Не в леса и поля, а на станции приема!


 
Станция приема стоков, построенная по проекту советских времен
 

Надежнее рук


Нынешнюю встречу на «Дзержинском водоканале» (ОАО «ДВК») – основной площадке ассоциации озаглавили так: «Технология и энергосбережение на предприятиях ВКХ малых городов». Самые передовые водоканалы страны уже давно автоматизировали добычу, подачу, очистку воды и стоков. Дзержинский в их числе. Все остальные предприятия малых городов и районов региона стремятся перенять опыт дзержинцев. Для этого, собственно, и создавалась такая площадка как НАПВВ.

 

На сей раз об опыте внедрения и обслуживания «умного оборудования» рассказали руководители ООО «Экотехнологии», которое сотрудничает со многими предприятиями ВКХ региона и страны. Так, например, директор компании Андрей Кабаев презентовал возможности эффективных способов обслуживания современной автоматики для малых водоканалов, где, разумеется, есть своя специфика. А заместитель директора по техническому развитию «Экотехнологий» Андрей Седов раскрыл для участников семинара подходы к автоматизации инфраструктурных объектов малых водоканалов. Не надо забывать, что предприятия ВКХ – это зачастую не только водозаборы и очистные сооружения, но и целая сеть вспомогательных объектов, распределенных по всей территории населенного пункта. В их числе, например, канализационные и повышающие давление насосные станции – КНС и ПНС, питьевые колонки, скважинные сооружения. Вся инфраструктура также может работать в автономном режиме, без участия обслуживающего персонала. Дзержинская практика показала, что так процессы водоснабжения и водоотведения протекают более надежно и менее затратно для экономики предприятий. По такому принципу в нашем городе давно организована и бесперебойно работает сеть насосных станций. Многие из вас наверняка обращали внимание на небольшие сооружения во дворах, окрашенные в светло-синий. Это и есть ПНС, благодаря появлению которых в свое время была решена проблема низкого напора воды в микрорайонах.


 

Куда увозят стоки?

 

Основной вопрос, который обсуждался на семинаре, касался вопросов организации станций приема стоков. Сейчас в этой сфере в городе, можно сказать, нет определенности. В Дзержинске, как известно, помимо многоквартирных жилых домов, подключенных к централизованной канализации, довольно разветвленный частный сектор, где стоки сливаются в септики и выгребные ямы. Куда же вывозится все это «добро» из одноэтажного Дзержинска? По самым скромным подсчетам с частного сектора местных поселков в границах городского округа ежедневно собирается по 15 автоцистерн. Самым любимым местом их опорожнения пока остается старый, уже не действующий коллектор вдоль Решетихинского шоссе. «ДВК», как выяснилось, отвечает только за небольшой участок трубы в сторону Володарска. И то коммуникации перешли в эксплуатацию водоканала не так давно, 16 апреля текущего года. Коммунальщики таким образом исполнили Постановление администрации Дзержинска № 131 «Об определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных участков сетей холодного водоснабжения и водоотведения», принятое в начале текущего года. Однако большая часть коллектора вдоль Решетихинского шоссе располагается уже в границах Володарского района. Этой трубой Дзержинский водоканал не владеет и не обслуживает ее. При этом на участок коллектора, за который ответственны дзержинцы, стоки из частного сектора на автоспецтранспорте не доставляются. Ближайшие официальные точки для приема сточных вод таким способом – канализационный коллектор на территории КНС 101, расположенный на Речном шоссе в районе Дзержинской ТЭЦ, и Районные очистные сооружения (РОС), которые находятся в восточном промрайоне на Гавриловском шоссе. В общем, со всей уверенностью можно сказать, что колодцами старого коллектора на Решетихинском шоссе пользуются нелегальные ассенизаторы. Поэтому всем, кто увидит там автоцистерны, можно смело сигнализировать в правоохранительные и надзорные органы. Так поступают и на самом Дзержинском водоканале, когда замечают нелегалов. Правда толку от этих обращений откровенно мало из-за несовершенства действующего законодательства.

 

 Самый дешевый, но незаконный и наказуемый способ утилизации хозфекальных стоков


Несанкционированный слив ЖБО наказывается административным штрафом. Это плюс-минус тысяча рублей. Штрафы накладываются на граждан. Привлечь к ответственности должностное или юрлицо у контролеров не получается. Водители автоцистерн берут всю вину на себя, не сдавая при этом руководителей, – машина, мол, моя, везу стоки со своего участка. Ясно, что КоАП в борьбе с нелегалами – не панацея. В то же время на ужесточение ответственности региональные власти пока не идут, объясняя это как раз отсутствием в регионе налаженной системы приема ЖБО. В общем, нужно строить станции. Инициатива, естественно, за водоканалами. Так в НАПВВ и стали прорабатывать возможность эксплуатации таких объектов.

