По давно сложившейся традиции, 5 октября – в Международный день учителя – мы поздравляем людей, посвятивших свою жизнь одной из самых важных и благородных профессий. На страницах «ДВ» не раз публиковались истории о замечательных педагогах, много лет посвятивших работе в разных школах города. Как правило, речь шла именно об опытных учителях, выпустивших во взрослую жизнь не одно поколение ребят. А ведь большинство преподавателей уверенно заявляют, что работа с детьми – призвание, к этому делу должна лежать душа. И осознание того, твоя ли стезя педагогика, приходит еще в юности. Поэтому наш сегодняшний рассказ – о молодой учительнице английского языка из школы № 30 Екатерине Алексеевне Косаревой.
Иностранный манил с детства
«В моей семье преподавателей не было, так что ни о каких династиях речи не идет», – сразу с улыбкой отметила Катя. Приветливая и спокойная, молодая женщина с первой минуты расположила к себе, и стало понятно, почему ее так любят ученики – как маленькие, так и старшеклассники. Постигать азы английского Екатерина Косарева учит ребятишек со второго по девятый класс, так что приходится на одной неделе и разучивать вопросы, вроде «What is your name?» («Как тебя зовут?»), и детально рассматривать свыше двадцати времен в этом непростом, но таком необходимом иностранном языке со старшеклассниками. Собственно, огромная любовь к своему предмету и привела ее когда-то в педагогику.
«Сама я училась в 39-й школе.
В принципе, мне неплохо давались все предметы, хотя, как и любому ребенку, какие-то нравились больше, другие – меньше. Но английский обожала!
Мне хотелось слушать песни на иностранном и понимать их, изучать другую культуру. Уже тогда пробовала читать книги на английском, смотреть фильмы без перевода, хотя давалось это нелегко. И после 9 класса твердо решила – пойду поступать в педколледж на учителя английского языка. Эта специальность была очень востребованной, три человека на место, но я прошла. Годы учебы вспоминаю исключительно с нежностью и большой благодарностью нашим педагогам», – рассказывает Екатерина, особенно выделяя Елену Владимировну Чухину. По словам Кати, именно на ее занятиях она окончательно утвердилась в желании стать учителем, поняла, что к этому лежит душа.
Дзержинский педагогический колледж, признается Екатерина, стал основной базой для ее первых шагов в профессии, дал необходимую практику. С третьего курса студенты пробовали себя в роли будущих учителей, проводя уроки у начальных классов. Свое первое занятие в школе № 40 Екатерина Косарева и сейчас вспоминает с волнением. Говорит, очень переживала, но зато, когда смогла расслабиться и провела урок, в очередной раз поняла, что это ее призвание.
Нельзя сказать, что английский давался девушке так уж легко, как бы она его ни любила. Екатерина уверена: если очень хочешь чего-то добиться, то просто нужно приложить максимум усилий. Да, склонность к изучению языка – это большой плюс, но зубрежку и практику никто не отменял. Еще будучи студенткой, Катя старалась как можно больше развивать свои разговорные навыки, через программу «Skype» искала иностранных друзей, в общении с которыми могла бы раскрыться и потренироваться в изучении языка.
С девушкой по имени Эмми из Великобритании она общается по сей день. Когда-то они так и познакомились через Интернет: наша Катя стремилась лучше развить свой английский, Эмми – выучить русский язык. Болтали чуть не каждый день. Сейчас, конечно, работа и семейные дела не позволяют так часто общаться, но иногда молодые женщины выкраивают время. Екатерина со смехом признается, что, пожалуй, английский ей дался легче, чем англичанке русский. Все-таки, несмотря на множество нюансов и сложностей в иностранном языке, наш великий и могучий намного труднее и богаче, чем кажется.
Школа № 30 – второй дом
Свою работу в 30-й школе Екатерина считает не иначе как судьбоносной. Все потому, что после окончания педколледжа в 2010 году еще совсем юная и незрелая девушка столкнулась с трудностями, так знакомыми большинству выпускников: опыта работы не было, а все места в школах были давно заняты. Обойдя немало школ, Катя пришла в 30-ю. Директор, Анна Владимировна, доброжелательно приняла девушку.
