Выдающийся художник из деревни Желнино


Константин Павлович Кузнецов. Париж. 1900 г. 

Родовая усадьба купцов Кузнецовых в Желнине примечательна не только более чем вековой историей, но и тем, что 155 лет тому назад, 23 августа 1863 года, здесь родился выдающийся художник первой половины XX века Константин Павлович Кузнецов, известный своим творчеством в постимпрессионистской манере не только в России, но и в Европе.

 

Истоки рода 


Непросто сложилась жизнь художника, волею судьбы ставшего парижанином. Но сила его таланта была такова, что время оказалось не властным над творениями мастера. По признанию художника, истоки его творчества – в беззаботном детстве, нежном отрочестве, проведенном в родительском доме в деревне Желнино Чернорецкой волости Балахнинского уезда. Из метрической книги Успенской церкви бывшего Дудина монастыря узнаем имена братьев Кузнецовых: Константин, Михаил, Игнатий, Павел и Дмитрий. Все они – сыновья супругов Михаила Андреевича и Анастасии Дмитриевны, государственных крестьян. От них пошли многочисленные родовые ветви Кузнецовых в Черноречье.
 
Семья Кузнецовых на прогулке в деревне Желнино. 1883 г. 
 
По обнаруженным в архиве сведениям, торговое дело в 1865 году в Астрахани начинал Степан Игнатьевич Кузнецов. С 1862 года он брал там гильдейские торговые документы. В алфавитном списке лиц, получивших купеческие свидетельства на 1876 – 1879 годы, Кузнецов значится временным купцом 2-й гильдии. В списке выбравших купеческие свидетельства на 1892 г. прописаны уже два брата Кузнецовы – Степан и Павел Игнатьевичи  – как временные купцы первой гильдии, торгующие под знаком фирмы «Торговый Дом «Братья Кузнецовы». Он был учрежден ими в Астрахани в 1880 году. В то время Степан проживал в волжском городе, а Павел Кузнецов – в родовой усадьбе в доме на улице Елховка (ныне Кооперативная, 40) в Желнине. 
 
К.П. Кузнецов с дочерью Ольгой в своей мастерской. Начало XX в.
 
В 1906 году в личном составе Торгового Дома произошли перемены. Со смертью Павла Игнатьевича все принадлежавшие ему права в общем капитале по его духовному завещанию перешли сыновьям покойного – Константину, Петру и Филитеру. Однако вскоре Константин «вышел из дела», так как его влекли иные сферы. Собственниками и полноправными членами фирмы остались Петр и Филитер. 

Путь художника 


Отец художника – богатый, знатный купец, коренной желнинец Павел Игнатьевич, мать – Мария Андреевна, в девичестве Сорокина, была взята замуж из д. Растяпино (ныне п. Дачный). Счастливое, безмятежное детство художника прошло в родной желнинской усадьбе. Родители дали первенцу прекрасное образование, однако мальчика увлекало созерцание неспешного хода деревенской жизни, и в этом немалое влияние на юношу оказала его мама Мария Андреевна. Глубоко набожная, она проводила время в молитвах, часто посещала святые места, прививая Косте вкус к духовной внутренней жизни. С детства увлекся он живописью, рисованием. Получив причитавшуюся долю капитала, Константин без остатка посвятил свою жизнь творчеству. Еще юношей с родителем по его купеческим делам часто бывал в Саратове. Судьба подарила ему встречу с талантливым художником В.Е. Борисовым-Мусатовым – создателем общества художников-символистов «Голубая роза». В волжском городе Константин в частных коллекциях состоятельных саратовцев познакомился с замечательными работами французских художников-символистов. Они произвели на юношу неизгладимое впечатление, определив в будущем стилевое направление его творчества. 

Париж


В возрасте тридцати трех лет Константин Кузнецов совершил свое первое длительное путешествие: посетил Лондон, Рим, Флоренцию, где пожелал провести несколько лет. Но его московская невеста художница Александра Самодурова настояла выбрать Париж – центр художественной жизни того времени. 

