В Дзержинске много хороших и нужных музеев, посещать которые – одно удовольствие. Краеведческий, пионерии, пожарной охраны, Николая Рубцова, имени летчика Валерия Чкалова – так можно перечислять очень долго. Но об одном из них знают не все горожане, в то время как он не менее интересен и для младшего, и для старшего поколения. Речь о музее дзержинской синагоги. Председатель еврейской общины города, педагог с многолетним стажем работы, общественный деятель Ефим Михайлович Беркович всегда с удовольствием встречает здесь гостей.

 

Берет начало с уголка


В конце прошлого века евреев в городе, по словам Ефима Михайловича,  было не так уж много. Тем не менее настала пора, когда возникла потребность в месте собрания еврейской общины. В 1989 году в библиотеке им. А.С. Пушкина выделили небольшой уголок, где люди могли встречаться, беседовать, читать книги на русском языке с еврейской тематикой. Многие не знали иврит, да и вообще были мало осведомлены о культуре народа. Тогда это небольшое общество действовало под руководством доктора химических наук Виктора Лихтерова и поэта, публициста Лии Аронович. Со временем вокруг еврейской библиотеки сложилось общество по изучению еврейской культуры. Люди, занимавшиеся этим, были в большинстве своем неверующими. Однако, изучая религиозную литературу, они стали задумываться над вопросами веры.
 

Поддержку в организации очага для изучения еврейской культуры  оказали бывший председатель Дзержинского горисполкома Юрий Викторинович Макаров и в то время начальник отдела культуры Вячеслав Александрович Постнов.

В 2003 году Лихтеров и двое его друзей написали письмо главному раввину России Берлу Лазару. Они не рассчитывали, что тот быстро откликнется. Но раввин приехал в Дзержинск и обещал помочь. Он сказал, что постарается обеспечить местную еврейскую общину книгами, газетами, журналами. Позже вышло распоряжение о том, чтобы в нашем городе появилась синагога. Официальная дата ее создания 30 марта 2005 года, хотя торжественное открытие прошло 5 апреля. В том же году прислали раввина.

«Это был молодой мальчик, родом из Кишинева. Я с ним пробовал говорить на молдавском, еврейском, румынском языках, но он не знал на них и слова. Это несколько озадачило. Однако у него были далеко идущие планы. Он хотел создать при синагоге детский сад, школу. А поскольку я тогда только закончил свою преподавательскую деятельность, решил ему помочь. Но он вдруг уехал, позже выяснилось, что даже из области. Нам прислали другого раввина – Менахема Рабиновича, который работает здесь по сей день. Надо отдать должное – он сразу был полон идей и энтузиазма, с радостью принимал мои предложения. Я ввел его в организации города, познакомил с представителями власти, партий, СМИ. В свою очередь, раввин сразу ввел железную дисциплину, предполагающую, к примеру, только кошерную пищу, стал приучать людей к молитве, рассказал о еврейских праздниках. Словом, он легко расположил к себе общину», – рассказывает Ефим Михайлович.

Синагога в наши дни


Постепенно синагога развивалась, посетителей становилось больше, появились свои детский садик, столовая, библиотека, где собраны не просто интересные, но во многом уникальные книги по еврейской тематике на русском языке и иврите. Некоторые издания – конца 19 – начала 20 века.
 
Гордость синагоги – молельный зал. Он разделен на женскую и мужскую части. Здесь хранятся два свитка Торы. Один из них во временное пользование дала нижегородская синагога, другой – собственность дзержинской еврейской общины. Также в молельном зале есть Древо Памяти, привезенное из Израиля. Это своего рода мемориальная доска, на которой можно разместить имена ушедших близких людей. И здесь же собраны экспонаты, которые вкупе образуют музей общины. Как он зародился?

Однажды в нашу синагогу пришло письмо из израильского музея Холокоста («Яд Вашем» – в переводе «Рука Всевышнего»). Попросили собрать информацию о тех евреях из Дзержинска, что погибли во время войны при преследовании и истреблении. Правда, в нашем городе Холокоста не было. Тем не менее  собрали информацию о людях, погибших или пропавших без вести во время войны, создали «Книгу памяти». Анкеты местами неполные: кто-то помнит только имя, кто-то – дом, где жил человек. Этого показалось мало, в книге появились еще разделы. Например, о евреях, ушедших на фронт из Дзержинска, погибших в тылу. Собранную информацию отправили в Израиль, но и себе оставили копии бумаг, все-таки была проделана колоссальная работа. Которая, кстати, имеет большое значение, поскольку эти данные не раз пригождались горожанам.
 

