Через две недели в Дзержинске пройдет очень интересное, необычное и долгожданное событие. 26 мая в Центральной детской музыкальной школе состоится фестиваль «По барабану!», который соберет в нашем городе как начинающих, так и профессиональных ударников из нескольких городов страны.
Отметим сразу, что подобных музыкальных мероприятий, где в центре внимания были бы именно ударные инструменты, до сих пор не было не только в Дзержинске, но и в Нижегородской области. Идейным вдохновителем и организатором фестиваля выступил преподаватель отделения ударных инструментов ЦДМШ № 1 Сергей Баженов. С ним-то мы и поговорили о том, с чего все началось и что ждет дзержинцев в конце мая.
– Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, какова главная цель предстоящего фестиваля?
– Наверное, главная цель – это донести до большого количества людей и, в первую очередь, до молодежи информацию о существующих ударных инструментах, познакомить с современными музыкальными стилями и направлениями, с различными школами. Ко мне часто приходят ребята, которым из ударных инструментов знакома только ударная установка, а ведь они очень разнообразны: это и ксилофон, и малый барабан, целые группы оркестровых и маршевых инструментов и так далее. Надо сказать, когда я пришел работать в музыкальную школу, то понял, что моя задача не только учить детей, но и пропагандировать эти инструменты.
Хотелось бы также привлечь внимание к проблеме преподавания. Дело в том, что в отличие, например, от европейской системы обучения игре на ударных инструментах, в России нет разделения по классам, то есть ученик, посещая музыкальную школу, должен овладеть всеми инструментами этой группы. Но ведь их очень много! И получается так, что ученик в итоге толком не знает ни одного. Да и вообще, на мой взгляд, ударные инструменты и раньше, и сейчас находятся на обочине образовательного процесса.
– А как вы думаете, почему так получилось?
– Не будем скрывать, что большинство людей, даже разбирающихся в музыке, не воспринимает ударные инструменты как полноценные, самостоятельные музыкальные инструменты. Меня несколько раз удивленно спрашивали: «Как, у вас и ноты есть?» Да, есть и ноты, и различные методики преподавания, одних только способов хвата барабанных палочек несколько вариантов. И чтобы стать хорошим ударником, необходимо все это знать, работать без халтуры, а самое главное – любить музыку и инструмент.
– Но ведь барабан на самом деле практически не услышишь вне ансамбля…
– И, тем не менее, ударные инструменты – сольные, они способны не только задавать ритм, но и непосредственно создавать музыку. В некоторых композициях именно у ударных инструментов ведущая роль. Благодаря им создаются даже новые направления музыки. На Западе, в Америке проходят большие фестивали, где участвуют только ударные инструменты, и каждый раз это очень зрелищные шоу, которые привлекают большое число зрителей.
– Мне всегда казалось, что именно ударные инструменты пользуются у молодежи, особенно у мальчиков, повышенным интересом. Ведь их кумирами часто становятся современные музыканты.
– Я не спорю. Ко мне действительно часто приходят и мальчики, и, кстати, девочки тоже. Но многих из них хватает, к сожалению, не- надолго, потому что, повторюсь, это огромный труд, а большинство нацелено на быстрый результат: сел – и заиграл! Так не бывает. Зато, когда появляются действительно заинтересованные ученики, я, как преподаватель, испытываю колоссальное удовольствие.
– А каким, на ваш взгляд, должен быть преподаватель ударных инструментов?
– Умеющим найти подход к каждому ученику, чтобы у ребенка не пропал интерес к инструменту. Современным – то есть следить за тенденциями в музыке, искать новые источники информации и использовать их. Наконец, преподаватель должен сам постоянно учиться, любить и понимать музыку. Если уж, например, ты берешься обучать джазовой гармонии, то будь добр сначала проникнуться джазом.
Когда ко мне приходят ребята, я часто говорю им: «Не бойтесь ставить перед собой задачи, будьте амбициозными» – в таком ключе дальше и общаюсь, чтобы они становились активными, думающими людьми. Ведь совершенно не обязательно, что дальше они будут играть где-то в ансамблях или группах, но зато могут научиться здесь многим другим вещам. Однажды, например, ко мне пришел заниматься мальчик совершенно «деревянный», зажатый. Через пять лет, на выпускном, его мама плакала, увидев, что сын стал свободным, раскрепощенным человеком.
– Кстати, а ваших подопечных мы сможем услышать на предстоящем фестивале?
– Да, конечно. Причем пришлось даже провести небольшой конкурс, в результате которого из двадцати заявленных номеров осталось восемь – это, скажем так, ребята, которые действительно, «горят» интересом к инструменту. Несколько композиций также прозвучит в моем исполнении.
– А кто станет гостями фестиваля?
– Нижегородские музыканты, ждем исполнителей из Москвы. Первое отделение будет посвящено выступлениям учащихся, во втором выступят профессионалы.
Я очень рад, что в нашем городе идея проведения такого фестиваля нашла большую поддержку со стороны администрации, СМИ. Большую помощь в организации также оказывает руководство нашей школы во главе с директором Галиной Александровной Карасевой, за что ей огромное спасибо! Надеюсь, что фестиваль и его участники будут тепло приняты дзержинцами.
Записала Марина Ипатова