Заблудиться в лесу может каждый. И тут не всегда помогут опыт, возраст, отличное знание местности. Рассчитывать в такой ситуации придется только на себя и на помощь добровольцев из поискового отряда, потому что полиция в труднопроходимые леса не пойдет. Об этом хорошо известно членам ПСО «Волонтер», которые уже несколько лет ищут потерявшихся людей. Зимой филиал отряда открылся и в нашем городе, а недавно прошли первые учения.
В лес с «Туристами» и «Совами»
Народу собралось немало – около 70 человек. Пришли и взрослые, и дети. Новичкам предстояло пройти инструктаж. Им рассказывали об основных методиках поиска в лесу, работе с навигатором, компасом и рацией, «прочесе» цепью и многом другом. Опытные волонтеры углубленно изучали уже знакомые методики и отрабатывали полученные ранее знания. Впоследствии всем: и новичкам, и профи нужно было закрепить навыки в реальных условиях – постараться найти человека в лесу. В роли «потеряшек» были как манекены, так и заранее спрятавшиеся люди.
Принимаю решение, что лучше все самой увидеть, чем услышать от других, и присоединяюсь к команде «Белка-2». Легенда такая: пропал мужчина средних лет, который вышел в лес на рассвете. По дороге он заблудился. Пока шел, скидывал с себя одежду, поэтому нужно быть очень внимательными, прочесывая лес, и обращать внимание на мельчайшие детали – вдруг в кустах увидим нужные предметы. Нам показывают карту, поделенную на квадраты – сектора, из которых предстоит проверить три.
В нашей команде, помимо меня, всего несколько человек: двое мужчин, мальчик-подросток, двое молодых парней и девушка. Один из юношей – командир группы Дима. Он только недавно прошел обучение в местном филиале отряда и пока явно растерян. Хорошо, что рядом с нами сопровождающий – уже опытный волонтер Павел, по прозвищу «Маниак» (произносить нужно именно так) из нижегородского отряда. Он здесь для того, чтобы просто наблюдать со стороны, как справляются группа и ее командир, подсказать и помочь, если возникнут трудности. Кстати, Паша пояснил, зачем волонтерам нужны «клички» – имена легко забыть, а позывные, как правило, яркие, индивидуальные. «Турист», «Сова», «Винни-Пух» – кого только не встретишь.
Игра на грани реальности
Обстановка буквально армейская. Строимся по команде, дружно выдвигаемся, идем то цепочкой, то растягиваемся в сторону на расстояние 10 метров друг от друга. Непросто уже с первых минут. Как только углубились в лес, идти становится все труднее – пролезаем через бревна, карабкаемся по буеракам, а тут еще и густо растущие сосенки. Впрочем, по словам Павла, это ерунда. Учения – все равно своего рода игра, хоть и стоит относиться к ним максимально серьезно, а вот реальные поиски бывают ужасно трудными. В любую погоду через фактически непроходимые леса добровольцы пробиваются напролом, невзирая на сбитые ноги и огромную усталость. Понимают – времени немного. Очень трудно спрогнозировать, сколько человек продержится в лесу. И поражает, откуда вдруг у потерявшихся людей берутся силы преодолевать то, с чем в спокойных, обыденных условиях они бы не справились. Например, старушка, которая обычно с трудом передвигается, может пройти несколько десятков километров в глубь леса.
Тем временем мы продвигаемся медленно. Дима нервничает, не всегда успевает сообразить, что делать дальше, путается, глядя на карту, теряется при виде компаса. Некоторых это напрягает, другие, напротив, спокойно объясняют парнишке, как действовать. Что тут скажешь: тяжело в учении – легко в бою. Павел поясняет – так всегда и бывает, ребята же не роботы, первый блин комом. Для того и нужны полевые учения, чтобы потом не растеряться при реальных поисках, и всегда ограниченные ресурсы людей, времени, техники использовать максимально эффективно.
«Мы много времени тратим и на обычные собрания, скажем так, в кабинетах, где объясняем новичкам, что и как делать. Но подобные учения гораздо интереснее и важнее. Препятствия, с которыми сталкиваешься здесь, намного проще тех, что ждут на реальных поисках, но тем не менее это уже практика. Суть волонтерства в том, что никого не волнует, например, труднопроходимая местность: ее нужно преодолеть, чтобы отыскать человека, и все», – сурово подчеркивает Павел.
Обращаю внимание на то, что мало раций, да и компас нашей группе не выдали, он чудом оказался у одного из мужчин. «Снаряжения часто не хватает. Мы все, как правило, приобретаем за свой счет, а потому нужных предметов в обрез. Иногда элементарно не хватает батареек», – подтверждает сопровождающий. Наконец, наша команда находит перчатки. Ну, хоть какая-то зацепка. Сообщаем о ней по рации и двигаемся дальше. На реальных поисках людей намного больше, хотя 70% – новички. И все-таки, когда добровольцев много, они и заметить что-то могут быстрее. «Зимой, кстати, искать проще. Видно следы человека. Хотя, если метель, то вряд ли…» – замечает Павел.
