Мы продолжаем цикл рассказов о людях, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины. Героем сегодняшнего повествования стал представитель «крылатой» гвардии подполковник авиации Александр Потапов. С Александром Дмитриевичем я встретился в минувшую субботу, и так уж получилось, что именно в этот день ветеран отмечал свой девяносто второй день рождения. После поздравлений от учеников одной из дзержинских школ и представителей Городского совета ветеранов, этот заслуженный человек рассказал нам о своем фронтовом пути.
После окончания дзержинского аэроклуба и летного училища в Энгельсе лейтенант Потапов был отправлен на охрану советско-японской границы, а затем – на Сахалин, на самый дальний аэродром страны, где и начал воевать с фашистами.
Однажды по дороге домой с боевого дежурства самолет подвел пилота – отказал двигатель. Как в известной песне «дошла машина на честном слове…» дотянул Потапов до аэродрома и смог посадить самолет. Но неисправная машина сильно ударилась о землю, и пилот повредил позвоночник.
Дальше, по признанию Александра Дмитриевича, началось самое страшное: бесконечные медицинские комиссии и вердикт врачей: «оставить авиацию». «Я ж летчик! Я не могу, не умею на земле воевать! Хоть на корыте, а полечу!», – убеждал Потапов медиков. И после физкультурно-оздоровительного комплекса добился-таки разрешения на полеты. И опять его руки уверенно ложатся на штурвал истребителя. И опять он на Сахалине. Вообще говоря, служить в этом отдаленном крае авиаторам полагалось не более двух лет. Но война диктовала свои правила, поэтому наш герой отслужил вдали от большой земли целых восемь лет. Сюда он в 1944 году привез из отпуска и свою молодую жену Дусю.
Условия службы на Сахалине заслуживают отдельного разговора: нередки были наводнения, снегопады, шквалистый ветер и даже землетрясения… При этом особо остро чувствовалась нехватка метеостанций. Так что каждый вылет был, что называется, на глазок, наудачу: взлетали в чистое небо, а уж с какого придется садиться – бог весть… Но летчики в любую погоду патрулировали воздушную границу, не давая японцам шанса атаковать с неба.
В один из таких вылетов удача вновь отвернулась от Потапова: отказ двигателя и очередная аварийная посадка. И опять лечение и реабилитационный курс. Но на этот раз члены медицинской комиссии были непреклонны: «к службе в истребительной авиации непригоден».
Три месяца хождений по инстанциям показались Александру Дмитриевичу вечностью. Кипы рапортов с просьбой оставить его в авиации, которыми он «бомбардировал» воинское начальство всех рангов, перечеркивались убийственной для Потапова резолюцией: «Отказать!». Правда, в авиации его все же оставили. Отправили на переподготовку к полетам на тихоходных грузовых машинах. Так вчерашний истребитель стал транспортником. «Главное – в небе! А уж куда лететь и на чем – это мне непринципиально», – любит повторять Александр Дмитриевич.
Следующие десять лет Александр Потапов отлетал на тяжелых транспортных самолетах и обучал молодых пилотов. А в 1958 году он покинул авиацию окончательно.
21 год отдал этот мужчина небу, налетав четыре с половиной тысячи часов, более пятисот из которых – ночные. Одиннадцать раз совершал экстренную посадку и остался жив! Спрашиваю: «Александр Дмитриевич, как вам удалось столько раз обмануть смерть, ведь большинство истребителей не получали даже второго шанса сесть с неисправным двигателем?..» Улыбнувшись, он отвечает: «Может, здорово меня подготовили. А скорее всего, просто повезло… Вообще в моем роду по сто три года живут, кто ж знает, сколько мне намеряно…»
Я раньше слышал от ветеранов, что у боевых летчиков было такое правило: во что бы то ни стало сесть на своей территории, дотянуть машину до аэродрома… Именно им и руководствовался наш герой, выравнивая штурвал неисправного истребителя. Рискуя жизнью, он и помыслить не мог о том, чтобы бросить своего боевого друга, каким был для него самолет.
После демобилизации Александр Дмитриевич вернулся в родной Дзержинск и стал директором станции юных техников. Вскоре здесь начали работать авиамодельный, ракетный, судомодельный, радио- и фотокружки.
Воспитанники Александра Потапова неоднократно занимали призовые места на областных соревнованиях по авиамодельному спорту. Многие из них потом связали свою жизнь с авиацией: стали военными летчиками, авиаконструкторами, механиками…
И вот на прошлой неделе, разговаривая со своим учеником, пришедшим поздравить его с днем рождения, Александр Дмитриевич просит: «Летать хочу! Сделай так, чтоб я оказался в небе, пусть не за штурвалом, но в кабине! Сделай! Хочу свободный воздух почувствовать. Каждую ночь он мне снится…»
На мой вопрос: сможет ли он сегодня самостоятельно поднять самолет в небо, ветеран, резко встав со стула, говорит: «Пустите в кабину! Те машины, на которых доводилось летать, с закрытыми глазами подниму, будет нужно – и боевой вылет совершу! А новые самолеты… там, говорят, компьютер… Это мне подучиться надо. Думаю, смог бы освоить». И знаете, нельзя не поверить человеку, который даже трость держит, как ручку штурвала, – двумя руками, крепко и уверенно…
Евгений Павлычев