С.А. Пушков. 1941 г.  

Великим подвигом он навечно вписал свое имя в историю нашего города, став единственным летчиком из дзержинцев военной поры, совершившим воздушный таран. Прошло семьдесят пять лет с того дня. Однако имя отважного пилота до сих пор мало кому известно. Орден Отечественной войны, которого удостоился за прежние геройские поступки, остался не врученным. Памятная доска с его именем на площади Героев у Вечного огня бесследно исчезла…

 

Истоки


Ему было двадцать семь, когда он совершил свой бесстрашный подвиг – таран фашистского самолета в смоленском небе. Лишь редкие, особого склада люди решались на такое крайнее средство борьбы с врагом. Откуда берут начало истоки подвига? Как утверждался геройский характер у этого обычного мальчугана с окраины Дзержинска? Хотя вряд ли сохранившиеся скупые факты его коротенькой биографии смогут дать ответ. Сергей Алексеевич Пушков родился 7 октября 1916 года в Нижнем Новгороде. Глава семейства Алексей Иванович, столяр-краснодеревщик, умер рано, и забота о детях – дочери Марии, сыновьях Сергее и младшем – Валентине полностью легла на плечи матери, Анны Ивановны. Оставшись с тремя детьми на руках, она в 1918-м перебралась на жительство к родному брату Николаю в деревню Растяпино, тогда еще Чернореченской волости. Сергей, спокойный, выдержанный, с твердым, решительным характером, «маленький воробушек», вел домашнее хозяйство. В 1928 году, окончив местную семилетку, он поступил в школу ФЗО при заводе получать профессию лаборанта. По окончании обучения Сергей остался работать на Чернореченском заводе, в химлаборатории, на вечерних курсах готовился в институт.

Первые шаги в небо


В 1933 году он стал студентом Нижегородского химико-технологического института. Как многие его сверстники, «заболел» небом. Поступив на курсы аэроклуба, жадно постигал азы летного дела. Небо и самолеты становятся страстью Сергея. После четырех курсов напряженной учебы в Горьком семерых лучших студентов химфака, в том числе и Сергея Пушкова, направили завершать обучение в Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева. В 1939 году выпускник «менделеевки», получив диплом специалиста – инженера по взрывчатым веществам, работал в закрытом Московском институте противопожарной обороны в Реутове. В 1941 году Пушкову исполнилось двадцать пять. Планы на будущее напрочь зачеркнула война. В самые первые дни, несмотря на «бронь», молодой инженер добровольцем ушел служить в Красную Армию. Здесь сбылась его мечта: стал курсантом Черниговской летной авиашколы. После кратковременного прохождения курса успешного выпускника направили не на фронт, а летчиком-инструктором авиашколы, находившейся под Ашхабадом. Однако он остался крайне недоволен таким поворотом, рвался воевать – сражаться с фашистами в небе. Командиры приняли во внимание просьбы настырного инструктора и вскоре направили парня в действующую армию.

Подвиг во имя жизни


Фронтовая жизнь младшего лейтенанта началась 7 апреля 1943 года с прибытием в составе 21-го истребительного авиационного полка на Калининский фронт. Здесь он вместе с однополчанами сопровождал штурмовиков на бомбежку объектов противника, уничтожал железнодорожные эшелоны, автоколонны фашистов. За три месяца 1943 года летчиками авиаполка были уничтожены 20 самолетов противника, несколько паровозов, 31 автомашина, 7 повозок, 2 батальона врага. В этом разгроме немалая доля принадлежала старшему летчику – младшему лейтенанту, новоиспеченному коммунисту Пушкову.

И вот поступило особое задание: уничтожить вражеский самолет – разведчик и корректировщик, прозванный фронтовиками «рамой». Сбить «Фокке-Вульф-189» было не так-то просто. Уступая в скорости, он был маневрен.

В бронированной кабине находился экипаж из трех человек.

