Наш постоянный читатель Владимир С* недавно сравнил ситуацию с предоставлением коммунальных услуг и контролем за этим в Дзержинске и Ижевске, где у него живут родственники. Наш город проиграл по всем фронтам. Причина, по мнению дзержинца, в том числе в нежелании контролирующих организаций наказывать коммунальщиков за незаконные действия.

 

Один закон – два мнения


Уже несколько лет Владимир Ярославович бьется за то, чтобы ему при неоприборенной газовым счетчиком квартире сделали перерасчет в период длительного отсутствия дома. И хотя Постановление № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг) гласит, что рассчитываться за потребленные ресурсы мы должны строго по приборам учета и перерасчет за их неимением не положен, случай с газом является здесь особенным. Дело в том, что другой Закон – ФЗ № 466 – позволяет не устанавливать приборы учета голубого топлива в домах, потребляющих мало ресурса, проще говоря, там, где отсутствуют газовые колонки, а есть только плиты. Владимир С* живет как раз в таком доме. А если счетчики разрешено не ставить, какой по ним расчет? Стоит, видимо, учитывать отсутствие граждан при наличии доказательств этого и не брать с них деньги в то время, когда газ в квартире никто не использовал.

Однако в Дзержинске и газовики, и Госжилинспекция (причем областная), и прокуратура отказали нашему читателю в перерасчете платы за газ в период длительного временного отсутствия. Дома мужчина не бывает по полгода: то живет на даче, то находится в санатории, то лежит в больнице, будучи инвалидом. На все есть подтверждающие документы. Газовый же счетчик не хочет ставить принципиально – на законных основаниях.
В ответе № 3781 ис-2017 от 17.01.2018 г. на обращение горожанина в прокуратуру Дзержинска разъясняется, что законом действительно предусмотрена норма не оприборивать в том числе объекты, мощность потребления природного газа которых составляет менее чем 2 куб. м в час. Однако «…вышеуказанная норма регламентирует исключения при оснащении МКД общедомовыми приборами учета (в том числе потребления газа) и не содержит оснований для освобождения собственников жилых помещений от обязанности устанавливать индивидуальные (квартирные) приборы учета газа (в том числе если квартира оборудована только газовой плитой)», – делают вывод прокуроры.

Почему тогда при тех же самых условиях газовики спокойно пересчитывают плату за ресурс жителям соседнего с нами региона – Удмуртии? Мы задали такой вопрос на сайте ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». Ответ такой: «В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление правительства РФ № 354) перерасчет за услуги газоснабжения осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие продолжительность отсутствия и регистрацию по месту постоянного жительства».

Сейчас этот ответ, а также ответ из местной прокуратуры Владимир Ярославович планирует направить в прокуратуру Нижегородской области, где надеется выяснить, почему один и тот же закон трактуется и применяется в двух не так уж далеко лежащих друг от друга городах по-разному. И кто же прав в этой ситуации.

Обсчитывают на электричестве


С* третий год бьется за изменение ситуации с начислением платы за электричество в декабре и январе. Дело в том, что УК, желая получить деньги перед Новым годом пораньше, выпускают декабрьские квитанции не в начале января и по реальным показаниям счетчиков горожан, а еще в декабре, выставляя среднемесячное потребление электричества. Для тех, кто каждый месяц «жжет» свет одинаково, нет ничего страшного. А вот у кого до декабря среднее потребление было небольшим, в январе переплачивают, выходя за рамки соцнормы. Например, сам Владимир появляется в своей квартире после дачи и санатория только в ноябре-декабре. Он, понятно, в это время пользуется электричеством. Но в последнем месяце года в квитанции ему ставят либо нули, либо минимальное количество кВт/ч.

А в январе платеж получается двойным – по реальным затратам энергии в декабре и январе. Сверх социальной нормы дзержинец переплачивает по двойному тарифу в то время, как если бы платежи распределялись по месяцам по реальным показаниям, он уложился бы в «дешевый» тариф и заплатил за свет меньше. Два года подряд Владимир Ярославович писал по этому поводу заявления на перерасчет в своей управляющей компании, деньги ему возвращали. А в этом году возмутился: «Почему меня обсчитывают, а я еще должен бегать за перерасчетом?!» и написал жалобы в ГЖИ и прокуратуру. В то же время он продемонстрировал платежку за электроэнергию в декабре, которую получают жители Ижевска. Она тоже «ранняя», и плата за свет в ней тоже посчитана по среднемесячному потреблению. Но! Квитанция эта носит рекомендательный характер. Вот что говорится в сопровождении к цифрам: «Данное извещение не является платежным документом, носит рекомендательный характер, содержит в себе лишь предложение заблаговременно оплатить услуги, расчет по которым выполнен заранее для вашего удобства. Счет-квитанция за декабрь 2017 года, который сформирован по данным фактического потребления, будет направлен вам в январе 2018 года с учетом оплаты настоящего расчета». И хотя дзержинские квитанции тоже можно оплатить не в декабре, а в январе, путаница с платежами за свет в такой ситуации, как у Владимира С*, неизбежна. А в итоге – переплата граждан и незаконное обогащение инициаторов усредненных платежей.

Отдельно – об отоплении


Больше всего нас удивило, что в квитанции из Ижевска за отопление стоят суммы гораздо меньшие, чем в Дзержинске. К примеру, в платежке за декабрь прошлого года отопление за квартиру в 49 кв. м оценивается всего в 1000 рублей. У нас же меньшее по площади жилье «стоит» в два раза больше. Выходит, у соседей либо тарифы вдвое ниже, либо коммунальщики работают эффективнее. Погода, кстати, в столице Удмуртии заметно прохладнее, чем у нас.

Какие из этого выводы? Глобальный, пожалуй, всего один. В Дзержинске многие организации ЖКХ обогащаются за счет жителей, используя для этого в том числе незаконные методы. Мы видим, что недалеко от нас люди платят за коммуналку гораздо меньше. А почему сложилась такая ситуация? Видимо, в Ижевске контролирующие органы выполняют свою работу и пресекают завышение платежей за ЖКУ. У нас же при полной практически безнаказанности жилищники и коммунальщики уже и не знают, как и за что бы еще взять побольше денег. Пока молчат прокуратура и ГЖИ, справиться с этим можно лишь в единичных случаях – в суде.
 
Елена Миронова