Дзержинское время

С 13 по 26 июля на спортивной базе «Триатлон» был организован спортивно-реабилитационный лагерь по обучению пользованию активной инвалидной коляской. Здесь собрались сильные, волевые, энергичные люди, цель которых, несмотря на сложившиеся обстоятельства, стремиться к самостоятельной, как можно более интересной, разнообразной жизни. В минувший четверг прошла открытая тренировка, на которой можно было увидеть, чему научились участники лагеря за эти дни.

Дело – в технике

Одна из особенностей обучения, безусловно, основная и показательная – тренировки вели такие же люди с инвалидностью. Уж они не понаслышке знают, как для начала принять ситуацию, осознать, что жизнь продолжается, и не замыкаться в себе, а затем, потихоньку, небольшими шагами, двигаться дальше. Наверняка будет все: взлеты, падения, новые попытки, но важно помнить, что в итоге старания окупятся.
«Ни один врач-реабилитолог не сможет так объяснить и показать, что нужно делать, как человек, который сам пользуется инвалидной коляской. Важна даже элементарная постановка пальцев. Основа всего – баланс. Это первое и самое главное, чему необходимо научиться. Не играет роли, какая коляска – дорогая или не очень, о ком речь – о мужчине или женщине. Заблуждение считать, что сильному полу справиться с управлением проще, чем слабому.
Дело только в технике. Как только удастся освоить базовые движения – дальше все само пойдет как по маслу. Этому мы и учим тех, кто сейчас находится здесь. Тренажеры имитируют трудности, которые ежедневно нужно преодолевать, – лестницы, железнодорожные пути, горки, бордюры. Буквально три дня назад, в начале смены, людям трудновато было с ними справляться, но благодаря терпению и усилиям они далеко продвинулись вперед», – поделились с нами тренеры Анастасия Дружинина и Светлана Куполова.

Всего добиваются сами

В лагере собрались 16 человек – немного, признаются организаторы. Председатель НРООИ «Инватур» Андрей Буланов пояснил, что желающих попасть сюда было огромное количество, но, увы и ах, финансирования хватило только на небольшую группу. Недельное проживание на базе стоит недешево. Помогли не спонсоры, к сожалению. Члены организации «Инватур» всего добились сами, подготовив свой проект и получив грант президента. Это очень показательно, поскольку последний такой выездной лагерь проводился десять лет назад. Меценаты, если и находятся, помогают, как правило, детям с инвалидностью. Взрослые, видимо, по мнению большинства власть имущих, должны справляться сами. Печальный факт, но что поделать. Хочешь жить – умей вертеться, с улыбкой говорят тренеры. И все-таки непросто было выбрать из желающих побывать здесь лучших, ведь, по сути, такой отдых заслужил каждый инвалид-колясочник. Приходилось проводить собеседование, брать самых ярких, активных, тех, кто победил в каком-то конкурсе, спортсменов.
Хрупкая Лена занимается спортом и любит путешествовать одна
Для отдыхающих постарались подготовить обширную программу. Помимо обучения азам владения коляской, здесь прошли спортивные соревнования по адаптивным видам спорта, в частности, баскетболу, психологические тренинги, консультации юристов касательно прав инвалидов. Плюс общение на природе, сауна. И всегда гостей лагеря сопровождали молодые ребята-волонтеры, которые также полноценно, с ночевкой, жили на территории базы, чтобы всегда быть начеку, помочь, поддержать, если понадобится. Радует, что еще совсем юные девчонки и мальчишки такие добрые, отзывчивые, с открытым сердцем, не боящиеся трудностей. Участники смены с ними быстро сдружились, все стали одной командой.

