Порой, когда приходится читать ответы на претензии дзержинцев из администрации города, местной Думы и от ее отдельных депутатов, из прокуратуры, Госжилинспекции, невольно задумываешься о том, что или авторы текстов – недалекие люди, или заявителей считают дураками. Расскажем о случае, где представители всех перечисленных инстанций давали заявителю одну и ту же глупейшую, но якобы основанную на законе, отписку.
Справка повышенной секретности
Некий Александр Д* (с пенсией 8653,6 руб. в месяц) – житель нашего города, находясь в стесненном материальном положении и задолжав по этой причине за коммунальные услуги, обратился за помощью в управление соцзащиты населения. Там для оформления пособия по бедности попросили справку о составе семьи из управляющей компании. В тот же день, а было это 8 декабря прошлого года, Д* лично обратился в центр по работе с населением своей УК и попросил выдать документ. Однако, по его словам, паспортистка отказала в просьбе из-за задолженности за содержание жилья и сообщила, что должникам запрашиваемую бумагу выдают только через месяц. Д* возмутился, ведь без долгов справку делают в день обращения всего минуты за три. Посчитал, что его права нарушили, и обратился с письменным заявлением к директору своей управляющей организации «Управдом» Александру Борисову и в прокуратуру.
В «Управдоме» в ответ на обращение пенсионера о задолженности за услуги уже не упомянули, официальная причина отсрочки выдачи справки оказалась совсем иной. «Согласно ст. 20 ФЗ № 152 от 27.07.2006 г.
«О персональных данных», оператор обязан сообщить субъекту персональных данных информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя. В выдаче справок и выписок вам отказано не было, документы будут предоставлены 29.12.2017 г.», – гласит ответ.
По легкому пути?
Почему-то и прокуратура дала Д* аналогичный, только более развернутый, ответ, сославшись на закон о персональных данных и не найдя в действиях «Управдома» каких-либо нарушений. На жалобу Д* разъяснили, что к персональным данным определенного физического лица относятся его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Кстати, в справке о составе семьи от УК содержатся только ФИО, дата рождения и адрес. То же, кроме даты рождения, рассылается всем горожанам в открытом доступе в квитанциях за ЖКУ ежемесячно.
Дальше из прокуратуры пишут, что «Управдом», владея всеми этими сведениями, является оператором по обработке персональных данных, а получить их можно двумя способами: обратившись в УК лично либо направив письменный запрос. Следом – как под копирку письма из «Управдома» – ссылка и цитата 20-й статьи Закона «О персональных данных», в том числе подтверждение законности выдачи справки в течение месяца: «Из вашего обращения следует, что 08.12.2017 г. вы обратились с запросом о выдаче справки о составе семьи, получив разъяснение о том, что данный документ вам будет предоставлен через один месяц. Срок предоставления информации не превышает установленного законом срока, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Даже по мелочи в прокуратуре противоречат сами себе: 30 дней на выдачу информации дается при письменном запросе (так гласит цитируемая ведомством строка Закона «О персональных данных»), а Д* никакого запроса не писал, он обратился за справкой лично – в устной, как говорится, форме.
А что же закон?
Если мы еще раз внимательно прочитаем ст. 20 закона, на который ссылаются «Управдом» и представители прокуратуры, то она говорит о том, что оператор персональных данных обязан сообщить физлицу или его представителю, запрашивающим эти данные, о наличии(!) персональных данных, то есть о том, есть они у него в базе или нет, а также «предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя в течение тридцати рабочих дней с даты получения запроса»(!). Александр Д*, как уже говорилось, запроса не писал и наличие персональных данных в УК «Управдом» его не интересовало, так же как не требовал он ознакомления с этими данными. Ему просто нужна была справка о составе семьи, ничего общего с Законом «О персональных данных», по нашему мнению, не имеющая.
Неслучайно горожанам, у которых нет долгов за ЖКУ, ни о каких 30-ти днях для изготовления такого документа в «Управдоме» не говорят, выдают его сразу. А ведь Закон «О персональных данных», если даже его можно здесь применить, должен быть един для всех. И если бы он на самом деле действовал в этом случае, ждать сведений о составе семьи пришлось бы всем одинаково. Значит, все дело только в долгах Д*. И в такой ситуации он оказался далеко не один.
