Поймаем жар-птицу или помашем ей рукой?


 

 

Первый среди лучших

 

Финансовые вливания в дзержинскую инфраструктуру выразил готовность осуществить Новый банк развития БРИКС. Это очень серьезная организация, созданная cтранами – членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Банк финансирует проекты реанимации инфраструктуры и устойчивого развития. В конце 2017 г. в Российской Федерации стартовал федеральный проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения». Войти в проект попытался и Дзержинск. Заявку на участие в короткие сроки подготовили Дзержинский водоканал (ОАО «ДВК») и администрация города. По результатам конкурсного отбора Дзержинск вошел в число пяти городов-победителей, которые должны получить финансирование от международного банка. Причем наш город продемонстрировал наивысшую степень готовности для получения инвестиций.

ДВК уже имеет большой опыт по реконструкции и строительству объектов в сфере водоснабжения и водоотведения и зарекомендовал себя как серьезный инвестор, реализующий крупные проекты в установленные сроки и без существенных замечаний. Более того, у дзержинцев серьезная база проектных решений, что обеспечивает долгосрочное планирование мероприятий по ремонту и новому строительству. Как говорится, делай – не хочу, лишь бы деньги были.

 

И вот в начале текущего года у города, благодаря участию ДВК в федеральном конкурсе, появилась замечательная возможность для увеличения финансовых вливаний в инфраструктуру. Инвестиционная заявка ДВК включала 9 объектов. Крупнейшие из них: реконструкция главного канализационного коллектора, строительство второй нитки Тепловского водозабора, водоводов на Пыру и к ЖК «Северные ворота», а также реконструкция районных очистных сооружений (РОС). В феврале текущего года оценочная комиссия Нового банка развития БРИКС побывала в Дзержинске. Представители рабочей группы познакомились в целом с состоянием городской системы водоснабжения и водоотведения, осмотрели объекты, уже построенные ДВК за последнее время, а также подробно обсудили подпроекты плана инвестиций. Общая сумма финансирования составит 3,6 млрд рублей, из которых 80% – средства структуры БРИКС, а 20% объема инвестиций обязался вложить Дзержинский водоканал. Причем Дзержинск оказался среди участников федеральной программы единственным городом, в котором обязательства по софинансированию проекта в отсутствие бюджетной поддержки приняла на себя ресурсоснабжающая организация.


 

Контроль снизу и доверху

 

Финансисты из БРИКС утвердили заявку ОАО «ДВК», но дзержинцам предстоял еще один важный шаг на местном уровне. С 2011 года водоканал, как известно, работает по концессионному соглашению с муниципалитетом на 25 лет. Главная задача государственно-частного партнерства – повышение надежности и развитие системы водоснабжения. При этом, какими бы не были вложения в улучшение имущественного комплекса со стороны концессионера, концедент, то есть муниципалитет, сохраняет свое право собственности на объекты.

 

Со времени заключения концессии инвестиционная деятельность ДВК регламентирована отдельной долгосрочной инвестиционной программой, в которой для каждого года определен собственный перечень мероприятий. От объемов вложений напрямую зависит и размер тарифов на водоснабжение и водоотведение, которые устанавливаются на уровне правительства Нижегородской области, а конкретно Региональной службой по тарифам (РСТ). При этом обоснованность потребности в инвестициях, подготовленную ресурсоснабжающей организацией (РСО), предварительно проверяют в региональном министерстве ЖКХ и ТЭК. Ну а техническое задание под инвестиции определяет муниципалитет в лице администрации Дзержинска. Город и область вкупе и контролируют исполнение инвестпрограммы, сроки и объемы вложений, чтобы каждый пришедший на предприятие рубль был использован по назначению.

 

Учитывая такую многоступенчатость в утверждении инвестпрограммы, любые порывы каким-то образом сформировать тарифное меню под себя со стороны самих коммунальщиков просто исключены. Таким образом, размер ежегодного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в Дзержинске – это не «хотелки» РСО, а решения властей, исходящие из анализа состояния инфраструктуры. При этом только инвестпрограмма позволяет той или иной отрасли ЖКХ выходить за пределы планки допустимого роста совокупной платы граждан, которая устанавливается для каждого отдельно взятого региона федеральным центром.

 

Такая необходимость в сфере водоснабжения и водоотведения Дзержинска как раз и возникает в текущем тарифном периоде. Для Нижегородской области совокупный рост платы граждан на 2019 год в соответствии с федеральным стандартом будет установлен в размере около 4%. Однако объемы софинансирования водоканалом проекта с участием Нового банка развития БРИКС, увы, не вписываются в эти рамки. И как же здесь быть? Выбор на самом деле прост – либо лишиться федеральных инвестиций, либо ходатайствовать перед властями о превышении коммунального максимума на очередной год. Чтобы не упустить, быть может, первого и последнего шанса на получение обещанных миллиардов, в ДВК выбрали второй путь.

 

 

Поезд уйдет, если…


Получить финансирование БРИКС – все равно что поймать жар-птицу за хвост. По условиям соглашения с банком деньги не придется возвращать. При этом остается перспектива, что в процессе реализации федерального проекта БРИКС может нарастить для Дзержинска объемы финансирования. Поэтому не исключено, что в дзержинские сети могут влиться не три-четыре миллиарда рублей, а гораздо больше. Впрочем, давайте прекратим мечтать и перенесемся с небес на грешную дзержинскую землю, где возможность астрономических инвестиций в инфраструктуру может быть и закопана.