В Париже Константин Павлович вместе с художниками Борисовым-Мусатовым и Ширвашидзе постигал тайны высокого творчества в мастерской выдающегося французского художника, приверженца академического искусства – Фернана Кормона. Спустя четыре года, в 1900 году, Кузнецов женился на Александре Алексеевне Самодуровой. Супруги покинули Россию и навсегда поселились в Париже, сохранив русское подданство и православное вероисповедание. Они вместе занимаются живописью: он – в мастерской Луи Гумберта, она – в парижской Академии Рудольфа Жюлиана. Но по-настоящему их духовными учителями оставались художники-импрессионисты Моне и Писсарро. Будучи прекрасным портретистом, Константин Кузнецов упорно работает над пейзажем, много пишет с натуры, путешествуя по окрестностям Парижа. 

Признание 


Поселившись в Париже на Монмартре, Константин Кузнецов наслаждался светской жизнью столицы: посещал концерты, театральные спектакли, балет. Но в его жизни наступает этап, когда он, заимев собственную студию, полностью отдается творчеству. Он стал парижанином, а его сердце оставалось в родной стране. Художник Кузнецов по-прежнему глубоко русский, несмотря на свою любовь к Франции, где он прожил почти 40 лет. У супругов Кузнецовых в Париже родилось четверо детей: Елена, Ольга, Александр, Михаил. 
 
С картины К.П. Кузнецова. Начало XX в.
 
В 1907 году семья оставила квартиру на Монмартре и перебралась на жительство в Монпарнас – район, который издавна считался Меккой для парижских художников и интеллектуалов. Здесь художник творил до конца своей жизни. Он постоянный участник самых престижных парижских выставок, оформляет постановки балетов, иллюстрирует издания русских и зарубежных классиков. Полотна художника Кузнецова украшают выставки лучших парижских салонов Национального общества изящных искусств: Осеннего, Независимого. Картины с успехом выставляются в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питтсбурге, других столицах мира. Он участвует в выставках в Москве и Санкт-Петербурге (1903 – 1910 гг.). 

В 1930 году К. Кузнецов создает серию иллюстраций к «Вию» Н.В. Гоголя, «Русалке», изданию «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Однако тоска по России не покидала художника. 

В 1933 году в расцвете сил в Париже трагически погиб один из любимых сыновей мастера – Александр. Его нелепая смерть подкосила здоровье художника. 30 декабря 1936 года К.П. Кузнецов в возрасте 74 лет ушел из жизни. 

Наследие 


Дочь Константина Павловича Ольга в 1964 году лучшие работы отца передала в дар Государственной Третьяковской галерее. Живописные полотна выдающегося мастера представлены в Национальном музее современного искусства в Париже, музее Э. Будэна в Онфлере и других, украшают частные коллекции по всему миру. Земляки-нижегородцы мало знакомы с его творчеством. Несмотря на это на его родине в Желнине сохранился дом на улице Кооперативной с остатками бывшей усадьбы Кузнецовых. На желнинском погосте – семейная усыпальница Кузнецовых. Здесь похоронены родители художника: Павел Игнатьевич и Мария Андреевна, рядом покоится прах Екатерины Игнатьевны Неводчиковой (в девичестве Кузнецовой), а также Василия Игнатьевича, Пелагеи Григорьевны Кузнецовых. В начале прошлого века в губернском городе проживал родной брат художника – Филитер Павлович (родился в 1868 году). Он женился на своей землячке – родной сестре купца из Желнина А.В. Маркова – Валентине Васильевне. Ныне в Париже живут потомки знаменитого живописца. Впервые одна из родственниц К.П. Кузнецова – его правнучка Фредерик Брантомме, проживающая в Париже, в прошлом году побывала в Нижнем Новгороде. Ее мечта – увидеть родину прадеда – Желнино. 

Надо добавить и то, что сейчас московский искусствовед Екатерина Усова работает над книгой, посвященной жизни и творчеству художника. 
Самозабвенно и преданно служил высокому искусству парижский художник с русской душой – наш земляк Константин Павлович Кузнецов, оттого память о нем жива. 
 
Станислав Шальнов
Фото из семейного архива внучки художника Кати Вейерт. Париж.