В мартовских квитанциях за ЖКУ жители дома № 87 по пр. Ленина увидели большие суммы за отопление. Выяснилось, что причиной тому стала корректировка платы за ресурс по итогам прошлого года. Владельцы трехкомнатных квартир, например, задолжали за тепло почти 4,7 тыс. рублей. Вместе с текущей платой – 7 тысяч. При этом люди уверяют, что температура в их жилье весь отопительный сезон была примерно такой же, как в прошлые годы. Но тогда плата за отопление, наоборот, уходила в «минус». Почему же сейчас она так сильно выросла?
Неладно со счетчиком?
Посмотрев показания ОПУ в квитанциях за январь и февраль, жители дома решили, что с общедомовым счетчиком отопления что-то не так. Ведь не могут за один месяц они измениться на 52 Гкал/м2, а в другой – не дотянуть и до 3-х. Только потом стало понятно, что указанные цифры – показания за каждый период отдельно, а не возрастающие ежемесячно. Сбило с толку, вероятно, указание «суммарный объем потребления». И, кстати, в мартовской квитанции этот недочет уже устранен – над показаниями счетчика в платежках написано «среднемесячный объем ОПУ». Здесь же уточнено, что показания общедомового тепломера указываются за прошедший, а не текущий месяц. Например, в квитанции за март – итоги февраля. Так, в доме № 87 по пр. Ленина в декабре на отопление «ушло» почти 90 Гкал, в январе – 142 с небольшим, в феврале – 145. Все, в общем-то, логично: декабрь был относительно теплым, дом «топили» меньше, а январь и февраль – морозными, поэтому пришлось поддать жару, что и отразилось на счетчике.
При этом 3 апреля в 10 утра счетчик показывал 141.5440, 5 апреля в то же время – 147.6865. То есть за два дня на обогрев дома было затрачено 6,2 Гкал/м2. В месяц при таком же отоплении потребуется около 100, что вполне соответствует и цифрам в квитанциях (все-таки март был теплее зимних месяцев), и расходам по показаниям ОПУ. Непонятно вот что: на начало апреля цифры должны либо обнулиться, либо счетчик должен отражать сумму всех затраченных Гкал (а их только за январь и февраль – уже 142+145=287), которые потом, допустим, высчитывают за каждый месяц для указания данных в платежках. Показания 147.6865 – говорят о том, что будто прибор начал отсчет с марта и «перетек» в апрель.
Был какой-то «перегрев»…
В доме № 87 по пр. Ленина живет немало априори небогатых пенсионеров. Да и для работающих «надбавка» в плате за ЖКУ почти в 5 тыс. рублей – ощутимая потеря. Председатель Совета дома Юрий С* решил разобраться в причинах такой неожиданной корректировки. «До этого нам делали перерасчет по итогам года по показаниям счетчика тепла, но итог был отрицательным. В прошлом году дом отапливали точно так же, как раньше. Откуда такие теплопотери – непонятно. Большинству домов в Дзержинске, где стоят приборы учета тепловой энергии, за 2017 год сминусовали плату за отопление и сделали это в январе. Почему у нас в марте возник большой долг – тоже неясно», – говорит Юрий Ильич.
Возможную причину скачка затрат Гкал в доме глава Совета МКД видит только в одном: однажды из кранов потекла неожиданно очень горячая вода – настоящий кипяток. При этом надо сказать, что ресурс в здание подается не централизованно: подогрев осуществляется прямо в доме – в подвале. Очень может быть, что вместе с температурой воды «скакнул» и теплоноситель.
И все это отразилось на затратах ресурсов в доме. Только ведь жителям это было совсем не нужно, вполне хватало и того, что было. К тому же если собственники помещений не в силах контролировать такие «скачки», почему они должны расплачиваться за подобные сбои?
Директор управляющей компании «Альтернатива есть», которая оказывает жилищные услуги по адресу: пр. Ленина, 87, Людмила Совецкова в курсе проблемы: «Сейчас могу сказать точно только то, что общедомовой прибор теплоэнергии находится в исправном состоянии, и его показания передаются в ресурсоснабжающую организацию. Мы за этим следим. Но к начислениям платы за отопление не имеем никакого отношения. Я сделала запрос по поводу корректировки в ПАО «Т Плюс». После получения ответа, смогу, вероятно, сказать о причинах доначисления конкретнее».
Со счетчиком не поспоришь
Мы тоже попытались узнать о причинах большого доначисления за тепло в доме № 87 по пр. Ленина, а также почему оно было сделано в марте, а не в январе.
