Дзержинское время

Те, кто считает, что мечты сбываются только при наличии определенной суммы в кармане, все-таки ошибаются. Часто, чтобы желание осуществилось, достаточно просто этого захотеть, а затем добиться своей цели. Это не раз доказали на деле члены организации инвалидов-колясочников «ПараПлан», которые активнее многих абсолютно здоровых граждан. Их секрет прост – они никогда не унывают, не боятся пробовать что-то новое, живут здесь и сейчас, не переживая о том, что будет завтра.

Травма = перемены в жизни

Мы пообщались с известными в городе инвалидами-колясочниками – Михаилом Четвертаковым и Татьяной Куприяновой. За чашечкой чая, в по-настоящему уютной, дружеской атмосфере они рассказали о том, как попали в «ПараПлан», каких целей уже достигли и к чему стремятся сейчас. А идей и задумок впереди еще очень много…
О Мише в Дзержинске, пожалуй, знает каждый. В первую очередь  как об одном из солистов группы «ДНК». Травму, из-за которой оказался в кресле, он получил уже будучи взрослым молодым человеком. Жизнь повернулась на 180 градусов. Но никогда, по собственному признанию, он не опускал руки и не считал, что на этом все закончилось. Просто тогда, сразу после травмы, были растерянность, непонимание, с чего начать, куда обратиться, как двигаться  дальше.
«Все, кто оказывается в инвалидной коляске, проходят этот адаптационный период. Мне нужен был толчок к действию, и я получил его, приехав в санаторий «Витязь». Там собрались инвалиды-колясочники со всей области, проходили реабилитацию. К тому же была презентация электроколясок и скутеров. Я вышел на улицу посмотреть на них и увидел, как много инвалидов собралось. Сразу подойти к ним постеснялся. Но потом приехал Андрей Юруц – теперь председатель нашей организации, познакомил со всеми. Именно благодаря его инициативе мы стали собираться, сначала просто на чаепития, затем организовали «ПараПлан», – вспоминает Михаил.

Из «Шума и гама» в «ДНК»

Организация молодая – неофициально ей лет пять-шесть, а официально – всего третий год. Но за это время ее члены развернули активную деятельность. С 2014-го существует группа «ДНК» («Друзья на колесах»). Создание и участие в ней и есть сбывшаяся мечта Миши. Еще с детства он обожал хип-хоп культуру. В седьмом классе носил широкие джинсы, кроссовки на размер больше, кепку и слушал реп. Старшеклассники посмеивались: «Да ладно, это сейчас мода такая, повзрослеешь, все пройдет». «Но вот мне 36 лет, а я по-прежнему в хип-хопе», – улыбается Михаил. Говорит, в юности больше слушал американский реп, тогда в России эта музыка не была так развита, а сейчас выделяет наших. Любит группы «Грот», «25/17», «Многоточие». В их текстах «здравый смысл», считает он.
«Кстати, мы еще мальчишками в 90-х на неисправном оборудовании пытались что-то записывать. Даже группу создали – «Дети улиц». Помню первый трек – «Шум и гам». Текст был довольно наивный, но тогда казалось, что это просто бомба. «Шум и гам, удар в лицо. Кровь на руках, дышать тяжело. На что ты надеялся, к чему ты стремился? Посмотри, кем ты стал, чего ты добился. Пешка последняя на шахматном поле, один ты остался тонуть в этом море.
В твоих глазах страх и чувство вины, перед вымершим миром виновен лишь ты» – такие там были слова. В общем, в широкие массы наше творчество не пошло, но это мой первый опыт в музыке, я его ценю», – рассказывает Миша.
Позже, оказавшись в инвалидной коляске, он опять вернулся к написанию текстов. Сначала набрасывал небольшие куплеты, стал выкладывать их в сеть, пошли заказы. Реп неотступно следовал за преданным почитателем.
Однажды члены организации отмечали вместе какой-то праздник, в кафе было караоке. Алена Бекишева – теперь солистка «ДНК» – спела, и Михаилу очень понравился ее вокал. А девушка узнала, что он пишет тексты и предложила создать совместный трек. Так в апреле 2014 года появилась песня «Жизнь вдохнуть». Вскоре ребята поехали на Селигер, исполняли ее на сцене перед огромной аудиторией.
«Для меня эта поездка стала переломным моментом. Жизнь в палатках, шумный форум, известные люди… Все это казалось чем-то нереальным. Только представьте: выходишь утром, а мимо тебя проходит Гоша Куценко или олимпийский чемпион Алексей Воевода! Аленка чувствовала себя намного увереннее, чем я. Она стала участвовать в конкурсе «Мисс Селигер», в творческой номинации заявила нашу песню. Я вышел на сцену, внутри все буквально ходуном ходило, меня трясло от переполнявших эмоций. И вот заиграла минусовка. Не помню, как читал первый куплет… Потом смотрю: огромная толпа народа качает руками в такт. Дочитал я текст так, что весь Селигер буквально «взорвался». Спустился со сцены, а люди пожимают мне руки, обнимают. Это был такой кайф! Пошел к киоску купить пирожков и воды, а продавщица: «Это вы сейчас там пели?», говорю с улыбкой: «Да», и она протянула мне целый пакет пирожков и воду бесплатно. Видимо, это был мой первый гонорар», – смеется Михаил.
Сейчас группа «ДНК» уже известна всем и каждому, треков множество, сняты клипы. И все же Миша подчеркнул, что это его вторая по значимости мечта. А первая – найти свою любовь и создать семью. К ее осуществлению он тоже близок как никогда. Есть любимая девушка, авось и свадьба не за горами.
Пример Михаила Четвертакова – пример мужества, сильного человека, который не сломался даже после травмы. Пусть он сам и не считает себя особенным.