«Одна из наших прихожанок благодаря информации, собранной в «Книге памяти», узнала о своем отце, который был отправлен на фронт. Позже мы  нашли и других ее родственников. Еще как-то раз к нам пришел русский мужчина, разыскивавший одну еврейскую женщину. Мы удивились, кто она ему? Оказалось, что когда он был еще ребенком, жил с семьей по соседству с ней. Родители с утра оставляли мальчика соседке, которой жилось очень трудно, – у нее не было одной ноги, женщина с трудом справлялась с домашними обязанностями. Но она занималась с ребенком, воспитывала его. Позже семья переехала в другое место, связь потерялась. Теперь выросший мальчик – ныне взрослый мужчина – решил разыскать свою няню. К сожалению, она уже умерла – в квартире случился пожар, женщина погибла. Но зато мужчина узнал, где она похоронена, покрасил памятник, убирается там, делает доброе дело», – поделился Ефим Михайлович.

Памяти выдающихся соплеменников


Обо всех людях, указанных в «Книге памяти», в синагоге молятся. Именно эта книга и стала первым экспонатом музея. А позже появились другие: стенды с информацией о евреях, когда-то живших или ныне живущих в Дзержинске, старенький патефон и пластинки к нему с еврейской музыкой, шахматы с подписями чемпионов мира, вырезки из газет со статьями о нашей синагоге, книги, написанные представителями общины. Ефим Михайлович с большим воодушевлением рассказывает о соплеменниках. И слушаешь его с превеликим удовольствием, потому что видно, как он сам гордится ими, подмечая не только общеизвестные факты, но и те моменты биографии, которые вы вряд ли знали. Здесь много фамилий, которые у горожан, как говорится, на слуху: Цуккер, Фельдштейн, Стронгин, Пенкнович, Котляр… Есть, возможно, менее знакомые имена.

«Обратите внимание, Теодор Исаакиевич Лондон. Он любил говорить про себя: «Я хоть и Теодор, но не Драйзер, хоть и Лондон, но не Джек». Это актер и драматург, игравший в дзержинском театре драмы. Наверняка старшему поколению он запомнился по роли в спектакле «Настоящий человек», поставленном по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». А вот Ехиэль Наумович Зильберман (в переводе на русский – Серебряный человек) – профессор нашего политеха, химик очень узкой специальности. Будучи на пенсии, он как-то раз решил разыскать людей с такой же фамилией. И вот что удивительно: он нашел около ста Зильберманов, и все оказались химиками! Мало того, именно по его специальности.
 
 
К тому же, как выяснилось, они все – его дальние родственники. Тогда Ехиэль Наумович предложил им провести в Израиле фестиваль Зильберманов, и они съехались. Город, если можно так выразиться, стоял на ушах. Вот еще интересный человек – Григоров Григорий Исаевич. Он родился в 1900 году, а уже к 1917-му стал близким другом Троцкого, Зиновьева и Каменева, был знаком с Лениным и Крупской. Но после смерти Владимира Ильича оказался неугоден власти, его отправляли в разные ГУЛАГи, но оттуда он вышел доктором наук, профессором географии, геологии, медицины и еще нескольких дисциплин. Когда его наконец освободили, он приехал в Дзержинск, где жил тогда его сын, и здесь работал учителем географии», – Ефим Михайлович переходил от фотографии к фотографии, с гордостью рассказывая про каждого, кто изображен на снимке.

Экскурсия по музею оказалась невероятно интересной. Не мудрено, что сюда часто приводят школьников, которые обязательно оставляют свои добрые отзывы. Частенько заглядывают и просто интересующиеся горожане, необязательно именно евреи – здесь рады встретить людей любой национальности. Советуем посетить музей и тем, кто пока о нем не знал или ни разу не был. Располагается он по адресу: Гастелло, 10. Приходить можно в любой день (исключение – с 10 до 12 по понедельникам и четвергам), предварительно позвонив по телефону 25-53-89.

 Ксения Князева