Владимир Мучицын, г. Дзержинск, 1974 г. 

В окружении кумачовых знамен и лозунгов 27 апреля 1974 года в Кремлевском дворце в Москве состоялся 17-й съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ). По его решению прямиком с заседания в глухую тайгу на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа) отправился первый Всесоюзный комсомольский ударный отряд. Среди первопроходцев были посланцы орденоносного комсомола Дзержинска. Комиссаром отряда ударной стройки был назначен комсомолец, наш земляк Владимир Мучицын.

 

Рождение бригады


Накануне, 23 апреля десять молодых ребят, отобранных для работы на БАМе, со своим бригадиром Владимиром Мучицыным собрались в Дзержинском горкоме комсомола для напутственного слова. Вечерним поездом они отправлялись на съезд, а оттуда – в далекий необжитый край строить Байкало-Амурскую магистраль. Этот молодежный коллектив появился в Дзержинске в 1972 году. И дело с его созданием обстояло непросто. Сформировать комсомольско-молодежную бригаду каменщиков Дзержинский горком комсомола поручил Мучицыну. Он, вместе с секретарем трестовского комитета комсомола Михаилом Тюкаевым, пошел по комнатам общежитий молодых строителей, к выпускникам ПТУ. В результате в бригаду пришли задорные ребята: Татьяна Васина, Владимир Пузанков, Николай Костыркин, Николай Лазарев… Средний возраст членов бригады составил 19 лет, самым старшим среди них оказался бригадир Мучицын, которому «стукнуло» тогда двадцать семь. Скоро о новой молодежной бригаде заговорили как об одной из лучших в городе, а два возведенных корпуса нового производства порофоров ЧХК им. М.И. Калинина стали первыми вехами в ее трудовой биографии.
 

«Я не вундеркинд, а каменщик»


Бригада Мучицына отправлялась на съезд, а затем на стройку века почти в полном составе. Хотя по разнарядке из Москвы каждая область страны могла направить всего 15 человек самых достойных молодых передовиков. Провожал ребят в Москву Борис Шишов – секретарь горкома комсомола. Уже во время съезда встал вопрос о руководстве Всесоюзным отрядом численностью в 876 человек и 16 национальностей. Бригадир каменщиков из Дзержинска сразу оказался в центре внимания. «Я не знаю, по каким принципам шел отбор, – вспоминает исторический день Владимир Васильевич Мучицын, – но на третий день вызвали меня и Витю Лакомова в ЦК ВЛКСМ. Моего согласия никто не спрашивал. Поставили перед фактом, дескать, ЦК партии согласовал мою кандидатуру на должность комиссара этого большого отряда. Лакомов стал командиром. У меня – шок! Какой-то колхозник из Владимирской области, который родился через год после войны и рос без отца (тот умер от ран)! Никогда никаких «подвязок» блатных у меня не было. И вдруг комиссар всего БАМа. Сразу предупредили – на съезде придется рапортовать самому товарищу Брежневу.
 
 
Моментально появился редактор «Правды», за ним подтянулись специалисты из других центральных газет. Сочинили они доклад на четыре листа и потребовали выучить наизусть. «Да что я вам, вундеркинд? – спрашиваю. – Я каменщик!» И сам написал текст рапорта на одной страничке, но от души. С поправками, но приняли.
 
Комсомольская путевка на БАМ. 1974 г.


Встреча с Косыгиным


На заседание съезда будущие строители БАМа пришли в специально пошитой форме. Торжественным докладом Мучицына генсек остался доволен. По окончании заседания колонна автобусов доставила отряд на Ярославский вокзал. На перроне митинг, последние инструктажи, под оркестр разместились по вагонам. Однако в последний момент новоиспеченного комиссара БАМа сняли с поезда. «Очень вежливые, но настойчивые люди меня вместе с другими руководителями бригад ударного отряда посадили в автобус и без объяснений повезли в неизвестном направлении. Наши вещи уехали на великую стройку без нас. Расселили в гостинице. Отдыхайте, говорят, завтра у вас очень важная встреча. С кем – не сказали, – рассказывает Владимир Васильевич. – Утром прямо через Спасские ворота на том же автобусе всех доставили в Кремль. Встреча – с председателем правительства СССР Косыгиным. В приемной кроме нас, строителей, еще человек 20 министров. Это сегодня государственные должности занимают молодые сорокалетние мужики, а тогда были люди пенсионного возраста, тяжелые, огромные, с одышкой. В кабинете Косыгина нашу делегацию усаживают за стол в центре, во главе председатель правительства. За его спиной огромная карта Советского Союза. Министры ютятся на стульях вдоль стен. Косыгин обращается к нам: «Ребята, извините, что побеспокоили. Вы, наверное, уже невесть что подумали». Дальше шутки, прибаутки, и уже лично ко мне: «Володя, а к тебе у меня особое поручение». Протягивает дипломат. В нем три пустых правительственных бланка. «Если чего-то будет на БАМе не хватать, напишешь лично мне. Эти дяди (пальцем в министров) будут отвечать лично. Ваш быт, питание и рабочие условия – их прямая задача». В конце встречи на фоне карты мы с Косыгиным сфотографировались.»