В коляске не значит без дела

А каково тем, кто с рождения прикован к коляске и не знает как – иначе?.. Об этом может рассказать Татьяна Куприянова. Сейчас женщине 63, когда-то она появилась на свет с врожденными патологиями. У Татьяны Сергеевны нет одной руки по локоть, она передвигается исключительно на инвалидной коляске. Но на судьбу, говорит, никогда не роптала. Во многом благодаря поддержке близких. Таня была третьим, младшим, ребенком в семье.
С детства росла веселой и активной девочкой, настоящей егозой. Всегда чем-то увлекалась, не любила сидеть без дела. После школы собиралась поступать в Вологодское училище, но попала в Димитровградское училище-интернат для инвалидов. Причем  и туда поступить было непросто – не брали людей с первой группой инвалидности, как у Татьяны. Но тогда она еще ходила на парных протезах. Представитель из нашего собеса сказал: «Там тебе трудно будет», а девушка ответила: «Ну, отправьте меня туда, где легко». Он вздохнул: «Раз такая, поезжай» и отправил запрос.
«Приехали туда с сестрой, смотрю – столько народа! Кого только нет: татары, мордва, чуваши. Сначала даже не слышала русскую речь, думала, как же я тут буду?.. А они еще все на меня смотрят, я одета была по-модному: на брюках вышиты три большие розы, жилетка красивая. И вот вызывает комиссия. Экзаменов как таковых не было, просто собеседование. Сначала предложили что-то написать. Почерк у меня был очень красивый, листок даже пустили по рядам. Это, кстати, сыграло огромную роль в том, что меня приняли. Спасибо школьной учительнице. Именно она заставляла долго и упорно выписывать буквы, видно знала, как мне это пригодится. Спрашивали про все подряд, даже про эти брюки с розами. И вдруг интересуются: «А как ты стираешь?» Я сначала растерялась, а потом говорю: «Принесите мне таз с водой, покажу». Больше вопросов не было», – смеется Татьяна Сергеевна.
Тогда девушку безоговорочно приняли. Два года она пробыла в училище. Здесь же встретила будущего мужа.
«Иван был очень похож на мою первую любовь. В одном подъезде с нами жил мальчик, который мне нравился, мы дружили. Но я прекрасно понимала, что не пара ему, здоровому человеку. Он, конечно, о моих чувствах знал, но что поделаешь? А тут вдруг в училище вижу Ваню – такой же светловолосый, кудрявый, только высокий. Прямо обомлела. Вдруг его еще и сажают рядом со мной. Стали общаться, потом подружились, а дружба переросла в любовь. У него тоже было тяжелое заболевание – атрофия мышц.
В молодости  он еще ходил, позже все хуже и хуже. Ваня уже ушел из жизни, мне его очень не хватает… Но тогда, в юности, все у нас было хорошо. Поженились, родилась дочка», – рассказывает Татьяна Куприянова.
Много лет женщина посвятила работе в бухгалтерии в управлении здравоохранения. Работу свою, говорит, очень любила. Цифры никогда не казались ей чем-то скучным. А желания просто сидеть дома сложа  руки даже не возникало.
Но по-новому раскрыть свои способности ей довелось, по собственному признанию, уже после шестидесяти. Сейчас Татьяна Куприянова – член нашей команды по бочче (спортивная игра для инвалидов, напоминающая боулинг или керлинг). Дважды в неделю вместе с двумя другими женщинами-инвалидами она усердно тренируется. К слову, их тоже зовут Татьянами, так что шутливо они называют свою команду «три Т». Не раз Татьяна Сергеевна занимала в соревнованиях первые места. Иногда вместе с другими членами «ПараПлана» она занимается иппотерапией – лечебной верховой ездой (кстати, активистка организации Алена Бекишева, с которой нам, к сожалению, в этот раз не удалось пообщаться, активно занимается адаптивным конным спортом и участвует в соревнованиях). Даже просто кормежка лошадок – своего рода  антидепрессант.

Небо распахнулось

Но главная мечта Татьяны осуществилась недавно. Благодаря социальному проекту «Небо, открытое для всех» ей довелось совершить тандем-прыжок с парашютом. Высоты, говорит, совсем не боялась.
«Первое воспоминание, которое приходит на ум: мне где-то три с половиной года, я сижу на подоконнике, свесила на улицу ножки. Мне весело и хорошо. После этого бабушка, которая специально приехала с Украины, чтобы со мной нянчиться, сказала: «Делайте, что хотите, я с ней сидеть не буду» и уехала, – с улыбкой рассказывает Татьяна. – В общем, мечта о прыжке с парашютом была еще в детстве, но я понимала, что навряд ли она осуществится. И вдруг как-то звонит мне Миша и спрашивает: «Есть возможность прыгнуть, пойдешь?» Я сразу согласилась. Инструктор, кажется, переживал больше меня. Нас осмотрели, померили давление. Вот единственное, чего боялась – вдруг не пропустят. Но все обошлось. Высота была 2500 – 2700 метров. От 20 до 30 секунд свободного падения. Мы прыгнули, я открыла глаза – вокруг такая красота! Было чувство, что делала это тысячу раз».
Совсем скоро, 23 июня, ребята из «ПараПлана» опять поедут прыгать с парашютом. К сожалению, в этот раз Татьяна Сергеевна поддержать их не может, но она не унывает – впереди море всего интересного. Летом активисты организации и в походы ходят, и сплавляются на байдарках, а в этот раз собираются еще и в Сочи.
Смотришь на них и только диву даешься, как им удается все успевать, всегда оставаясь оптимистами на 100%. Просто эти люди умеют ценить каждую секунду, они давно усвоили истину о том, что надо жить настоящим. А мечты могут сбыться у каждого, стоит только поверить в них…
Ксения Жульнова