Этой весной были отмечены высокие цифры заболеваемости ОРВИ. Некоторые из случаев даже привели к летальному исходу в связи с быстро развивавшимися осложнениями, основным из которых является воспаление легких. Низкий иммунитет, запоздалое обращение к врачу, нежелание следовать советам доктора, безусловно, играют определенную роль. Но никуда не денешься и от частого отсутствия талонов в поликлинику и дефицита участковых, вследствие чего многие люди предпочитают заниматься самолечением, пренебрегая квалифицированной помощью. О том, как постараться не запустить болезнь и в каких случаях нужно вызывать врача на дом, а также о проблемах, остро вставших сегодня перед дзержинской медициной, мы побеседовали с заместителем главного врача больницы № 2 по поликлинической части Аркадием Пенкновичем.
– Аркадий Августович, пожалуй, непривычно, что мы в конце апреля собираемся говорить о высокой заболеваемости ОРВИ и гриппом. Сезон простуды должен был остаться позади, а тут такой ажиотаж, вплоть до смертельных случаев…
– Ничего особенно удивительного в высоком проценте заболеваемости нет, такое часто бывает, этот год нельзя назвать особенным. Также не могу сказать, что сейчас наблюдается эпидемия гриппа. А вот рост заболевших острыми респираторно-вирусными инфекциями – да, наблюдается. Тут важно понимать, чем отличается грипп от ОРВИ. Если говорить просто, то грипп – одна из форм таких инфекций, «сухая». При нем саднит в носу и горле, нет продуктивного кашля, но все болит, высокая температура. Сейчас мало пациентов обращаются с подобными жалобами. В основном больные жалуются на кашель, который никак не проходит, температуру, слабость и прочее.
А что касается сроков распространения вирусов – они могут сдвигаться в зависимости от циркуляции вируса вообще и в определенной степени от иммунизации.
– По поводу случаев летального исхода. Известно, что в городе их было несколько.
– Эту тему я комментировать не могу. Скажу только, что в поликлиниках такого не случалось, а что делается в стационарах – обсуждать не в моей компетенции. Да, есть информация, что не только в городе, но и по области было несколько таких случаев, но официальными данными мы не обладаем.
От гриппа как такового, вообще, не умирают. В каждой конкретной ситуации нужно смотреть, что послужило толчком для развития осложнений. Наиболее распространенным и быстро развивающимся считается пневмония. А вообще горожанам пугаться не нужно, при ОРВИ и гриппе летальный исход – это, конечно же, не закономерность, а, наоборот, исключительный случай.
– Можно ли как-то уберечься от болезни? Какой должна быть профилактика?
– Это элементарные правила, которые давно всем известны. По возможности меньше посещать людные места, носить маску, если уж куда-то пошли, и своевременно начинать лечение. Противовирусных препаратов, скажем так, убивающих вирус, нет. Но есть всем известные лекарства, способствующие облегчению протекания заболевания. Они различаются по стоимости, более действенные, конечно, дороже.
Лечение должно быть симптоматическое. Нужно, безусловно, обращаться к врачу, но в наше время, когда люди в принципе неплохо ориентируются в основных препаратах от ОРВИ, они и сами могут начать лечиться, и их подбор средств будет не сильно отличаться от того, что пропишет врач. По сути, что нужно в первую очередь? Жаропонижающее, противовирусные препараты, постельный режим и обильное питье.
– Но как при такой ситуации не запустить вирус? Кто знает, на пользу ли пойдет самолечение. Наши читатели рассказали о недавнем случае. Женщина почувствовала себя плохо, температура 38, болит горло, кашель. Вызвала врача, та сделала замечание, что можно было и до больницы дойти, назначила лечение. Но женщине лучше не стало, а повторно обращаться за медпомощью она постеснялась, решила, что само пройдет. И вскоре ее состояние ухудшилось, сгорела буквально за считанные дни…
– А я к самолечению ни в коем случае не призываю. Конечно, если у человека температура 38 – 39, кашель – нужно вызывать врача. Просто если в целом человек себя чувствует нормально, но есть небольшая слабость, невысокая температура, и он сам знает, какие таблетки принять, чтобы полегчало, необязательно бить тревогу. В этой связи плохо, что нет четкой регламентации вызовов на дом.
