Уходящее лето было одним из самых сложных в моей жизни. Потому, что никак нельзя было понять, то ли ты не в себе, а все происходящее вокруг снится, то ли мир действительно сошел с ума. Ведь обычной логикой то, что происходило в нашей стране, регионе и городе в последние три месяца, объяснить, кажется, невозможно.

  

Когда Медведев заявил о так называемой пенсионной реформе, что, по своей сути, заключается исключительно в повышении пенсионного возраста, уже стало не по себе. И не потому, что пришло осознание – до пенсии многие рискуют не дожить, нет, на достойную старость, обеспеченную государством, большинство представителей, например, нашего поколения и так не надеялись. Дело в другом. Тогда открылся чемпионат мира, и все мы стали свидетелями того размаха, с которым наша страна его приняла. Огромные средства были потрачены на новые стадионы и так называемые инфраструктурные проекты, а это миллиарды и миллиарды. Но тут же нам заявили о том, что в бюджете денег нет, а потому мы (то есть они – правительство) вынуждены будем поднять пенсионный возраст, так как не сможем обеспечить всех пенсионеров в будущем.


Вот это и было шоком. Так зачем же тогда строились стадионы, дороги, километры благоустройства, а также Северный и Южный потоки, крымские мосты и прочие дорогие проекты, если, потратив деньги на них, государство просто отказалось обеспечить старость значительного числа своих граждан? Разве не для человека и создано это государство, не для него оно существует, а для стадионов, мостов и газовых труб, которые, конечно, повышают престиж нашей страны и дают эфемерную надежду на то, что когда-нибудь и у нас все будет хорошо, но многие до поры той прекрасной рискуют просто не дожить? И ответа, к сожалению, я до сих пор не получил. Вижу лишь, что наши чиновники на этот счет либо молчат, либо произносят что-то невнятное в духе «денег нет, но вы держитесь», а также спортом занимайтесь на спортивных площадках, которые мы вам построили к чемпионату мира. И никто из них не вспоминает про уровень нашей медицины, зарплат, цен на качественные продукты питания и достойный отдых, а также экологию и многие другие вещи, что позволяют человеку жить и работать долго, не скончавшись лет этак в 60 с небольшим хвостиком от запущенного рака или сердечной недостаточности.

 

С ходом мысли региональных чиновников, надо сказать, дела обстоят не лучше. Нам в очередной раз предлагают принять участие в обсуждении стратегии развития области, которая уже в нескольких вариациях представлялась публике в разные годы. Складывается такое ощущение, если честно, что те, кто у власти, как-то не очень представляют, куда плыть. Да, я разделяю мысль по которой надо посоветоваться с народом, у нас же демократия. Но как-то не очень с нами советовались, например, депутаты Законодательного собрания, когда большинством голосов одобряли пенсионную реформу. Никто же голосований, согласитесь, не устраивал и предложений не принимал, когда господа региональные депутаты давали оценку планам правительства России? А они ее дали положительную, против выступили лишь представители так называемых оппозиционных партий, за что им спасибо, конечно, но толку от того все одно нет, так как голосов несогласных было ничтожно мало. И зачем тогда с нами советоваться по вопросу развития области, если региональная власть и без того прекрасно показала, что будет так, как они хотят, а от мнения народного у нас уже мало что зависит?

 

Другое дело выборы. Они на носу, а потому нужно же было с чем-то в народ идти. Не давать же конкретные обещания увеличения благосостояния в конкретных цифрах, в них в нашей стране уже никто не верит, так как тарифы на услуги ЖКХ, цены на бензин и продукты питания увеличиваются с завидной регулярностью, а вот реальные доходы большинства населения явно и уже давно за ними не поспевают. Можно было бы, конечно, сделать еще ставку на борьбу с коррупцией и казнокрадами – тема уж больно актуальная, но она тоже неблагодарная, так как взяточников слишком много – посадишь одного, на его место два других найдутся. А на уровне области жулики всегда на виду, про них все и все знают, не скроешь. Так что эффект будет непродолжительным, да и реального положения дел никак не изменит. Вот и решили, видимо, просто поговорить о стратегии. Слово для многих непонятное, но обертка красивая – под словами «будущее» и «вместе» можно спрятать множество смыслов, создающих иллюзию действия.


В Дзержинске, конечно, еще все сложнее. Логика принятия решений местных властей этого лета напоминала робкую надежду приговоренного к расстрелу. Простите, но другой аналогии на ум не приходит, когда видишь, что в городе денег не хватает даже на уличное освещение, а подавляющее большинство бюджетных учреждений поставлено в рамки оплаты из бюджета только 80 процентов коммунальных расходов. При этом городская власть умудряется держать головку высоко, рассуждая о том, как бы в очередной раз разделить субсидии вышестоящих бюджетов на 40 с лишним дворов, новую площадку и брусчатку для бульвара. И все же прекрасно понимают, что ничего хорошего из этой затеи не получится, так как бюджетно уложенный асфальт (подрядчикам же тоже нужно детей кормить) во дворах начнет сходить уже с талыми водами. Но принцип – если дали денег, то надо освоить с максимальным размахом, – нужно соблюсти, иначе положительной статистики совсем не видать в отчетах следующего года. А так хоть можно будет без ложной скромности заявить, что отремонтировали 44 двора, а это звучит, на минуточку, солидно!

Смотришь на все это со стороны, а на ум приходят только строчки Игоря Губермана:


В душе осталась кучка пепла…

И плоть изношена дотла.

Но обстоят великолепно

Мои плачевные дела.


Хотя, возможно, я всего лишь дилетант, склонный к преувеличению проблем и нагнетаю страхов, а там – в верхах разных уровней – все-таки знают, что они творят. Правда верится в это все меньше и меньше…


 

Сергей Кулаков, 
главный редактор