Дзержинское время

Юрий Алексеевич Юлин – замечательный тренер, талантливый изобретатель. Им создано более десятка уникальных систем тренажерных устройств, благодаря которым тысячи людей с серьезными проблемами позвоночника получили бесценный дар здоровья. Самые знаменитые из них – «качели Юлина» – известны за пределами России, а уникальная реабилитационная методика, разработанная энтузиастом, успешно действует и поныне.

Трудное детство

Он родился 20 июля 1928 года в Нижнем Новгороде. В это время его отец Алексей Петрович нес там военную службу в «красных казармах». После демобилизации из рядов Красной Армии его назначили начальником райотдела милиции в Работках. Однако репрессии тридцатых не пощадили семью: старшего Юлина арестовали по доносу и отправили отбывать срок в УНЖЛАГ на лесоповал. Места каторжные – глухие леса, болото на болоте, студеные зимы… Лес валили вручную, смертность была жуткая.
В студенческом конструкторском бюро Юлина. 1960-е гг.
Согласно семейному преданию, Алексей Петрович рук не опускал, а настойчиво обращался с заявлениями о пересмотре дела. Ему удалось добиться справедливости – полного оправдания и реабилитации. Хотя в это верится с трудом. Однако чудесные освобождения, спасения уже арестованных людей чрезвычайно редко, но все же случались… На судьбах детей сей печальный факт, к счастью, сильно не отразился, лишь аукнулся при поступлении Юрия в военное училище. Там парню строго попеняли, почему умолчал о репрессированном отце, когда заполнял анкету.
Три года Алексей Петрович был в заключении, и после ГУЛАГа пришлось начать жить, как говорится, с чистого листа. В поисках жилья и работы перебрался с семьей к родному брату в Дзержинск. Супруги устроились на завод им. Свердлова, поселившись в комнатку барака на Шлакобетонной улице (ныне Красноармейская). А дальше была война, мобилизация, фронт. Домой вернулся в 1945-м.
 На тренажере. 1990-е гг.

В родном Дзержинске

Вопреки трудностям детства, украденного войной, Юрий рос крепким, шустрым пареньком. Энергия била через край: ударно работал на свердловском заводе (труд старшеклассников был тогда узаконен и применялся в обязательном порядке), хорошо учился в школе № 1, а зимними вечерами лихо катался на лыжах. Как-то заводские комсомольцы проводили лыжный кросс. Юлин нацепил на лыжи валенки и в них обставил многих экипированных спортсменов, пришел на финиш вторым. С того случая стал постоянным участником соревнований заводской сборной. Именно лыжи привели его после окончания школы на завод физоргом цеха. А вскоре его избрали заведующим военно-спортивным отделом Свердловского райкома комсомола. Но не только спорт увлекал Юлина. Любил учиться и спустя годы мог похвалиться не единственным дипломом: окончил Горьковский техникум физической культуры им. В.П. Чкалова, в начале 1950-х – Горьковское военно-политическое и 1-е Ленинградское артиллерийское училище им. Красного Октября, позже заочно – истфак Горьковского педагогического института. Во время службы в Финляндии на военной базе Порккала-Удд молодого офицера и его супругу Маргариту, землячку из Дзержинска, настигли хрущевские реформы по сокращению Советской армии. Он решил поставить точку на ратной службе, окончательно решив, что его жизненное место «на гражданке». 
В 1955-м молодожены вернулись в родной Дзержинск и вскоре Юрию Алексеевичу предложили должность заместителя директора химико-механического техникума по военно-спортивной работе.