 

Без опасности для экологии


В ДВК, едва подступившись к изучению нормативной базы, сразу наткнулись на трудности. Как выяснилось, строительство станций приема стоков определяли старые советские СНиПы, по которым нужно было возводить чуть ли не мини-завод с ангарами для мойки грузового транспорта, не считая множество других основных и вспомогательных помещений и оборудования. Стоимость таких объектов, по предварительным расчетам, доходила до 20 млн руб., что сводило на нет рентабельность всего процесса. С такими затратами тарифы на прием ЖБО стали бы космическими. Но вот недавно советские СНиПы были отменены. Директор по техническому развитию и экологии ОАО «ДВК» Сергей Сафонов считает, что это состоялось благодаря усилиям НАПВВ, представители которой неоднократно, в том числе на федеральном уровне доказывали необходимость либерализации слишком жестких стандартов в строительстве станций приема стоков. Однако сегодня для продвижения в этом направлении сохраняется еще одно не менее существенное препятствие в сфере законодательства об эпидемиологическом благополучии населения. Так, Санитарные правила и нормы (СанПиН) диктуют для станций 500-метровую санитарно-защитную зону (СЗЗ). Сергей Сафонов считает такое требование избыточным. «Объект в таком случае должен стоять в чистом поле», – сетует технический специалист, добавляя, что в условиях города такие нормативы вряд ли будет возможно реализовать.

 

Изучая европейский опыт, дзержинцы обратили внимание, что станции по приему ЖБО ставятся недалеко от жилой застройки. Да и станции в российских городах и странах СНГ, выполненные по старым советским СНиПам, тоже не в чистом поле стоят. Очевидно, что СЗЗ можно сокращать. Собственно, о такой возможности на одном из недавних совещаний в региональном министерстве ЖКХ и ТЭК региона заявили представители Роспотребнадзора. В ведомстве готовы на индивидуальный подход относительно СЗЗ по каждому отдельно взятому проекту приемной станции. Кстати, практика сокращения СЗЗ уже давно обкатана в сфере строительства коммерческих объектов, например, торгово-развлекательных центров. Поэтому в НАПВВ очень надеются, что и у них не возникнет особых сложностей во взаимодействии с Роспотребнадзором. Тем паче, что современные станции по приему ЖБО спроектированы таким образом, что не оказывают негативного воздействия на окружающую среду и не приносят вреда здоровью населения. Многие модели станций исполнены так, что исключают даже появление неприятного запаха – прием стоков осуществляется в закрытом режиме.

 

Современные станции, где жидкие бытовые отходы принимают без ущербадля окружающей среды и здоровья населения

 

А вообще, это уже давно высокотехнологичные сооружения. Сам технологический процесс, как объяснили специалисты «ДВК», заключается в механической очистке от мусора, накоплении стоков и их разбавлении водой, которая затем направляется на очистные сооружения. Многие блочно-модульные станции работают без участия персонала. Взаимодействие с ассенизаторами осуществляется посредством системы автоматизированного карточного учета абонентов. За связь с диспетчерскими пунктами водоканала отвечают дистанционные системы удаленного доступа. По желанию заказчиков модульные станции оснащаются пробоотборниками и аналитическими приборами (pH). Это, как вы догадываетесь, необходимо для того, чтобы ассенизаторы не сливали в систему вредную химию, которая способна вывести из строя всю начинку объекта. В общем, решений в нашей стране и за рубежом масса. Сейчас, как считает Сергей Сафонов, НАПВВ осталось только выбрать разработчика и найти базовый проект, который бы устроил специалистов Роспотребнадзора. После согласования с ведомством проект можно будет применять на участках водоканалов Нижегородской области.


«Строительство станций приема стоков актуально не только для Дзержинска, но и для всего региона, – отметил в общении с журналистами генеральный директора ОАО «ДВК» Андрей Рехалов. – Это поможет цивилизованно принимать стоки от жилых домов, не имеющих централизованной системы водоотведения.» Андрей Иванович также сообщил, что сейчас предприятие находится в переговорах с администрацией города по выбору участков для размещения таких объектов. Расчеты показали, что для Дзержинска достаточно будет двух станций, одну из которых планируется разместить в районе поселка Желнино, другую около Канатной фабрики. А дальше, после пуска в эксплуатацию модульных приемников, дзержинцам предстоит выстраивать работу с ассенизаторами, которых нужно еще приучить к тому, чтобы сливать хозбытовые стоки на официальных площадках, а не где попало.


 

Владислав Шепелев