Возможности не ограничены

Самое главное, если бы вы понаблюдали за присутствующими, у вас бы никак не получилось назвать их людьми с ограниченными возможностями. Потому что их цели, планы и умения поистине не ограничены.
Чего стоит одна только Лена Воронова – участница смены, которой на вид дашь не больше двадцати лет. Худенькая, с кудрявыми волосами и большими, бездонными серо-голубыми глазами, девушка давно прикована к инвалидному креслу. Среди диагнозов тех, кто собрался в лагере, у нее один из самых тяжелых – ДЦП, владеть коляской ей тяжелее, чем другим. И все-таки хрупкая Лена находит силы, справляется. С огромным упорством, запасшись терпением, она взбирается на один из тренажеров – горку. То, что это далеко не просто, видно и абсолютно здоровому человеку. Нужно въехать наверх, а спуститься – соскочив с двух ступенек. Рядом готовые оперативно прийти на помощь волонтеры. Но девушка старается лишний раз не прибегать к их поддержке: нужно разбираться самой, иначе как потом в городских условиях?.. Позже мы разговорились, и выяснилось, что она еще упорнее, чем кажется, постоянно устраивает себе проверки, испытания на прочность, как сама говорит – берет себя на «слабо». Например, как-то раз на полгода укатила в Питер одна, добиралась на поезде, жила в хостеле.
«Я считаю, что не нужно искать себе отговорок. Что значит не получается, возможностей нет? Просто не хочешь – и все. Не могу так, сидеть дома и смотреть телевизор – не мое. Люблю вышивать, постоянно себя чем-то занимаю. Еще я кандидат в мастера спорта по плаванию. Сейчас, к сожалению, по показаниям врачей пришлось отказаться от этого. И главное – обожаю путешествовать. Когда куда-то еду, стараюсь у людей лишний раз не просить помощи, справляться с проблемами самостоятельно», – рассказывает Лена.
Разговорились и с другой отдыхающей – Юлей. «Пока не получается сделать баланс, – сетует девушка. – Но я не сдаюсь, главное, быть упорнее.» Юля тоже давно в кресле, что не помешало ей в свое время получить образование, выйти замуж, родить дочь, которой сейчас уже девять лет.
«Мы такие же люди, как все. Влюбляемся, женимся, живем полноценной жизнью. Я занимаюсь плаванием, как и Лена. Плаваю на спине, сейчас еще осваиваю брасс. Тренировки отнимают много времени, но это того стоит. И дочку на плавание отвела, она уже достигла больших успехов. Изучать другие места, ездить по городам инвалидам-колясочникам сейчас намного проще, чем раньше. В детстве, помню, было тяжело. Например, у меня родственники живут в Воронежской области, иногда родители отправляли к ним. Поезд стоит у нас всего минуту, допустим, еще и вагон далеко, и вот родственники дружно бегут, скорее тебя в него заталкивают, на месте прибытия тоже все ждут, торопятся. А теперь и на ж/д вокзалах, и в аэропортах есть услуга помощи инвалидам. Встречает сопровождающий, отводит, усаживает – никаких проблем, можно спокойно путешествовать одной», – объясняет Юлия. Девушка рассказала, что, конечно, не все инвалиды-колясочники такие активные, как те, кто собрались на «Триатлоне». Есть более замкнутые, которых не вытащишь из дома. Но это их выбор, считает она. Так же, как и не все здоровые люди с пониманием и приветливо обращаются с инвалидами. Кто-то стесняется, некоторые обходят стороной. И все-таки, к счастью, превалирующее большинство готовы поддержать. Мир не без добрых людей – это точно.
Важно помнить, что никто ни от чего не застрахован. В основном среди инвалидов-колясочников много тех, кто оказался в кресле, получив травму. Чаще всего – в автоаварии, иногда – неудачно нырнув, может, еще по каким-то причинам. Опускать руки и сдаваться нельзя, считает Иван Коновалов, поясняя, что он как раз из «ныряльщиков». В лагерь приехал вместе с женой Надеждой, которая ему опора и поддержка.
«У меня есть две коляски – электрическая и обычная. На первой проще, поэтому иногда, чтобы не напрягать близких или в сложных условиях, я езжу на ней. Но в основном стараюсь развивать себя, свои силы, и в повседневной жизни, как правило, отдаю предпочтение обычной. Для меня хороший пример – люди с похожим заболеванием, которые абсолютно самодостаточны и уверены в себе. Взять хотя бы моего соседа Сергея. Он тоже инвалид-«шейник», но при этом всегда работал таксистом. Причем не на какой-то крутой иномарке, а на обычной «Оке». Представляете, с такой травмой и на механике, с ручным управлением? И ничего, справлялся. Именно он вдохновил меня прокатиться на «пазике». До этого не решался, а тут рискнул – и ничего, все получилось», – поделился Иван. А Надежда добавила, что один из главных страхов инвалидов-колясочников – падение. Кажется, что упадешь, мало того что сильно ударишься, так еще и неизвестно, поможет ли кто, как поднимешься. В лагере учили и этому. Тренер объяснял, что все не так страшно, показывал, как правильно сгруппироваться при падении, чтобы избежать травм, как притянуть к себе коляску, подняться и сесть.
Безусловно, навыки, которым обучили участников смены, очень пригодятся им в дальнейшем. Но определенно жаль, что денег хватило на такой маленький срок. Всего восемь дней на то, чтобы пообщаться, отдохнуть, справиться со своими страхами, отвлечься от рутины. И сколько еще ждать подобной поездки, если не удастся получить грант? Вопрос риторический. Остается надеяться, что найдутся постоянные спонсоры, которые поймут, сколько препятствий приходится ежедневно преодолевать этим людям и как важно хоть немного их поддержать.
 Ксения Жульнова