 

Дело в том, что процесс согласования тарифного решения на 2019 год всячески тормозит Городская дума. Минувшим летом ОАО «ДВК» направило все необходимые расчеты с изменениями по инвестпрограмме в администрацию города. Мэрия в свою очередь передала документацию в местный парламент с предложением включить вопрос в повестку дня сентябрьского заседания. Однако депутаты без объяснения причин перенесли обсуждение на более поздний срок. Если на очередном заседании Думы в текущем месяце чиновники не примут положительного решения по тарифным предложениям, Дзержинск лишится возможности участия в федеральном проекте «Развитие систем водоснабжения и водоотведения», считай – безвозвратно потеряет миллиарды БРИКС.

 

Официальных заявлений по поводу саботажа тарифного вопроса от депутатского корпуса до сих пор не последовало. При этом думцы публично выступают с жесткой критикой деятельности ДВК. Основные претензии народных избранников, как ни парадоксально, сводятся к непрозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и низким инвестициям в инфраструктуру. Надо заметить, что такое противостояние длится уже не первый год, но не имеет под собой реальной почвы со стороны депутатского корпуса. Так, вопросы относительно обоснованности вложений в систему водоснабжения и водоотведения возникают почему-то только у дзержинских парламентеров, но отсутствуют у исполнительной власти, которая непосредственно участвует в разработке и контроле за реализацией инвестпрограммы. Одновременно с этим ДВК ежегодно заказывает независимый аудит всей операционной деятельности в рамках договора концессии, направляя соответствующие отчеты в администрацию города, РСТ и МинЖКХ. Познакомиться с экспертными заключениями ничто не мешает и депутатам Гордумы. К тому же коммунальщики никогда не возражали против любых проверок и со стороны депутатского корпуса. Это при том, что руководство ДВК, финансисты, экономисты и технические специалисты регулярно отчитываются перед Думой по выполнению инвестпрограммы.

 

К слову, в середине сентября предприятие организовало выездное мероприятие по объектам реконструкции и нового строительства для представителей администрации и Общественной палаты города («Каждый четвертый рубль – в развитие», «ДВ» № 38 от 20.09.2018 г.). У общественников была возможность воочию оценить, какими темпами ведется модернизация водоканализационного хозяйства, какие технологии и материалы используются при закладке новых коммуникаций, вживую пообщаться с коллективом предприятия. Такую уникальную возможность почему-то проигнорировали депутаты Гордумы, которые заочно критикуют работу коммунальщиков, а на деле не желают вникать в процессы, избегая конструктивного диалога.


Неубедительными выглядят и претензии отдельных депутатов к размеру инвествложений в развитие водоканализационного комплекса. В предыдущем материале мы засвидетельствовали тот факт, что водоканал инвестирует в развитие более 25% от общего объема собственной выручки. Так, например, только за 2017 год вложения ДВК превысили 260 млн руб., а за 6 лет действия концессионного соглашения – 1 млрд 30 млн руб. Помимо инвестпрограммы, предприятие вынуждено тратить средства и по линии капремонтов. Только в прошлом году ДВК направил на капремонты более 50 млн руб.

 

«Каждый четвертый рубль, что приходит к нам от потребителей, мы вкладываем в развитие. Покажите, кто сейчас в коммунальном комплексе инвестирует больше?» – удивляется гендиректор ОАО «ДВК» Андрей Рехалов. При этом инвестиции осуществляются опережающими темпами. Предприятие, не дожидаясь поступлений от потребителей, авансом, на заемные средства, строит объекты. На сегодня обязательства ДВК перед кредиторами достигли 400 млн руб. Кредиты еще долго предстоит возвращать, а, например, проблема низкого напора воды в микрорайонах города благодаря строительству повысительных насосных станций уже давно решена. Причем, как замечает Андрей Рехалов, крупные инвестиции состоялись еще до утверждения инвестпрограммы в 2014 году. Местная администрация все мешкалась с разработкой плана комплексного развития территории городского округа, на основе которого и принимается инвестпрограмма. При этом водоканалу, вступившему в концессию, нельзя было сидеть сложа руки. Соглашение оговаривало вложение 500 млн руб. в течение 5 ближайших лет. И эти деньги нужно было тратить, несмотря на наличие или отсутствие инвестпрограммы. В противном случае договор по инициативе муниципалитета мог бы быть расторгнут. В течение 2012 и 2013 годов ДВК на свой страх и риск вложил 345 млн руб. собственных средств, которые предприятию уже никто не компенсирует.

 

Между тем вторую сторону договора концессии по большому счету не интересует, где предприятие будет черпать ресурсы для исполнения обязательств. Концедент действует по принципу «вынь да положи», без оглядки на реальное положение дел в коммунальном комплексе. А ведь ресурсники сегодня находятся в довольно сложной ситуации. За последнюю пятилетку в Дзержинске вдвое снизились объемы потребления воды. Соразмерно падению объемов отпуска ресурса упала и выручка поставщика. При этом затраты на обслуживание водоканализационных сетей остались неизменными. А ведь износ коммуникаций в городе достиг такого уровня, что, по большому счету, все их нужно перекладывать. Поэтому будет очень досадно, если Дзержинск лишится возможности использовать для этого привлеченные деньги в рамках федерального проекта. Привлечение миллиардных инвестиций на безвозвратной основе позволит, в свою очередь, ускорить реализацию всех крупных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных инвестпрограммой ОАО «ДВК». Это и строительство нового главного канализационного коллектора, и прокладка трубопровода к промпарку «Дзержинск-Восточный», и подключение поселка Пыра к централизованному водоснабжению, и обеспечение водоснабжением ЖК «Северные ворота», и продолжение реконструкции РОС. За многое из всего вышеназванного активно ратуют местные депутаты, выполняя наказы населения. Ближайшее заседание Гордумы, на котором предстоит голосование по вопросу о превышении максимального размера совокупной платы граждан, должно показать, насколько народные избранники действительно ответственны перед своими избирателями.

 

 

Вадим Щуренков