В редакцию «ДВ» люди постоянно жалуются на то, что должникам в «Управдоме» справки о составе семьи либо задерживают, либо продают за деньги. Как минимум однажды такую бумагу даже продали женщине, оплачивающей все услуги «Управдома» в полном объеме и в срок. И чек выдали – на 300 рублей (дело было в 2017 году). Видимо, должников да и просто рассеянных, неуверенных в себе граждан таким образом учат платить вовремя, а заодно (как в случае с этой женщиной) еще и наживаются на пустом месте.
Замкнутый круг
В прокуратуре Д*, по его словам, дополнительно с ответом посоветовали обратиться с вопросом о выдаче справки о составе семьи в ГЖИ, что он и сделал. Но там жалобу перенаправили в Роспотребнадзор, где Д* порекомендовали обратиться в… прокуратуру. Сотрудники последней в итоге дали точно такой же, как и в первый раз, ответ, уточнив только, что справку, спустя 21 день с момента обращения за ней – 29 декабря 2017 года, – Д* в «Управдоме» все-таки дали.
Попутно заявитель пытался добиться вмешательства в эту ситуацию со стороны глав города и администрации Дзержинска, своего депутата, депутата ОЗС, дошел даже до всенародно избранного представителя интересов нижегородцев в Госдуме, но все только кивали на пресловутый Закон «О персональных данных» и на подробный и якобы правильный ответ прокуратуры Дзержинска.
Исключением здесь стал только Роспотребнадзор. Там Д* сообщили, что представление справки о составе семьи является муниципальной услугой, которую можно получить не только в УК, но и в многофункциональном центре в сроки, установленные ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Кстати, эти сроки весьма сжатые, вплоть до оказания некоторых услуг в день обращения.
Зачем нас делают дураками?
Почему же все, кроме Роспотребнадзора, не скопировавшего явно нелогичную ссылку на персональные данные при выдаче с задержкой справки о составе семьи Д*, не захотели разбираться в ситуации и помочь горожанину? Лень работать? Пошли на уступки УК из-за каких-то своих договоренностей? Или просто считают простых жителей города дураками? Сошлемся, мол, на закон, более или менее притянутый к теме за уши, и сгодится… В то, что авторы искренне считают свои ответы по этой теме единственно верными, нам почему-то не верится.
Простой народ нынче дурят повсеместно. И страшно то, что это делают сотрудники государственных и муниципальных органов, первостатейными обязанностями которых, напротив, является защита граждан, в том числе от коммерческого беспредела. Хотя защиту можно и завуалировать, прикрывшись ссылками на законы, не имеющими отношения к делу, как в случае с Д*, или намеренно трактуя законы неверно, как, например, в случае с другим пенсионером – В*, о котором мы также недавно писали.
Если помните, В*, переехав в соседний дом, сообщил об этом в управление соцзащиты населения Дзержинска, где он оформлял льготы, с опозданием, и за это его надолго лишили права получать компенсацию на проезд, которую будто бы он получал по новому месту жительства напрасно. Из закона (Постановление правительства Нижегородской области № 281 от 20.12.2004 г.
«О порядке реализации закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 149-З «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан»») понятно, что эту меру следует применять при совсем других обстоятельствах – если человек получает деньги дважды, сменив орган оформления льгот, то есть переехав в другой район области или вообще в другую область. Но и региональное министерство соцзащиты, и даже ЗС НО – автор проекта – согласились, что В* виновен.
Круговую поруку в этом случае лично мы можем расценить однозначно: политика не давать даже то, что положено, в том числе самым обездоленным, – повсеместная, государственная, направленная на экономию крох, именуемых социальной поддержкой.
И сейчас эта политика все меньше перестает быть тайной. Иначе как расценить перенос сроков пенсионного возраста на 5 лет (мужчинам) и 8 (женщинам), когда и нынче до пенсии доживают далеко не все, а работать и непенсионерам зачастую негде. Рассчитывать малоимущим тоже не на что – примеры В* и Д* в Дзержинске – прямое тому доказательство: чиновники перевернут законы, жилищники лишат справки, необходимой для оформления поддерживающих выплат, а работники надзорных служб закроют глаза на нарушения.
Что это, если не обирание и истребление самых слабых? Город дураков породила страна дураков, где нищие должны обходиться совсем без денег, а имеющие хоть какой-то доход – отдавать его без лишних мыслей и слов.
Елена Родионова