В ПАО «Т Плюс» сообщили, что в марте корректировка затронула 13 МКД, из них 11 получили изменения в плате за отопление в меньшую сторону и два, в том числе Ленина, 87, – в бОльшую. Почему эти дома вместе с остальными 600 с лишним не получили такие данные еще в январе, осталось загадкой. «Корректировка размера платы за отопление по итогам 2017 года в МКД Дзержинска проводилась поставщиком услуги на протяжении 1-го квартала 2018 года в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…», – ответили тепловики.
Не содержал сенсации и ответ на вопрос о причинах ощутимой прибавки в плате за тепло на пр. Ленина, 87: «Положительная корректировка обусловлена тем, что фактическое потребление тепловой энергии в данном МКД за 2017 год оказалось выше 2016 года. Однако следует отметить, что среднемесячное потребление тепловой энергии в доме по итогам 2017 г., определенное по показаниям ОПУ, оказалось существенно ниже норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, в связи с чем его нельзя считать очень большим».
Наше внимание в очередной раз обратили и на то, что ОПУ не экономят плату за ресурсы, а только показывают реальное потребление тепла в доме. По мнению авторов, жители в силах снизить теплозатраты в своем доме, «начиная от элементарных мер по утеплению окон в квартире и поддержанию закрытыми дверей в подъездах до проведения работ по текущему ремонту: замена дверей, окон в подъезде на металлопластиковые, изоляция трубопроводов, утепление фасадов МКД, установка современного оборудования».
…Что посоветовать жильцам дома № 87 по пр. Ленина? Платить или не платить большие деньги за недоплаченное по итогам минувшего года тепло? Это дело каждого. Можно попытаться поднять вопрос в администрации и думе, как это сделали жители ряда домов в январе, получив прибавку к плате за тепло по нормативу из-за сломавшихся счетчиков. Можно написать в ГЖИ и прокуратуру. В конечном счете можно даже обратиться в суд, ведь в МКД, о котором идет речь, практически все меры по энергосбережению со стороны УК и жителей предпринимаются. К тому же, как уже говорилось, от неожиданных скачков температуры в трубах жителям никак не уберечься, потому что этот процесс от них не зависит.
А что у других?
Заинтересовавшись показаниями ОПУ теплоэнергии в квитанциях, мы сравнили их и в других домах Дзержинска.
Правда, здесь есть нюансы. Как пояснили в ПАО «Т Плюс», в квитанции за январь 2018 г. отражены показания ОПУ за период с 23 ноября по 17 декабря 2017 года (25 дней), а за февраль – с 18 декабря 2017 г. по 22 января 2018 г. (36 дней). Понятно, что во втором случае даже при подаче одинакового по температуре теплоносителя показания счетчиков будут больше. Кстати, такая разница в расчетном периоде связана с ранней печатью квитанций за декабрь 2017 года. Это было сделано из-за проведения акции для клиентов.
Тем не менее получается, что по сравнению с концом прошлого года теплозатраты в домах в начале 2018-го существенно возросли. Как мы уже говорили, скорее всего, это обусловлено более низкими температурами воздуха во второй половине прошедшей зимы. Но как объяснить, к примеру, тот факт, что и сейчас в некоторых домах о батареи можно обжечься? На улице-то уже тепло. И почти все условия для энергосбережения, перечисленные ресурсниками, в этих домах соблюдены. Возникает вопрос: а надо ли так топить? И предположение, что это работает исключительно на будущую корректировку.
Кстати, ее приблизительные объемы можно прикинуть уже сейчас. Суммируйте затраты Гкал, умножайте их на тариф – 2199,12 руб., учитывайте, что в летние месяцы отопления нет, а платежи идут, ну и прибавляйте приблизительные расходы на ресурс с начала будущего отопительного сезона. Из получившегося объема осталось вычесть сумму платежей 2018 года, до января она должна оставаться неизменной.
Однако полагаться только на показания ОПУ в квитанциях, наверное, неправильно. Лучше всего быть в курсе реальных, а для этого следить за цифрами на самом приборе учета.
И уж совсем идеальный вариант – каждый месяц сообщать «свои» показания в ресурсоснабжающую организацию и сравнивать их с теми, что передаются туда дистанционно. Это даст возможность контролировать данные в течение всего года и заранее быть в курсе размеров предстоящей корректировки платы за отопление.
Елена Родионова