4 июля 1943 года в 4 часа 20 ми-нут Сергей Пушков в паре с ведомым лейтенантом Левкиным вылетел на задание. Спустя минуты наши истребители ЛаГГ-3 настигли чужой самолет. «Рама» отстреливалась, маневрировала. Атаки краснозвездных машин не могли расправиться с врагом. Отвалил самолет Левкина – боекомплект израсходован полностью. Пушков сделал по самолету противника шесть атак. Прицелившись, снова надавил гашетку, но пушка молчала – кончились боеприпасы. Со станции наведения запрашивали: «Почему не атакуешь?». Сергей после короткой паузы ответил: «Иду на таран». Во всю мощь взревел мотор – самолет рванул на врага. Со второго захода Пушков таранил «раму» противника в правую плоскость и «ФВ-189» рассыпался в воздухе. У машины отважного летчика от удара отвалилось правое крыло, она в крутом пике с высоты 2300 метров неслась к земле. Местные жители видели в небе три раскрывшихся парашюта… Приказом от 15 июля сорок третьего года по 3-й воздушной армии С.А. Пушков был награжден орденом Отечественной войны I степени. Но награда осталась не врученной, так как с 4 июля 1943 года летчика считали погибшим.

Память


Падение самолета Пушкова засвидетельствовал его напарник летчик Левкин. Вернувшись на базу, он доложил командиру: «Старший летчик, младший лейтенант С.А. Пушков погиб при таране самолета-разведчика «ФВ-189» вместе со своим самолетом». Доклад летчика Левкина лег в основу документов ЦАМО – исторического формуляра и журнала боевых действий 21-го истребительного авиаполка 1943 г., хранящихся в Центральном архиве Минобороны СССР. Записи в них указывают на точное место падения самолета: район озера Чепли возле деревни Белянская и села Синицыно Велижского района Смоленской области. Документ утверждал: летчик Пушков погиб после совершения тарана вместе с самолетом. В графе «место захоронения» – прочерк. Однако спустя годы, после изучения документов немецкого конц-лагеря Шталаг-313 г. Моосбург (Германия), доставшегося нам при взятии города, в официальной бумаге Центрального архива Мин-обороны появилась более поздняя запись под номером 272175311. Здесь с повтором биографических данных о С.А. Пушкове внесено существенное дополнение. Согласно появившимся новым сведениям, отважный летчик после совершения тарана не погиб, а попал в плен.

Вместо эпилога


Шло время. Последовавшая цепочка событий не способствовала прояснению ситуации. Вдруг «затерялось» представление на присвоение С.А. Пушкову звания Героя Советского Союза, «забыли» вручить орден Отечественной войны родственникам, а смоленские следопыты вовсе прекратили поиск самолета, потеряли интерес к увековечиванию памяти о нем в родном ему городе. Причина столь резкого охлаждения, думается, не была случайной. Когда о подвиге Пушкова заговорили громко, всерьез обсуждая вопрос о присвоении имени героя одной из улиц в Дзержинске, – на свет появился тот самый документ из немецкого лагеря военнопленных. Наверняка тогда «сверху» посоветовали – забыть имя Пушкова. Так и случилось. И это было в духе того времени. Даже в 1970-е настороженное недоверие партчиновников к своим соотечественникам, побывавшим в плену, сохранялось. Теперь же с большой долей уверенности можно предположить: отважный пилот был застрелен при попытке к бегству из лагеря. Косвенно об этом свидетельствует листовка комендатуры на немецком языке, сохранившаяся в том же архиве. Она сообщала об очередном бегстве из лагеря четверых советских военнопленных. В перечне фамилий значится и Сергей Пушков. Побег оказался неудачным, пойманных беглецов расстреляли… Лет семь тому назад на горизонтальной стеле у Вечного огня установили памятную доску с именем Сергея Алексеевича Пушкова. Однако недавно при реконструкции к празднику 9 Мая доска исчезла… Что, снова несправедливое забвение?!
 
Станислав Шальнов