Главное – поиск
Интересуюсь, как сами волонтеры относятся к противостоянию двух отрядов – «Лиза Алерт» и «Волонтер». «Лично мне, когда идут поиски, без разницы, к кому примкнуть, – говорит Павел, – главное – найти человека живым. А уж потом можно вместе посидеть, попить кофе и обсудить, кто же все-таки круче.» Сам Паша в волонтерстве уже несколько лет. По службе у него был опыт ориентирования в лесу, поэтому, возможно, ему все казалось полегче. По его мнению, все по разным причинам примыкают к отряду, и это, по сути, неважно, цель все равно одна.
А мы все идем и идем… Человека пока так и не видно. Главный штаб дает задачу – поработать на отклик. За сложным названием скрывается элементарное задание – просто кричать имя пропавшего. И мы на весь лес как можно громче выкрикиваем, но пока безрезультатно. Снова собираемся, снова изучаем карту. Принимаем решение и дальше прочесывать местность, хотя, честно говоря, все уже устали, хотят скорее на поляну к остальным – пить чай с пирогами. Но, увы и ах, – не бросишь же в реальной ситуации человека в лесу, а тут хоть и учения, все понарошку, нужно отнестись ответственно. В итоге искали мы больше часа. У других групп все складывалось по-разному – кто-то справился и за тридцать минут.
В награду – благодарность
Какое же облегчение выйти к костру, где уже собралась веселая, дружелюбная компания. Все улыбались, общались, делились впечатлениями и дружно лакомились заслуженными угощениями. Учения, в целом, удались. Были, конечно, недочеты по организации, но нужно учитывать, что в нашем городе они проходили впервые, волонтеры еще поднатаскаются. Все-таки филиал существует всего несколько месяцев. И в него всегда требуются люди. Подробнее об отряде, его работе и проблемах пообщались с командиром ПСО «Волонтер» в Нижнем Новгороде Сергеем Шухриным.
Он рассказал о том, что идея создания дзержинского филиала возникла давно. Когда пропадает человек и срочно нужно собраться на его поиски, уходит несколько часов на то, чтобы приехали люди из соседних городов. Поэтому важно, чтобы по области было больше своих филиалов, ведь каждая минута на счету. Лозунг волонтеров – «Помочь может каждый». Хорошо, конечно, когда люди, отправляющиеся на поиски, подготовлены, умеют пользоваться рацией, неплохо ориентируются в лесу, но здесь приветствуют и неопытных, но активных граждан.
«Волонтеры не получают за свою работу никакой награды, кроме благодарности. Помимо полевиков, непосредственно ищущих пропавших в лесу, в постоянный состав отряда всегда требуются: инфорги – те, кто работают в Интернете, распечатывают листовки, созваниваются со СМИ, связисты, картографы, поисковики, психологи, врачи, кинологи, следопыты, джипперы, квадроциклисты, воздухоплаватели, операторы дронов и просто неравнодушные люди, без специальных навыков. Для участия в поисках достаточно заполнить анкету волонтера и зарегистрироваться на форуме volonterNN.ru.
Личное снаряжение добровольцы приобретают на собственные средства, а рации, навигаторы выдаются отрядные, приобретенные на средства грантов. Иногда, конечно, граждане помогают, перечисляют деньги на батарейки, и за это им большое спасибо. Но самая важная помощь на деле – личное участие в поисках, – делится с нами Сергей. И добавляет, что о дзержинском филиале лучше спрашивать у его командира – Надежды Ступницкой.
Девушка в свою очередь с энтузиазмом отзывается о своей «вотчине». «В декабре 2017 года нас было пять человек, сейчас – семнадцать. А в феврале мы устраивали форум безопасности в МК «Спутник», где каждый желающий мог научиться оказанию доврачебной помощи, картографии, послушать несколько лекций о безопасности детей и узнать подробнее об отряде. Но, к сожалению, людей тогда пришло немного, – рассказывает Надежда Ступницкая. – Члены отряда сейчас выполняют одновременно разные задачи. Кто-то занимается связями с общественностью и поиском контактов с МВД, МЧС и городской властью. У нас есть два активно работающих инфорга: Оля Миклюкова, которая в отряде несколько лет, и Ира Вишнева, которая пришла осенью и недавно прошла обучение. Кроме того, мы систематически ездим учиться в Нижний Новгород, готовимся к «лесному» сезону. В отряде существует несколько «специальностей» и у каждой свои особенности, но благодаря обучению каждый находит себе место, потому что помочь в поисках могут абсолютно все.»
Вы тоже всегда можете присоединиться к волонтерам, было бы желание. Кто знает, может именно с вашей помощью когда-нибудь удастся спасти потерявшегося человека.
Ксения Жульнова