27 мая в Дзержинском политехе состоялось очередное заседание экспертного «круглого стола» на тему «Православие: вера и безверье. Проблемы религиозного развития Дзержинска». Участниками обсуждения стали представители Русской православной церкви, мэр города Виктор Портнов, депутаты Городской думы, представители общественных организаций. Вот только согласия между собравшимися, увы, не было… А, собственно, мы о чем? В далеком 1930 году Дзержинск рождался как социалистический город. И с тех пор в своем большинстве горожане жили атеистическими ценностями. Но неверно было бы думать, что православие полностью исчезало из красно-розовой России, каковой она изображалась на картах СССР. Оно жило не только в уцелевших приходах, но и в душах людей, в их сознании. Иначе почему стольких из нас, ныне 40-50-летних, втайне возили крестить, а в семьях сохранялись передаваемые по наследству иконы и молитвенники? В начале 90-х формация сменилась, и Дзержинск, как и вся Россия, начал искать новые духовные ориентиры. Предполагалось, что одним из них станет возрожденное православие. На духовном перепутье оказалась вся страна. Согласно приведенной на заседании «круглого стола» статистике, сегодня 55-60% жителей России считают себя православными. Эти цифры сопоставимы с количеством русских в стране (хотя кто такие русские?). При этом только 0,5% хотя бы раз в месяц посещают церковь, до 4% делают это по праздникам, и примерно 7,5% – один – два раза в год. Как одно с другим сочетается, не понимает никто. Вот это непонимание очень наглядно и отразилось в диалогах участников «круглого стола». Основным докладчиком (если в данном случае можно так выразиться) предполагался иерей Сергий (Муратов), старший священник прихода храма в честь Воскресения Христова. Но он сразу же заявил, что не знает, о чем должен говорить, согласуясь с заявленной темой. О деяниях РПЦ в Дзержинске? Но церковь – не партийная ячейка, чтобы отчитываться перед кем-либо, у нее свой путь и свои задачи. О духовных ценностях? Православие суть духовная жизнь верующих, у остальных же, тем более принадлежащих к другим религиям, свои приоритеты, обсуждение которых может проходить и без участия представителей РПЦ. Одно отец Сергий мог с сожалением констатировать – православие еще не стало духовным ориентиром для Дзержинска в целом. Храм в городе и храм в душе Вопрос: сколько нужно Дзержинску церквей, не обсудил еще только ленивый. И все же православные храмы полны не только по церковным праздникам, а уж во время торжественных богослужений прихожанам здесь несть числа, и места для всех явно не хватает. По словам мэра Дзержинска Виктора Портнова, для возведения малого храма требуется 30-40 млн рублей, большой же встанет миллионов в 300. Из-за нехватки денег строительство идет медленно. «Для меня, – сказал мэр, – нет вопроса, строить церкви или нет, не существует. Строить будем однозначно. Подумайте хотя бы о пенсионерах, которым приходится ехать в церковь через весь город. Пусть храмы будут в каждом районе». Участники «круглого стола» пришли к выводу: не нам судить и тех, кто сегодня строит храмы на частные средства. Движет ими грех гордыни или же внутренняя потребность творить добро – бог весть. Важен результат: небо над некогда атеистическим городом начинает золотиться куполами. От экономических аспектов к духовным вернул участников обсуждения депутат Городской думы Сергей Дунаев. Он подчеркнул, что в основе всего лежит вера, и количеством храмов она не измеряется. Конечно, судить о вере или безверии по количеству людей в церкви нельзя, ведь зачем человек туда приходит – это знает только он и Бог. И все же, по экспертным оценкам, сейчас в России «мода на религию», всплеск которой был в перестройку, проходит. Так что можно надеяться на искренность тех, кто сегодня ощущает потребность прикоснуться к религии. В городе работает православная гимназия, куда, по словам ее директора Ольги Лушиной, выстраивается очередь из желающих отдать учиться своих детей. Так что отцу Сергию можно возразить – православные традиции в Дзержинске крепчают, и не так уж медленно. Вот только большой проблемой на их пути (да и на пути других официальных религий) встают различного рода секты. Они разрушают душу человека и ввергают ее в настоящий хаос безверия. Чаще всего в секты попадают наиболее неустойчивые и поддающиеся чужому влиянию пенсионеры и подростки. В результате проблема из разряда духовных попадает в разряд криминальных. Духовность и бездушие Развивая тему, участники обсуждения перешли к следующему аспекту: религия есть только составляющая часть духовности и культурного наследия, и без развития остальных частей невозможно воспитание полноценной личности. Между тем в Дзержинске закрываются библиотеки, культура финансируется по остаточному принципу, немало проблем у театров – кукольного и драматического. Остро стоит проблема наркомании и алкоголизма. В телевизоре – низкопробные сериалы, и похоже, утеряна не только культура православная, а культура вообще. Так каким вырастет будущее поколение, которое уже не наше завтра, а наше сегодня? Вот об этом и стоит сегодня, наверное, молиться в церкви, мечети и синагоге. Эти проблемы надо обсуждать в мэрии и на общественных собраниях. Иначе совсем скоро и говорить будет не о чем.
Кира Титова