Выкладывался до конца


Кто же он, наш знаменитый бригадир каменщиков комсомольско-молодежной бригады строительно-монтажного управления №3 треста №4 «Дзержинский», комиссар БАМа? Его имя в 1970-х у дзержинцев было на слуху, оно не сходило со страниц газет. На фотографиях тех лет Мучицын – молодой, улыбающийся человек. Владимир родился в 1946 году в городе Кольчугино Владимирской области. Там с отличием закончил профессионально-техническое училище, поступил в Горьковский индустриально-педагогический техникум. Служил в Советской Армии, а затем два года работал мастером производственного обучения в ПТУ №3 в Дзержинске, оттуда перешел руководить строительной бригадой треста №4 «Дзержинский». Комсорг мучицынской бригады Татьяна Васина, которую на БАМе избрали депутатом Верховного Совета РСФСР, вспоминала о нем так: «Он всегда был на виду!.. И если из кожи вон лезет, то вовсе не ради себя. Я с ним вместе в Дзержинске работала, знаю, какое у него главное правило: в жизни выкладываться до конца и от других этого требовать. От того, что он заводной, настырный, – только делу лучше. А под лежачий камень вода, как известно, не течет!»…
 
Бригада В. Мучицына на строительстве производства порофоров ЧХК. 1973 г.


Творец своей судьбы


На следующее утро после встречи с Косыгиным ее участники – строители из аэропорта Домодедово вылетели в Иркутск. Туда же прибыл поезд с отрядом комсомольцев, которому предстояло разделиться. Одни с Виктором Лакомовым отправились в Усть-Кут строить западный участок магистрали, другие с Владимиром Мучицыным уехали в Сковородино, оттуда – в поселок Тындинский. В истории БАМа оставили след тысячи лиц, имен и фамилий. Владимир Мучицын в этом списке далеко не на последнем месте. За успехи в труде Владимир был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Он стал лауреатом премии Ленинского комсомола. И не случайно в 1978 году нашему земляку во время поездки генсека по Дальнему Востоку поручили доложить о славных делах первопроходцев. «Мы на перроне в Сковородино с лозунгами и транспарантами, – вспоминает В.В. Мучицын, – Брежнев выходит из вагона, ему навстречу – секретарь Амурского обкома С.С. Авраменко. Пожали руки, Степан Степаныч начинает докладывать Леониду Ильичу, тут же представляет нас по очереди. Брежнев его прерывает на полуслове и тянет мне руку со словами: «Ну, Володьку-то я знаю»…
 
Молодые строители из Дзержинска с честью оправдали оказанное доверие. Отряд под руководством земляка строил столицу БАМа – Тынду. Там он поступил учиться на заочное отделение Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Сорок с лишним лет прошло с того времени. Разошлись пути-дороги и наших героев. Но как бы ни сложились судьбы, они вспоминают о времени БАМа, как о лучших годах своей жизни. Экс-комиссар первого отряда, проживая в Благовещенске, считал себя коренным амурчанином. Хотя о Дзержинске вспоминал скупо, не забывал отметить: его славная биография начиналась в Дзержинске. С того момента, когда отставной сержант Советской Армии устроился мастером производственного обучения в местное ПТУ и вырастил из пацанов будущих орденоносцев для собственной бамовской бригады. Сам вместе с ними вырос, личным примером доказав простую истину – всякий человек творец своей судьбы.
 
 
Станислав Шальнов
Фотографии из фондов Дзержинского краеведческого музея