В сезоны высокой заболеваемости у врачей бывает по 20 – 30 вызовов в день, это помимо работы на приеме, они трудятся буквально «на разрыв». И тут важно, чтобы доктор приходил к пациенту на дом, если случай действительно важный, а не как у нас иногда бывает – температура чуть повышена, ничего страшного нет, а человек просто не хочет сам пойти на прием в поликлинику или и вовсе здоров, но желает любым способом получить больничный… А бывает и так, что наоборот. У человека высокая температура, а он терпит чуть ли не неделю, нормально не лечится, надеется на «авось». Потом раз – и состояние ухудшается, попадает в больницу, чего легко можно было бы избежать, если бы не тянул и сразу пошел к доктору.
В описанном случае врач, конечно, была не права, что сделала замечание, но такие осложнения предсказать крайне трудно, а вызовов много. Ее тоже можно понять. Горожанам главное запомнить – если не стало легче через 2-3 дня после вызова доктора и назначенного лечения, затягивать нельзя – снова вызывайте врача, бояться и стесняться тут нечего.
– К слову, о большой загруженности врачей. Сейчас в коридоре видели очередь недовольных, народ жалуется, что талон фактически невозможно взять. Занимаешь очередь чуть не в четыре утра – регистратура открывается, через пять минут талонов нет. А вызвать врача на дом очень затруднительно, элементарно не дозвонишься…
– Да, проблема есть, мы ее и не отрицаем. Кадров не хватает катастрофически. И молодых врачей, и уже профессионалов можно понять. Нужно как-то зарабатывать на жизнь, а в нашем городе загруженность по работе огромная, а особой отдачи нет. Поэтому многие едут в сельские районы, где медиков поощряют, дают квартиры, платят больше, а нагрузка в разы меньше. За прошлый год к нам не пришел ни один новый молодой специалист, хотя мы знаем, что должны были. У нас укомплектованность терапевтами, если говорить о двух поликлиниках, порядка 35%. Сами посудите, как справляться?.. И все же мы стараемся. У нас есть кабинет неотложной помощи, доврачебные кабинеты.
Народ приходит и жалуется: «До вас невозможно дозвониться». Конечно невозможно, если ежедневно поступает около двухсот звонков. Принять вызов – 2-3 минуты. Причем, как правило, все начинают звонить именно утром, когда самый пик.
– Касательно «Портала пациента». Говорят, и там не так просто успеть «ухватить» талон.
– Нехватка талонов вытекает все из той же проблемы дефицита кадров. Врачи стараются, как могут. К тому же половина талонов уходит именно через Интернет. За 2017 год около 70000 человек получили их через портал.
– А что значит приписка «машина» рядом с именами некоторых врачей?
– Все просто – значит, этот врач может выезжать к пациенту на дом на машине. Те доктора, кто ходят пешком, физически не смогут потянуть более 15 вызовов, а вот те наши медики, кто выезжают на автомобилях, иногда посещают порядка 30 больных в день.
– Но помимо проблем с талонами и кадрами, насколько нам известно, есть еще проблема изношенного оборудования. В поликлинике какое-то время не работал флюорограф. Как с этим обстоят дела на сегодняшний день?
– Флюорограф у нас сломался еще 15 мая прошлого года и, к сожалению, по сию пору не работает. Стоимость его – порядка шести миллионов рублей. Мы уже давно просили средства на флюорограф в ОМС, и их нам выделили на первый квартал 2018 года. Но все не так просто. Сначала нужно пройти согласование с Минздравом, Минэкономики, Минпромторгом, затем проводится аукцион. 20 апреля аукцион прошел, теперь через 55 дней флюорограф должен у нас работать.
Оборудование в поликлиниках уже довольно старое, ему около десяти лет, а то и больше. Это при том, что средний срок эксплуатации такого оборудования – 5-6 лет.
– И все-таки, можно ли сказать, что сейчас, когда дело близится к лету, процент заболеваемости постепенно уменьшается?
– Бесспорно. За последний месяц мы приняли около двух тысяч человек, в день приходили порядка ста. Сейчас понемногу цифры пошли на спад. Лето – период, когда большинство дзержинцев уезжает из города, соответственно, и приток пациентов намного меньше. Плюс в это время организм лучше справляется с инфекциями. Но, повторюсь, ОРВИ вообще не стоит бояться. Простая профилактика, о которой мы говорили, и своевременное обращение к врачу – залог скорейшего выздоровления.
Ксения Жульнова