«С тех пор так и работаю здесь и уходить в другие школы не собираюсь, хотя, если честно, предложения были. Просто чувствую, что именно тут – мое место, мой второй дом, – говорит Екатерина. – Коллектив у нас очень дружный, начальство всегда поддерживает и готово помочь. Если говорить о педагогах иностранного, то в 30-й школе нас четверо, двое – старше и опытнее меня, а потому всегда могут помочь, дать дельный совет. Держать дисциплину в классе не всегда просто. Стараюсь быть для ребят и учителем, и другом. Тут важно чувствовать грань, чтобы панибратства не возникало.»
Уже начав работать, молодой педагог решила, что ей необходимо высшее образование. Поступила в ННГУ им. Н.И. Лобачевского на факультет иностранных языков по специальности «Учитель иностранного языка». Как и педколледж, закончила его с отличием.
С помощью песен учат грамматику
В апреле этого года на Декаде учителя Екатерину Косареву выделил и департамент образования нашего города. Она стала призером конкурса методических разработок в рамках «Фестиваля педагогических идей молодых педагогов – 2018». Нас очень заинтересовало, что же необычного в методике образования Кати. Оказалось, что молодая учительница активно применяет на своих уроках… музыку.
«Музыка помогает ребятам расслабиться и в то же время привлекает их внимание. Для младших классов беру песенки с одного образовательного сайта по английскому языку. Там есть разные темы: счет, цвета, животные и прочие. А для старшеклассников беру песни групп «АББА» и «Битлз», Бритни Спирз. Используя музыку на разных этапах обучения, можно проработать не только лексический и грамматический материал, но и повысить навык восприятия иноязычной речи на слух, – поясняет Екатерина. – Школьники сложнее всего воспринимают аудирование. Я стараюсь 90% от времени урока говорить на английском, чтобы они учились запоминать речь, привыкали к ней. Прошу их тоже как можно больше говорить на иностранном.
И всегда обязательно сначала хвалю за то, что хорошо получилось, а уж потом обсуждаю с ними недочеты. Это я, кстати, тоже почерпнула от Елены Владимировны в педколледже. Как бы хорошо или плохо мы ни отвечали, она всегда находила, за что похвалить. Мотивация – это очень важно. И еще раз повторю: на мой взгляд, главное – усердие. Как говорят – через тернии к звездам. Если достаточно времени уделять языку, то в любом случае можно добиться хороших результатов. Горжусь тем, что в прошлом учебном году подготовила нескольких ребят к участию в Международном конкурсе по английскому языку «Олимпиус-2018 – Весенняя сессия». Мы взяли шесть дипломов. Хорошее владение языком особенно важно для ребят, которые сдают ОГЭ и ЕГЭ по английскому. К слову, большинство учителей и самих выпускников негативно относятся к тому, что старые добрые экзамены по билетам заменили таким вот видом отчетности. А я не соглашусь, если говорить о моем предмете. Поскольку темы билетов можно было бы просто вызубрить, а теперь требуется действительно неплохое знание языка, причем и в разговорном плане, и на письме.»
Дома у Кати подрастает сынишка. Сейчас ему всего четыре годика, но молодая мама потихоньку приучает его не только к русскому языку, но и к английскому. Чем раньше малыш запомнит какие-то слова, фразы на иностранном, тем быстрее привыкнет к нему и тем легче ему будет потом при желании его выучить. Причем алфавит алфавитом, но Екатерина уверена, что нужно именно больше разговаривать на английском, а не пытаться сначала заставить запомнить буквы. «Когда мы учимся говорить, не буквы же произносим, а слова», – поясняет она. Практика, практика и еще раз практика – принцип обучения молодого педагога.
Нам же остается только поздравить Екатерину Косареву и всех учителей с их профессиональным праздником! Здоровья вам, дорогие педагоги, терпения и неиссякаемой любви к своим предметам!
Ксения Жульнова