Лучшие в стране

С его приходом у студентов ДХМТ началось поголовное увлечение физкультурой, спортом. Казалось, буквально все занимались в спортивных секциях, участвовали в массовых соревнованиях, а прогулы уроков физкультуры ушли в прошлое. По инициативе Юлина появилась секция биатлонистов, из которой позже вышло немало мастеров спорта, чемпионов и призеров первенств страны и даже мира. Так сын Юлина Алексей стал призером на одном из мировых первенств юниоров в Норвегии. На базе техникума тренировались лучшие спортсмены области, из которых сформировали олимпийский резерв Советского Союза. В самое короткое время спортивная база ДХМТ оказалась лучшей в городе, а спортклуб «Юность», которым руководил Юлин, четверть века побеждал во Всесоюзном смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой работы. Соревнования, эстафеты, турниры… К примеру, только с одной из студенческих спартакиад, проходившей в те годы в Брянске, от техникума выступала команда в сорок человек, и все до единого вернулись домой победителями с хрустальными кубками-вазами! Городские власти уговорили его занять должность руководителя городской спортивной организации, и на этом посту Юрий Алексеевич сделал немало, заботясь об улучшении материально-технической базы спортивных центров города. По праву 1960-е – 70-е годы называют теперь расцветом дзержинского спорта, массовой физкультуры и вклад в это дело Юлина неоспорим.
Спустя четыре года Юрий Алексеевич вернулся в родной техникум.

Чудо-качели Юлина

Идея создания тренажеров к Юлину пришла случайно и одновременно вполне закономерно. Немало его подопечных студентов, едва вступавших в пору юности, из-за проблем с позвоночником, а также щупленьких, тщедушных, хлипких – на уроки физкультуры в основные группы не включали, определяли в специальные. Юлин решил побороться с такой несправедливостью. По его глубокому убеждению, физкультурой, спортом можно полноценно заниматься даже с ослабленным здоровьем. Надо просто с помощью тренажеров укрепить здоровье подростков и помочь им перейти в основные группы физкультуры. Работа закипела. Неофициально в техникуме появилось специальное конструкторское бюро, в котором в свободное от учебы время студенты корпели над кульманами, вычерчивая на ватмане идею очередного тренажера Юлина. Первые опытные агрегаты по этим чертежам из подручных материалов мастерили студенты-вечерники. 
Тут случился «прокол». Юлин понимал, что энтузиазм – энтузиазмом, но труд, хотя бы по-минимому, надо поощрять. А каким образом это сделать? Выписал финансовую материальную помощь и разделил ее по справедливости. Однако нашлись «доброхоты», узрев в этом корысть, извлечение выгоды. Юлина вызвали в прокуратуру. Хотя тогда все обошлось благополучно: вечерники подтвердили, что деньги за выполненную работу получил каждый в руки. Следствие прекратили, а борец за здоровье получил свой первый инфаркт. Иной на его месте мог бы все бросить. Но Юлин не из таких. Тем более начали проявляться первые результаты: у ребят, занимавшихся на тренажерах, выравнивалась осанка, окрепли мышцы рук и ног. Стал очевидным еще один немаловажный фактор, о котором Юрий Алексеевич даже и не помышлял, затевая свои тренажеры. Его изобретения, впридачу ко всему, послужили еще и излечению людей от тяжелых недугов. И таких фактов набиралось немало.

Память

Более 300 упражнений на тренажерах разработал Юрий Алексеевич. Его гимнастика заимела научно обоснованное медико-биологическое обеспечение. Занятия на тренажерах по уникальной методике работы с позвоночником, являющейся альтернативой хирургическому лечению, получили одобрение врачей, а сами тренежеры – патенты на изобретения, две золотые, серебряную и бронзовую медали ВДНХ. Первый тренажерный зал под руководством Юлина начал работать еще в шестидесятые годы в родном ему техникуме. Позже их немало пооткрывалось в Дзержинске, Нижнем Новгороде, в стране – в профилакториях, домах отдыха, спортивных центрах – они пользуются спросом, дарят здоровье и поныне.
На пенсии Юлин активно занимался общественной работой: состоял членом облсовета ДСО профсоюзов, членом общественного конструкторского бюро ВИСТИ (Москва), возглавлял движение спортсменов – ветеранов Дзержинска. Юрий Алексеевич ушел из жизни в январе 2004 года. Юрию Юлину – заслуженному работнику физической культуры, почетному гражданину города Дзержинска – на доме, в котором он жил на улице Урицкого, установлена мемориальная доска. Его дело продолжает сын Алексей, бережно хранит память о нем вдова Маргарита Ефимовна и тысячи людей по всей стране.
Станислав Шальнов