куда податься в середине театрального сезона? В это время ни один театр не примет в труппу нового, тем более начинающего актера. Тогда родственники из Дзержинска посоветовали ей обратиться в местный драматический театр.
– Я пришла на спектакль в дзержинский театр, о котором раньше и не слышала никогда. Он тогда находился еще в парке. Пьеса, которую я увидела, была ужасной, мебель в зале старая, деревянная. Но на сцене я неожиданно увидела замечательных актеров, среди них – великолепного Льва Станиславова. Позже познакомилась с талантливейшими актрисами – Евдокией Белянкиной, Ниной Конаковой, актером Федором Валиковым. И поняла, что у этих людей можно очень многому научиться и работать с ними будет безумно интересно.

…тяжело в работе


Молодую, но уверенную в себе актрису Зою Морозову взяли в труппу, потому что ее в это время покинула одна из опытнейших ведущих артисток. Ее и пришлось заменить вчерашней студентке театрального, причем выйдя на сцену сразу в главной роли. И вот тут Зою Морозову настиг ее первый провал.

– Репетиции спектакля выглядели так: идешь сюда, говоришь это, потом идешь туда. В общем, я совершенно ничего не понимала, в голове у меня был совершенный хаос. И вот на спектакле перед своей первой репликой я просто впала в ступор, я испытала такой ужас, такую панику, что сейчас даже не помню, как доиграла спектакль до конца. Наверное, эта первая неудача спустила меня с небес на землю.

Но Зоя Яковлевна не опустила руки, а наоборот, взялась серьезно за работу и постепенно погрузилась в удивительный мир создания новых образов. Больше всего она полюбила период подготовки спектакля, репетиции, когда, разбирая по буквам пьесу, обсуждая ее с режиссером и партнерами, вдруг открываешь для себя и в себе совершенно новые черты, перерождаешься в другого человека.

– Конечно, вехами для любого актера становятся встречи с разными режиссерами. Мне посчастливилось поработать с чудесными постановщиками – Глебом Томилиным, Леонидом Верзубом, Валерием Медведевым, Анатолием Савиным, Сергеем Стеблюком, Аманом Кулиевым. И даже те из них, кто недолго работал в театре, оставляли во мне след, многому учили.

За прошедшие 50 лет Зоя Яковлевна сыграла точно больше сотни ролей, в том числе главных. Но сама актриса признается, что больше любит работать над эпизодами, ведь именно маленькие роли требуют от актера особой концентрации мастерства и таланта. Например, казалось бы, крошечная роль Женщины на кладбище в спектакле «Я тебя никогда не прощу» (он и сейчас в репертуаре театра) неожиданно принесла Зое Морозовой победу в номинации «Лучшая женская роль второго плана» на фестивале-конкурсе актерских работ имени Евгения Евстигнеева.

Верность во всем


Надо сказать, что Зою Яковлевну отличает какая-то совершенно не свойственная актрисам скромность. За славой никогда не гналась, не рвалась получать главные роли. Она редко давала интервью, да и при нашей встрече попросила «много не писать и особо не хвалить».

Верность одному театру крепко переплелась у нее с верностью семье. Когда режиссеры или коллеги намекали ей, что она как-то засиделась на одном месте, Зоя Яковлевна всегда знала, чем ответить себе самой на эти своего рода упреки.

– Актерам свойственно переезжать с места на место в поисках своего режиссера, зрителя, внимания прессы. Актер, как ребенок, постоянно нуждается в любви. Это нормально. Но я считала, что не имею права ради какой-то славы выдергивать отсюда свою семью – мужа, который работал в научно-исследовательском институте и в другом городе мог просто не найти достойное занятие, дочь, которая училась здесь. И вообще, могу сказать, что всегда и до сих пор я ставлю интересы семьи выше своих амбиций.

Да и может ли наскучить актерская профессия, где бы ты ею ни занимался?

– В театре интересно не только работать, в театре интересно жить. А наш дзержинский театр, к тому же, всегда отличался от других каким-то дружелюбием. Здесь никогда не было жестокой борьбы за роли, интриг, предательств. Мы можем спорить с партнерами, но в итоге все равно каждый готов помочь другому, поддержать, подсказать, научить. Поэтому, наверное, эти 50 лет для меня пролетели как один день.

Марина Ипатова